Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].

Содержание

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Понятие «виктимное поведение»……………………………..
Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………

Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….
2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………

Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_-_Viktimnoe_povedenie.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, у всех испытуемых по седьмой шкале – виктимного поведения были повышены высокие показатели сформированности данного вида поведения.

Обобщим все полученные результаты диагностики данной группы испытуемых.

Таблица 4

Результаты диагностики третьей группы испытуемых

№ п/п

Тревожность

Самооценка

Виктимное поведение

1

Очень высокий

Низкая

Выше нормы

2

Очень высокий

Низкая

Выше нормы

3

Очень высокий

Низкая

Выше нормы

4

Высокий уровень

Низкая

Выше нормы

5

Высокий уровень

Низкая

Выше нормы

6

Высокий уровень

Низкая

Выше нормы

7

Высокий уровень

Низкая

Выше нормы

8

Очень высокий

Низкая

Выше нормы

9

Высокий уровень

Низкая

Выше нормы

10

Очень высокий

Низкая

Выше нормы


 

Таким образом, на основании полученных результатов диагностики можно выявить основные психологические факторы, детерминирующие виктимное поведение. К этим факторам относится высокий уровень тревожности и низкая самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Завершая теоретический и эмпирический анализ психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение, необходимо отметить следующее – виктимное поведение является одним из видов отклоняющегося поведения, которое детерминировано психологическими, моральными, социальными факторами. Преодолению виктимного поведения способствует «социальное научение», учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющей склонность к виктимному поведению.В результате теоретического анализа научной литературы по данной тематике, были раскрыты такие понятия как виктимология, виктимность, виктимное повидение.Были определены и описаны такие психологические факторы виктимного поведения, как уровень развития тревожности, уровень притязаний, самооценки, суггестивности. Было проведено эмпирическое исследование, направленное на рассмотрение психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение. На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: основными детерминирующими факторами виктимного поведения являются высокий уровень тревожности и низкая самооценка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алиев X. Ключ к себе. — М.: Новая школа, 2011.
  2. Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. — Москва-Тула, 2003.
  3. Бартол Курт. Психология криминального поведения. - СПб., 2004.
  4. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников: Методические рекомендации для классных руководителей и психологов образовательных учреждений – М: Изд-во Академия развития, 2008.
  5. Бенеш Л. Психологическая природа домашнего насилия. // Вестник психосоциальной и корекционно-реабилитационной работы.- № 3, - 2011. – С. 55-63.
  6. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб, Х., 2008.
  7. Василюк Ф.Е. Пережить горе/ О человеческом в человеке. — М.: Владос, 2006.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М.: Новая школа, 2004.
  9. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 3. – С. 104-109.
  10. Дулов А.В. Судебная психология. - М.: Юридическая литература, 2005.
  11. Жилиннис А. А. Анализ проблем женщин и детей, обращающихся в службу «телефон доверия». // Психологический журнал. - № 4, - 2011. – С. 72-79.
  12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 2008.
  13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2011.-
  14. Коновалова В.Е. Правовая психология. – СПб, Х., 2007.
  15. Куломзин Б.В. Как жить после психической травмы. — М.: Норма, 2011.
  16. Левин А.К. Ребенок и стресс. — СПб.: Питер Пресс, 2009.
  17. Лейтц Г. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 2004.
  18. Макшанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социология. – 2009. - № 4. – С. 64-66.
  19. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России. - № 2, - 2011. – С. 43-52.
  20. Немов Р.С. Психология личности.. – М.: Владос, 2004.
  21. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная и педагогическая психология. - СПб.: ПитерКом, 2009.
  22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2009.
  23. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. – СПб.: Виктория, 2007.
  24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общения в психологии. — М.: Педагогика, 2003.
  25. Стар Б. Насилие в семье// Энциклопедия социальной работы. – М.: Дрофа, 2007.
  26. Тимченко А.В., Христенко В.Е. Прикладная психология в практике правоохранительной деятельности (в схемах и таблицах). - Х.: Одиссей, 2007.
  27. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2004.
  28. Франк Л.М. Виктимология и виктимность. - М., 2002.
  29. Шадура А.Ф. Концепция психологической реабилитации личности // http://www.gks.ru
  30. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 2010.

 

 

Приложение 1

Тест тревожности Р.С. Немова

 

I. Шкала ситуационной тревожности

№ суждения шкалы

нет, это не так

пожалуй,

так

верно

совершенно не верно

1. Я спокоен 

2. Мне ничто не угрожает 

3. Я нахожусь в состоянии  напряжения 

4. Я внутренне скован

5. Я чувствую себя свободно 

6. Я расстроен 

7. Меня волнуют возможные  неудачи 

8. Я ощущаю душевный  покой 

9. Я встревожен 

10. Я испытываю чувство  внутреннего удовлетворения 

11. Я уверен в себе 

12. Я нервничаю 

13. Я не нахожу себе  места 

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности  и напряжения 

16. Я доволен 

17. Я озабочен 

18. Я слишком возбужден  и мне не по себе 

19. Мне радостно 

20. Мне приятно 

1

1

 

1

1

1

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

2

2

 

2

2

2

2

 

2

 

2

2

 

2

2

2

2

2

 

2

2

2

 

2

2

2

3

3

 

3

3

3

3

 

3

 

3

3

 

3

3

3

3

3

 

3

3

3

 

3

3

3

4

4

 

4

4

4

4

 

4

 

4

4

 

4

4

4

4

4

 

4

4

4

 

4

4

4

 

II . Шкала личностной тревожности

№ суждения шкалы

никогда

почти

никогда

часто

почти

всегда

21.У меня бывает приподнятое настроение

22.Я бываю раздражительным 

23.Я легко могу расстроиться 24. Я хотел бы быть таким  же удачливым, как и другие 

25. Я сильно переживаю  неприятности и долго не могу о них забыть

26. Я чувствую прилив  сил, желание работать 

27. Я спокоен, хладнокровен и собран

28. Меня тревожат возможные  трудности 

29. Я слишком переживаю  из-за пустяков 

30. Я бываю вполне счастлив

31. Я все принимаю близко  к сердцу 

32. Мне не хватает уверенности  в себе 

33. Я чувствую себя беззащитным 

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

35. У меня бывает хандра 

36. Я бываю доволен 

37. Всякие пустяки отвлекают  и волнуют меня 

38. Бывает, что я чувствую  себя неудачником 

39. Я — уравновешенный  человек 

40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

 

1

1

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

2

2

2

 

2

 

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

2

 

2

 

2

 

2

 

 

2

2

2

 

2

 

2

 

2

 

 

2

 

3

3

3

 

3

 

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

3

 

3

 

3

 

3

 

 

3

3

3

 

3

 

3

 

3

 

 

3

 

4

4

4

 

4

 

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

4

 

4

 

4

 

4

 

 

4

4

4

 

4

 

4

 

4

 

 

4


 

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике, представленного в следующей таблице, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал.

Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности

Номер суждения

Ситуационная тревожность (ответы)

Номер суждения

Личностная тревожность (ответы)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

4   3   2   1

4   3   2   1

             1   2   3   4

1    2   3   4

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

4   3   2   1

1   2   3   4

4   3   2   1

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

1   2   3   4

4   3   2   1

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

4  3   2   1

4   3   2   1

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

1   2   3   4

1   2   3   4

4   3   2   1

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

1   2   3   4

1   2   3   4

1   2   3   4

4   3   2   1

1   2   3   4

1   2   3   4

4   3   2   1

1   2   3   4


 

Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне развития тревожности:

3,5—4,0 балла — очень высокая  тревожность.

3,0—3,4 балла — высокая тревожность.

2,0—2,9 балла — средняя тревожность.

1,5—1,9 балла — низкая тревожность.

0,0—1,4 балла — очень низкая  тревожность.

 

Приложение 2

Диагностика самооценки «Лесенка»

При анализе полученных данных исходила, из следующего:

 (счет баллов сверху-вниз)

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2- 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4-5 – заниженная самооценка

Ступеньки 6-7 – низкая самооценка

Ступенька 8-10 – резко заниженная самооценка

 

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Диагностика виктимного поведения О.О. Андронниковой

Текст опросника

1.  Я считаю, что в  моей жизни неприятных событий  происходит больше, чем у других.

2.  Если я попадаю  в неприятное положение, то мне  лучше всего не сопротивляться  и держать язык за зубами.

3.  Я охотно записался  бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4.  Я ценю в людях  осторожность и осмотрительность.

5.  Даже если бы  за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся бы за ее выполнение.

6.  Если меня обидели, то я обязательно должен отплатить  за это.

7.  Если бы другие  люди не мешали мне, я добился  бы гораздо большего.

8.  У меня никогда  не было неприятностей из-за  моего поведения, связанного с  половой жизнью.

9.  Временами мне хочется  ломать вещи, бить посуду.

10.  У меня бывали  такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу.

11.  Я не всегда говорю  правду.

12.  В более раннем  возрасте меня выгоняли из  школы за плохое поведение.

13.  Иногда я перехожу  улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

14.  Временами я так  настаиваю на своем, что окружающие  теряют терпение.

Информация о работе Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение