Психологические теории девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:31, реферат

Краткое описание

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Содержание

Введение
Психические основы девиантного поведения
Основные причины девиантного поведения
Наркомания
Пьянство и алкоголизм
Проституция
Суицидное поведение
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
Правонарушения
Социальный контроль над девиантным поведением
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

мое.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский государственный университет  имени А.С. Пушкина

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Девиантное поведение. Психопедагогика группы риска»

НА ТЕМУ: «Психологические теории девиантного поведения»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

Раздолькина А.В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение 

Психические основы девиантного поведения

Основные  причины девиантного поведения

Наркомания 

Пьянство  и алкоголизм

Проституция

Суицидное поведение 

Девиантное  поведение на почве сексуальных  заболеваний 

Правонарушения 

Социальный  контроль над девиантным поведением

Заключение 

Литература   

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

   Каждому обществу  свойственны такие формы социальных  отклонений и в тех масштабах,  какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело  в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов  на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно  функционирующем и устойчиво  развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый  и относительно устойчивый элемент  социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования  и контроля.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало  привычкой, прочно вошло в быт, в  образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль естественного регулятора общественных и межличностных отношений.

 

 

 

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

 

   Оценка любого  поведения  подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.  

 

Основные виды девиантного поведения

 

 

   Девиантное поведение  подразделяется на две группы

1.            Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2.                Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных  на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Таким образом, психические расстройства проявляются  в двух формах:

Акцентуированные  характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными “тяжелыми” чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в виде акцентуаций  возникают у молодых людей  по ряду причин:

1.            Часто психические расстройства обусловлены тем, что  к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах -  алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно  провоцирует появление ранее  скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2.            Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во “взрослую” жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3.            Перестройка “Я-концепции”. “Я-концепция” - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.  

 

Личностные расстройства

 

Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим “я” и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.

Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само “я”, утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:  

 Локус  контроль – человек приписывает  себе или другим ответственность  за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь  зависит от внешних сил. Отсюда  чувство бессилия и безнадежности.  При тяжелых формах депрессии  мнимое чувство вины, стрессовые  ситуации в результате потери  близких людей, критика со стороны  авторитетных лиц может привести  к суицидальным попыткам;  

 Бред  физического недостатка, который  возникает в период полового  созревания   преимущественно   у   девочек.   Эти переживания,   как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или      худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.   

 Синдром  философской интоксикации. Интерес  молодых к проблемам бытия  – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей  этот интерес принимает уродливые  формы: изобретаются всеобщие  законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие  таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.  

 Учебные  неврозы или фобии проявляются  в упорном нежелании посещать  школу, колледж, институт. Невроз  выражается в конфликтных отношениях  с преподавателями и одноклассниками,  в нежелание вникать в отдельные  учебные предметы или все предметы  сразу. Особенно часто неврозами  страдают школьники. Беда нашей  школы в том, что подчас в  ней насаждаются порядки казармы,  а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.

Трудность распознания юношеских  патологий заключается в их скрытом  проявлении  и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей. Психология нужна всем, Особенно педагогам, социальным преподавателям и работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.  

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

 

 

   Существуют общие  причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

1.                       Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2.                       Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

3.            Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи  в учебе, неумение строить взаимоотношения  с окружающими и возникающие  на этой основе конфликты, различные  психофизические отклонения в состоянии  здоровья, как правило, ведут к  кризису духа, потере смысла существования.  

 

НАРКОМАНИЯ  

 

 

   Наркотики известны  человечеству с незапамятных  времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом “низших слоев”.

Разновидностью  наркомании является токсикомания. К  распространенным наркотическим веществам  относятся:

1.            Морфий и героин – алколойды опиума;

2.            Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;

3.            Гашиш (анаша, план, марихуана);

4.            Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.

5.            Кокаин – алколойд растения кока. 

Наркомания  – это заболевание, которое выражается в физической или психологической  зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания  имеет социальные последствия. Для  преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление  наркотиками ведет к росту  смертности, особенно среди молодежи и развитию целого “букета” соматических и психических заболеваний.

На почве  наркомании совершаются преступления, так как в состоянии “ломки”  наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном  для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими  и психологическими отклонениями, что  в свою очередь ведет к распаду  семьи. Наркоман деградирует как  личность, так как рабская зависимость  от наркотиков заставляет его совершать  аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность  жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:

личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное  место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются  в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным  образом, молодежь. 

 

Мотивы  наркомании и токсикомании:

1. Удовлетворение  любопытства относительно действия  наркотического вещества;

2. Испытание  чувства принадлежности с целью  быть принятым определенной группой;

3. Выражение  независимости, а иногда враждебного  настроения по отношению к  окружающим;

4. Познание  приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность  опыта;

5. Достижение  “ясности мышления” или “творческого  вдохновения”;

6. Достижение  чувства полного расслабления;

7. Уход  от чего-то гнетущего. 

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное  окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе  на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как  угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галюцинации.  

 

ПЬЯНСТВО И АЛКОГОЛИЗМ 

 

 

   Между этими  понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое  влечение к спиртному и последующее  социально-нравственной деградацией  личности. Пьянство – это неумеренное  употребление алкоголя, которое  наряду с угрозой здоровью  личности, нарушает ее социальную  адаптацию.1

Информация о работе Психологические теории девиантного поведения