Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и механизмов необходимых при этом мер пенитенциарного воздействия. В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям.

Содержание

1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников……………………………………………………………………..3
2. Режим отбывания наказания. Его функции и механизмы позитивного воздействия на психику осужденных…………………………………………..6
3. Труд осужденных и психологические условия его влияния на личность осужденных……………………………………………………….…..10
4. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка как психологически обоснованные средства исправления осужденных…………13
5. Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными…………………...…...15
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль.работа-Пенитенциарная психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников……………………………………………………………………..3

              2. Режим отбывания наказания. Его функции и механизмы позитивного воздействия на психику осужденных…………………………………………..6

3. Труд осужденных и психологические условия его влияния на личность осужденных……………………………………………………….…..10

              4. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка как психологически обоснованные средства исправления осужденных…………13

              5. Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными…………………...…...15

Список литературы…………………………………………………...…..18

 


1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников

 

С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и механизмов необходимых при этом мер пенитенциарного воздействия. В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения с соответствующим режимом (общим, строгим, особым) позволяет действенно реализовать все его основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую. При этом карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации его работы, учебы, общения и досуга, которые обеспечивают долговременное фрустрирование из-за лишения его определенных бытовых благ, ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей. Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и т.д. Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированных условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на характер и в целом на поведение осужденного, приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности и др. Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также путем подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на такой психологической закономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств как творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь не только о возможности юридического исправления осужденных, но и их перевоспитания.

Среди основных направлений ресоциализующей деятельности выступают следующие:

- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

- разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;

- осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, имеющих невротизацию и психопатические проявления, неадекватные психологические защиты и личностные акцентуации;

- разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

- всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Постпенитенциарная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, базируется на комплексе мер: во - первых, по социальной реадаптации их к жизни в новых условиях на свободе, во-вторых, по социальному контролю и профилактике вероятности “ асоциальных срывов”, в том числе и совершения повторных преступлений.

Социальная реадаптация освободившихся из мест лишения свободы крайне нужна в связи с тем, что данные лица могут испытывать значительные психические перегрузки из-за нарушенности прежних социальных и семейных связей, настороженности знакомых и отвержения их сотрудниками кадровых служб предприятий и учреждений, отсутствия жилья и бытовой неустроенности. Поэтому при отсутствии мероприятий поддержки и конкретной социальной помощи могут не только подавляться установки на новый, правопослушный образ жизни, но и возникать тягостные переживания своего одиночества и враждебности к окружающим людям, в целом к обществу и его конкретным социальным институтам. Как свидетельствуют результаты исследований, наибольшая вероятность рецидивного срыва приходится на первый год после освобождения. Именно в данный период требуется как социальный контроль, так и меры социальной коррекции и социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

 


2. Режим отбывания наказания. Его функции и механизмы позитивного воздействия на психику осужденных

 

Под режимом понимается установленный законом и соответствующими нормативными актами порядок исполнения и отбывания наказания (ст. 82 УИК).

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, то есть совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничении. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношении, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а также порядок реализации правоограничении.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 82 УИК, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих правила режима (см. ч. 3, 4, 6, 7 ст. 82, ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 86 УИК и другие.).

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупреждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Согласно ст.14 закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В этой связи важное правовое значение имеет территориальная сфера воздействия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Кроме того, Уголовно-исполнительный кодекс допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне колонии (ч. 1 ст. 89 УИК), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 2 ст. 123 УИК) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 3 ст. 133 УИК). При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.

Согласно ч. 2 ст. 82 УИК, режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиции необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как порядок привлечения их к труду, воспитательным мероприятиям, общему образованию и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений, как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Нормы режима исполнения (отбывания) наказания направлены на обеспечение реализации следующих его функций:

                   карательной,

                   воспитательной,

                   обеспечивающей,

                   социального контроля (профилактической).

Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это прежде всего касается социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все их субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденного, право на информацию).

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами:

                    во-первых, путем реализации кары, поскольку принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания;

                    во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными (правила поведения осужденных во время работы и отдыха, во взаимоотношениях с персоналом);

                    в-третьих, воспитательная функция осуществляется путем создания необходимых правовых мер, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

Если карательная и воспитательная функции касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на другие объекты, в частности граждан, находящихся на территориях, прилегающих к ним.

Функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлении и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительный учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.[1]

Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основной формой такого контроля является государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказания.

 


3.      Труд осужденных и психологические условия его влияния на личность осужденных

 

Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Стратегическая задача исправительного учреждения — оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению и т. д. Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не задумывается.

Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека.

Информация о работе Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными