Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:44, контрольная работа
Краткое описание
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Содержание
Анализ возрастных периодов детей дошкольного возраста………………………..4 Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте……………………6 Новообразования……………………………………………………………...7 Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка…………….11 Зона ближайшего развития……………………………………………………13 Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте…15 Психологические особенности детей дошкольного возраста………………20 2.Описание методик………………………………………………………………..23 3.Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации младшего Дошкольного возраста……………………………………………………………32 Список литературы…………………………………………………………………45
Утверждение парадигмы развивающего,
личностно-ориентированного образования
(а у вас у всех написаны именно развивающие
программы), задачи повышения профессионализма
педагогических кадров требуют перехода
от традиционной модели психологического
просвещения к модели развития психологической
компетентности педагогов. (на наш взгляд
речь идет о методической функции педагога-психолога)
Необходимо отходить от модели, когда
педагог-психолог действует в одиночку,
следует объединить усилия всего педагогического
коллектива, а для этого важно оснащение
педагогов антропо- и психотехниками,
позволяющими решать актуальные задачи
развития и воспитания ребенка, его обучения.
Следующее направление работы - это
- Экспертиза (образовательных и учебных
программ, проектов, пособий, образовательной
среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательных учреждений).
Сегодня в системе психолого-педагогического
сопровождения наряду с традиционными
видами деятельности реализуется такое
комплексное направление как участие
в разработке (проектирование) программ
развития образовательных учреждений,
а так же их психолого-педагогическое
сопровождение. У нас в городе во всех
дошкольных образовательных учреждениях
разработаны и защищены программы развития,
в которых, педагоги-психологи играют
не последнюю, а ведущую роль.
Во-первых, они описывают блок
психолого-педагогического сопровождения
программы развития.
Во-вторых, выполняют экспертизу
содержания других блоков программы с
психологической точки зрения.
Таким образом, следует сделать
вывод о том, что интенсивное развитие
теории и практики психолого-педагогического
сопровождения в последние годы связано
с расширением представлений о целях образования,
в число которых включены цели развития,
воспитания, обеспечения физического,
психического, психологического, нравственного
и социального здоровья детей. При таком
подходе психолого-педагогическое сопровождение
уже не может рассматриваться как «сфера
обслуживания», «сервисная служба», а
выступает как неотъемлемый элемент системы
образования, равноправный партнер структур
и специалистов иного профиля в решении
задач обучения, воспитании и развития
нового поколения. Необходимо учитывать
особенности детей раннего возраста при
создании системы психолого-педагогического
сопровождения.
Особенности адаптации
детей раннего возраста к дошкольному
учреждению
Если рассматривать адаптацию
к ДОУ как некий критический для ребенка
фактор, то необходимо отметить возможность
проявлений стресса [1]. Анализ причин стресса,
закономерностей его течения, различных
его последствий дает возможность увидеть
способы уменьшения неблагоприятных влияний
на ребенка в критических ситуациях, увеличить
содействие благоприятных эффектов. Например,
Н.И. Гуткина [2] определила причины стрессовых
перегрузок в детском саду: длительное
нахождение в большом коллективе детей,
часть из которых неприятна ребенку; строгие,
непривычные дисциплинарные правила,
за невыполнение которых наказывают; фрустрация
каких-то потребностей ребенка; общение
сразу со многими взрослыми людьми, часть
из которых ребенку неприятна, зависимость
от них. А.И. Захаров [3] подчеркивает, что
в начале посещения ДОУ адаптационный
стресс изменяет реактивность (защитные
силы организма), и ребенок начинает часто
болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К
тому же у плохо адаптированных детей
старшего дошкольного возраста больше
вероятность появления или закрепления
психомоторных нарушений (тиков, заикания).
Понятно, что пристальное внимание специалистов
к вопросам психопрофилактики и предотвращения
дезадаптации детей к ДОУ не случайно.
Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой
[3] у немногих детей адаптация к условиям
ДОУ протекает в легкой форме. При этом
в течение первых двух недель возможны
следующие проявления: кратковременное
нарушение настроения, снижение речевой
и игровой активности, ухудшение сна и
аппетита, незначительные нарушения поведения.
Адаптация средней степени (у большинства
детей) характеризуется более значительными
и длительными (до месяца) нарушениями
поведения, может заметно ухудшиться общее
самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью
7—10 дней, без осложнений) заболевания.
При тяжелой форме адаптации привыкание
ребенка проходит длительно (несколько
месяцев) и сложно. В этом случае изменение
образа жизни чаще всего приводит к нарушению
психоэмоционального состояния малыша,
что выражается в тревоге, напряженности,
беспокойстве или заторможенности; ребенок
отказывается от еды (так как испытывает
тошноту), в часы отдыха не может уснуть,
плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).
Иногда фиксируются стойкие нарушения
поведения, граничащие с неврологическими
состояниями. В последнем случае можно
уверенно говорить о феномене дезадаптации
ребенка к условиям данного микросоциума.
По характеру поведения при
поступлении в детский сад детей условно
можно разделить на три группы.
Первая группа. Большинство
детей резко отрицательно и бурно выражают
свое отношение к происходящему: громко
плачут, бросаются на пол, царапаются,
кусаются, щиплют тех, кто оказывается
рядом. Они то просятся на руки к взрослому,
то бегут к двери с яростью расшвыривают
предлагаемые игрушки. Устав от бурного
проявления протеста, малыш может внезапно
уснуть, привалившись к взрослому или
уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4
минуты с новой энергией продолжить плач
до хрипоты. Дети этой группы привыкают
в течение 20-30 дней.
Вторая группа - немногочисленная,
два-три ребенка, которые после расставания
с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены,
насторожены. У них хватает сил только
на то, чтобы сделать несколько шагов от
порога в сторону и забиться в ближайший
угол, спиной к стене, отгородившись от
всех стулом, а лучше столом. Эти дети,
находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают
рыдания, сидят, уставившись в одну точку,
не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде.
Накормить их хоть чем-то, высадить на
горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют
ни на одно предложение, отворачиваются
при попытке вступить с ними в контакт.
И только увидев в дверях маму, оживают;
с трудом передвигая ноги, устремляются
к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись
в ее колени, горько рыдают. Адаптация
таких детей длится два-три месяца, протекает
очень сложно.
Характер и длительность адаптационного
периода зависят также и от индивидуально-типологических
особенностей детей. Застенчивые, замкнутые,
робкие трудно, болезненно переносят разлуку
с мамой, более длительное время привыкают,
чаще болеют.
В третью группу можно выделить
коммуникабельных, общительных малышей.
Впервые переступив порог детского сада,
такой карапуз совсем не робеет, здоровается
с взрослыми, улыбается и тут же берет
в свои руки инициативу общения с ними.
Он сообщает, что пришел к детям в гости,
хотя даже не смотрит в их сторону, а весь
устремлен к взрослому. Вся его энергия
направлена на презентацию себя как личности.
Он спешит рассказать, какие у него дома
необыкновенные игрушки, рыбки или птички,
какой у него большой брат и какой есть
друг-школьник. Целый день он рассказывает
о своей семье, о том, где успел побывать,
что успел повидать. Он с удовольствием
демонстрирует свои умения: самостоятельно
ест, раздевается и ожидает заслуженной
похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели
лежит, не выпуская взрослого из поля зрения,
но такая идиллия длится не более двух-трех
дней, на большее у него не хватает объема
информации. Теперь уже, увидев издали
здание детского сада, он впадает в отчаяние,
резко протестует, цепляется за маму и
по стилю поведения не отличается от детей
первой группы.
Характер и длительность адаптации
зависят и от жизненного опыта малыша.
Ребенок из большой семьи, где
есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки,
живущий среди шумной ватаги братьев и
сестер, умеющий беспроблемно выстраивать
собственный стиль поведения с каждым
членом семьи, точно зная, чего от кого
можно ожидать, и в группе с удовольствием
идет на контакт с незнакомыми людьми,
с интересом обследует незнакомую обстановку.
Так же легко и быстро адаптируются дети,
которых родители часто оставляли на попечение
соседки, отвозили на недельку погостить
у бабушки или брали с собой в шумную компанию
друзей, где малыша кто-нибудь кормил,
укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем
с адаптацией у детей, живущих в коммунальных
квартирах. Здесь ребенок набирается житейского
опыта, самостоятельно обходя родные пенаты.
Он отлично ориентируется в обстановке
и безошибочно знает, какую дверь лучше
обойти стороной, а в какую можно упорно
стучать кулаком и даже ногой, ожидая,
когда впустят и окажут радушный прием.
Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются
на поведение взрослого и по его реакциям
понимают, что здесь делать можно, а чего
нельзя. Им нравится обилие разных помещений
и разнообразие игрушек.
Отличается поведение детей,
родители которых живут семейным мирком,
отгородившись от всего света; их круг
общения резко ограничен. Во время прогулок
мама обходит стороной шумные детские
площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь
детскую болезнь.
В некоторых семьях папа до
ночи на работе, а мама целыми днями один
на один со своим малышом. Это характерно
для семей, живущих в загородных коттеджах.
В таких условиях у ребенка закрепляется
симбиотическая связь с матерью: оставшись
даже на короткий срок без нее, он впадает
в панику. В таких случаях адаптационный
период бывает крайне тяжелым и даже может
послужить поводом для формирования детского
невроза.
Не имея никакого жизненного
опыта, в отрыве от любимого взрослого,
в чужой обстановке, ребенок может быть
напуган настолько, что иногда начинает
вести себя неадекватно: переходит на
ползание, даже если уже начал ходить;
замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают
речь незнакомого человека, так как им
непривычны тембр голоса, дикция; не могут
из-за переживаний вникнуть в речь взрослого
и т. д. В незнакомой обстановке они ко
всему относятся с опасением: отказываются
брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть
руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них
навыки по самообслуживанию на время исчезают
даже в домашних условиях; надолго нарушаются
характер и длительность сна.
Проходит время (у каждого свое),
и адаптационный период заканчивается.
Первые положительные сдвиги можно отметить
в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок
быстро успокаивается, расставшись с мамой,
все реже плачет в течение дня. Спокойное
состояние приводит к тому, что у малыша
появляется аппетит, и он благосклонно
принимает помощь взрослого во время обеда,
хотя и не всегда съедает положенную норму.
Со временем он перестает плакать при
расставании с родителями, адекватно реагирует
на предложения взрослого. У него появляются
положительные сдвиги в поведении: отвечает
на вопросы, в какой-то степени обслуживает
себя, может заняться игрой. Это свидетельствует
о завершении адаптационного периода.
Самым последним и значительным показателем
окончания адаптационного периода служит
спокойный и достаточный по длительности
сон малыша, как в дневное, так и в ночное
время [4].
Таким образом, можно сделать
вывод, что резкий подъем напряжения и
беспокойства, нарушение эмоционального
состояния большинства детей — показатели
высокой значимости для них момента поступления
в ДОУ. Эта ситуация требует особого внимания
взрослых — родителей и педагогов-воспитателей.
В этой связи хочется подчеркнуть большую
роль детского психолога в системе ДОУ.
В его деятельности, направленной на ребенка
и протекающей в тесном сотрудничестве
с педагогами и родителями, всегда должна
присутствовать убежденность в том, что
ребенок не просто готовится к будущей
жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых
— сделать эту жизнь как можно более полноценной
и счастливой.
Для успешной адаптации ребенка
раннего возраста к условиям дошкольного
учреждения необходимо, прежде всего,
создать у него положительную установку,
положительное впечатление о детском
саде, чтобы он ходил туда с желанием. А
это зависит в первую очередь от воспитателей,
от их умения и желания создать атмосферу
тепла, доброты, внимания в группе.
1. В ходе рассмотрения выявлен
смысл понятия адаптации ребенка раннего
возраста к новым условиям (детскому саду).
Адаптация происходит в несколько этапов.
Не маловажным условием для успешной адаптации
ребенка является активное участие родителей
и воспитателей детского сада.
2. Дети раннего возраста уязвимы
и не приспособлены к изменяющимся условиям.
Следует учитывать уровень развития таких
детей в этом возрасте и с этим учетом
структурировать работу с детьми.
3. Особенности психолого-педагогического
сопровождения детей раннего возраста
сводятся к всестороннему развитию ребенка,
создание для него комфортной атмосферы.
4. Для успешной адаптации ребенка
к условиям дошкольного учреждения необходимо
сформировать у него положительную установку
на детский сад, положительное отношение
к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей,
от их умения и желания создать атмосферу
тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому
организация адаптационного периода начинается,
задолго до 1 сентября с повышения профессионального
уровня воспитателей, их психологического
просвещения с помощью традиционных и
новых методов обучения (педсоветы, семинары,
тренинги, консультации), развития у них
таких качеств, как умение сопереживать,
коммуникативные навыки, доброжелательность,
организаторские и артистические способности,
эмоциональная стабильность и т. д. Для
оптимального осуществления периода адаптации
переход ребенка из семьи в дошкольное
учреждение необходимо сделать по возможности
более плавным.
1 этап
Первичная диагностика, сбор
информации. Цель первого этапа определить
факторы, которые могут затруднить адаптацию,
и сильные стороны развития ребёнка, его
адаптационные возможности. При этом используется
анкетирование родителей, (приложение-
прогноз адаптации; анкеты для родителей).
На основе ответов родителей на вопросы
анкеты составляют психологический портрет
ребёнка с точки зрения особенностей его
темперамента. Данные анкетирования дополняют
беседой с родителями и наблюдениями воспитателей
в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ,
и анализом медицинской карты ребёнка
медсестрой. По полученным результатам
определяют прогноз адаптации.
2 этап
Реализация модели комплексного
психолого-педагогического сопровождения
адаптации вновь поступивших младших
дошкольников. На данном этапе предполагается
активное взаимодействие специалистов
ДОУ (медсестра, педагог-психолог, воспитатели)
и родителей ребёнка. Цель данного этапа:
психолого-педагогическое просвещение
родителей по вопросам адаптации ребенка
к ДОУ, психолого-педагогическое просвещение
педагогов, создание условий для успешной
работы, облегчение процесса адаптации
детей к условиям ДОУ через создание положительной
атмосферы в группе, снятия внутреннего
напряжения.
Взаимодействие с родителями
воспитанников
1. Разработать и реализовать
психолого-педагогическую образовательную
программу по взаимодействию
психолога, педагогов и родителей
для успешной адаптации младших
дошкольников к ДОУ «Наш малыш».