Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:44, контрольная работа
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Анализ возрастных периодов детей дошкольного возраста………………………..4
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте……………………6
Новообразования……………………………………………………………...7
Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка…………….11
Зона ближайшего развития……………………………………………………13
Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте…15
Психологические особенности детей дошкольного возраста………………20
2.Описание методик………………………………………………………………..23
3.Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации младшего
Дошкольного возраста……………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………45
Показатели |
Возраст детей (лет) | ||||
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 | |
Мышление |
Наглядно-действенное |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического |
Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного |
Речь |
Увеличение словарного запаса Способность понимать обобщённое значение слов |
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные |
Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли |
Формирование планирующей функции речи |
Развитие внутренней речи |
Произвольность познавательных процессов |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре |
Развитие целенаправленного запоминания |
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Индивидуально, у большинства низкая |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство |
Непосредствен -но окружающие предметы, их свойства и назначения |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания |
Манипулирование предметами, разбор предметов на части |
Экспериментирование, конструирование |
Рассказы взрослого, конструирование |
Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником |
Условия успешности |
Разнообразие развивающей сферы |
Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Формы общения |
Ситуативно-личное |
Ситуативно-деловое |
Внеситуативно-деловое |
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное |
Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстником |
Мало интересен |
Мало интересен |
Интересен как партнер по сюжетной игре |
Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении |
Собеседник, партнер деятельности |
Отношения со взрослым |
Источник защиты, ласки и помощи |
Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Источник информации |
Источник информации, собеседник |
Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов совзрослыми |
«Я-сам» |
Со взрослыми как продолжение («Я-сам») |
Отсутствует |
Отсутствует |
К 7 годам – кризис, смена социальной роли |
Эмоции |
Сильной модальности, резкие переходы |
Сильной модальности, резкие переключения |
Более ровные, старается контролировать |
Преобладание оптимистического настроения |
Развитие высших чувств |
Игровая деятельность |
Предметно-манипулятивная, игра «рядом» |
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие |
Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация |
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
№ |
Методики |
Возраст |
Назначение методики |
Краткое описание методики |
1. |
«Лесенка» |
с 3 – 7 лет |
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье. |
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. |
2. |
Методика «Человек под дождем» |
с 6 лет |
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. |
На чистом листе бумаги формата А вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. |
3. |
Методика «Два дома» |
3,5 – 6 лет |
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций. |
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. |
4. |
Методика «Домики» Ореховой О. А. |
4 – 12 лет |
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить: степень дифференцированности– обобщенности эмоциональной сферы; актуальные для ребенка ценности; предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); варианты личностного развития с рекомендациями коррекции. |
Методика включает в себя 3 задания: |
5. |
Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) |
с 5 лет |
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов. |
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно: |
6. |
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен |
3,5 – 7 лет |
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. |
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. |
7. |
Hand-тест (тест руки) |
с 5 лет |
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения. |
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» |
8. |
Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования) |
с 5 лет |
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. |
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. |
9. |
Тест Сонди |
с 6-7 лет |
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений. |
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные. |
10. |
Методика «Несуществующее животное» |
С 6 лет |
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. |
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием. |
11. |
Методика «Контурный САТ-Н» |
3 – 10 лет |
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка. |
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
|
12. |
Методика «Автопортрет» |
с 6-7 лет |
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. |
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет. |
13. |
Цветовой тест Люшера |
с 3,5 лет |
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. |
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды. |
14. |
Методика «Кактус» |
с 4 лет |
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. |
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа. |
15. |
Рисунок семьи |
с 4 лет |
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. |
Ребенку предлагают нарисовать свою семью. |
16. |
Тест «Эмоциональные сферы» |
с 6 лет |
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций. |
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
|
17. |
Тест «Сказка» |
с 3,5 лет |
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания. |
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. |
18. |
Методика «Аппликация» |
с 6-7 лет |
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. |
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры. |
19. |
Методика Рене Жиля |
с 5 лет |
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…) |
Методика является визуально-вербальной ( |
20. |
Методика «Два дома» |
3,5 – 6 лет |
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций. |
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. |
21. |
ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд). |
С 6 лет |
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений. |
В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. |
22. |
Методика "Мозаика" |
С 6 лет |
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу". |
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. |
23. |
Интервью "Волшебный мир" (Л. Д. Столяренко) |
С 5 лет |
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. |
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. |
24. |
Тест животных Рене Заззо |
С 5 лет |
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. |
Предлагается набор
вопросов, устанавливающих, каким животным
ребенок хотел бы стать, если
бы он мог в него превратиться,
каким бы он не хотел стать
и почему. |
Информация о работе Психологическое сопровождение дошкольников