Психологическое состояние матери-одиночки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 01:17, дипломная работа

Краткое описание

Существует множество причин, по которым будущая мама приобретает статус одинокой, и которые могут формировать разные типы проблем. Как преодолеть психологические проблемы, связанные со статусом матери-одиночки, чтобы беременность и психологическое развитие будущего ребенка были гармоничными?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I ЖИЗНЬ МАТЕРИ – ОДИНОЧКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ….….6
1.1. Статус «матери-одиночки»……………………………………….6
1.2. Отрицательные стороны статуса «матери-одиночки»………….9
1.3. Положительные стороны статуса «матери-одиночки»………..10
1.4. Расстройства гендерной идентичности: советы матерям-одиночкам………………………………………………………..12
1.5. Особенности половой идентичности…………………………..16
1.6. Выводы половой идентичности………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 55.88 Кб (Скачать файл)

В целом малыш у одинокой матери – это её личный и «вечный» двигатель, который придает жизни  ускорение и новый смысл. Такая  жизнь — это сплошной калейдоскоп  событий. И только от женщины зависит, насколько интересным, ярким, насыщенным и многогранным он будет.

Перед ней открыт весь мир. Одинокой маме предоставляется тысяча возможностей познакомиться с интересными  людьми, включая мужчин.

А ребенок — это своеобразный экспресс-тест на определение серьезных  намерений противоположного пола. Можно  не сомневаться в том, что если мужчина пытается найти с ним  общий язык, значит, он по-настоящему любит женщину.

Вывод: определение женщины, как одинокой матери – совсем не конец жизни. Однако для того, чтобы  это действительно не стало концом, следует помнить – нельзя с  головой уходить в ребёнка  и приносить ему себя в жертву. Обычно мамы, в одиночестве воспитывающие  детей, даже с удовольствием идут на такой шаг, лишая себя общения  с взрослыми людьми. В таком  случае, сами того не осознавая, они  перегружают психику ребёнка, удовлетворяя через него свои эмоциональные потребности. Поэтому одиноким матерям просто необходимо иметь друзей и личные интересы, иначе могут возникнуть проблемы с адаптацией сына или дочери в социуме.

И в заключение ещё несколько  «нельзя»:

    1. Нельзя считать ребёнка причиной всех своих неудач. Степень неудач определяется вовсе не присутствием в семье детей;
    2. Нельзя выискивать во внешности или характере ребенка отцовские черточки, ненавидя за это сходство их обоих;
    3. Нельзя стремиться любыми путями зарабатывать деньги. Эмоциональный контакт и общение с ребенком намного важнее материальных благ;
    4. Нельзя позволять себе испытывать чувство вины за то, что ребенок растет без отца.

Возможно, в это трудно поверить, но, как утверждает статистика, женщине с ребенком намного легче  выйти замуж, чем бездетным представительницам слабого пола. Так что не все еще потеряно, и не надо спешить матерям-одиночкам ставить крест на своей личной жизни.

 

      1. Расстройства гендерной идентичности: советы матерям-одиночкам

В настоящее время проблема матерей-одиночек (а на самом деле проблема отсутствующих отцов) представляет собой серьезный вызов развитию гендерной идентичности мальчиков. Читательницы в своих письмах  часто спрашивают, как, будучи единственным родителем, воспитать здорового  мальчика. Поскольку об этом вообще не принято говорить в нашей стране, приведу советы, которые дает таким  матерям Американская национальная ассоциация по исследованию и терапии  гомосексуальности (NARTH).

    1. Мать должна отслеживать свои отношения с сыном.

Матери-одиночки должны быть осторожны, чтобы не развивать чрезмерно  близкие отношения с сыновьями. Если у матери-одиночки нет эмоицонально прочных отношений с мужчиной, она может подсознательно стремиться удовлетворить свои эмоциональные потребности через сына, поддерживая нездоровую, чрезмерно тесную эмоциональную близость, которая может отвечать ее собственным потребностям, но не пойдет на пользу сыну. Мальчик с неустойчивой гендерной идентичностью обычно весьма смышлен и разговорчив. Такой ребенок способен хорошо «читать» материнские мысли и настроения, отлично чувствует ее зависимость от него; он может научиться манипулировать ее эмоциями, а следовательно, расти недисциплинированным, избалованным и в конечном итоге – незрелым, поглощенным собой молодым человеком, плохо приспособленным к жизни.

    1. Мать одиночка должна предпринимать дополнительные усилия для подтверждения мужественности сына.

С первого дня она должна дать ему почувствовать, что его  мужественность отличается от женственности, и это отличие – здоровая часть  его личности.

Поощрение мужественности особенно важно, если отец постоянно отсутствует. Одинокая мать может чтить и схранять добрую память об отце, даже если тот никогда не вернется в семью, и тем самым поддерживать положительный образ «хорошего отца». Если же о мужчинах в доме часто говорят негативно, мальчик может бессознательно усвоить феминную идентичность и женственные манеры, чтобы быть уверенным, что он защищен от материнского отвержения.

3. Мать-одиночка может  найти отцовскую фигуру.

Заменой отсутствующему отцу могут стать старший брат, дедушка  или другой мужчина. Важно, чтобы  одинокая мать одобряла и поддерживала мужские интересы мальчика. Если мать постоянно подчеркивает, что «мы  справимся сами», поскольку мужчина  – необязательный элемент в семейной жизни, то это нанесет серьезный  вред мальчику.

Найти отцовскую фигуру не означает приходить домой с вечеринки  для одиноких каждый раз с новым  приятелем, позволить мужчине провести ночь и затем что-то предпринимать, чтобы он подружился с мальчиком. Это будет, скорее, сбивать с толку, чем приносить пользу. Только последовательные и надежные, а следовательно, продолжительные отношения со стабильной отцовской фигурой способны произвести изменения.

Нарушение структуры, а следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.

По мнению специалистов, отличительные особенности в  развитии интеллектуальной сфере ребенка  из неполной семьи наиболее отчетливо  начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной.

Успеваемость во многом зависит  от способностей ребенка, его желания  учиться, интерес к учебе. Как  связано участие мужчины в  воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры  мужского и женского мышления несколько  различны?

Мужчины, как правило, имеют  более высокие математические способности, более развитые способности к  пространственной ориентации, более  склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто  имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей.

Женщины же часто превосходят  мужчин в том, что касается речевых  навыков, у них больший словарный  запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная  с раннего детства, встречались  оба типа мышления: и мужской и  женский.

Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с  разводом, смертью, раздельным проживанием  или частыми и длительными  командировками, — отрицательно сказывается  на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек.

По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, — качества, в наибольшей степени страдающие при дефиците мужского влияния. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского внимания.  Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе – отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной.

Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в  этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом  перед математикой, необходимость  произвести самые простые математические действия приводит их в замешательство.

Наличие мужчины (отца) в  семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и  на формирование их интересов к учению и образованию, стимулирует их желание  учиться. Согласно исследовательским  данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и  эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать  этому образу.

Возможны и другие варианты, когда мнение отца относительно значимости академических успехов в дальнейшей жизни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении  ребенка к учебе. Особенно это  касается девочек. В частности, причина  их учебных неудач может быть связана с тем, что отец внушал девочке правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело – дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие – прерогатива сильных мужчин. Результатом подобного мужского воздействия явилось то, что, точно определив свое место в жизни, девочка была совершенно удовлетворена собой, и постоянной тройкой «с натяжкой» по геометрии и физике ее мало волновали.

Описанные выше варианты влияния  отца (мужчины) на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят  о наличии каких-то жестких механизмов, причино-следственных связей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях.

Существует множество  примеров того, как дети, выросшие без  отца, отличались выдающимися интеллектуальными  способностями.

В истории немало гениев, потерявших отца в раннем детстве. Общий  интеллект, умственная одаренность  чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, но высокий уровень творческих способностей нередко отмечают у детей, брошенных отцами.

Есть также данные о  том, что в наиболее материально  обеспеченных слоях общества способности  детей, выросших без отца, нередко  выше, чем у детей из полных семей.

Другой важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием  ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения.

Медики и психологи  отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.

Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.

 

      1. Особенности половой идентичности.

Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют  о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3—5 лет, а второй на подростковый возраст.

Половая идентификация —  это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.

В развитии специфических  половых психологических качеств  мужчин и женщин огромная роль принадлежит  отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым, начиная формировать их половую идентичность.

При этом отмечается, что  не только личность родителей и стиль  их поведения, но и особенности речи по-разному сказываются  на языковом и личностном развитии ребенка, так  как обращение к ребенку матери и отца существенно различаются  между собой.

В частности, американская исследовательница  Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку.

В широком контексте развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка.

Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим  контролем его активности, что  выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и  вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию.

Матери имеют обыкновение  разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они  в своем обращении с сыновьями  больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения.

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в  будущем гетеросексуальных отношений  у девочек. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без  отца, тем серьезнее могу оказаться  трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.

У мальчиков, воспитанных  только матерью, можно наблюдать  либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно  свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание  преувеличено мужского поведения с  зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее  он мужчина №1, его черты, особенности  поведения, нюансы взаимоотношений  с ним запоминаются (порой бессознательно) и становиться образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и  формы отношений будущей женщины  с мужчинами.

Информация о работе Психологическое состояние матери-одиночки