Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 01:17, дипломная работа
Существует множество причин, по которым будущая мама приобретает статус одинокой, и которые могут формировать разные типы проблем. Как преодолеть психологические проблемы, связанные со статусом матери-одиночки, чтобы беременность и психологическое развитие будущего ребенка были гармоничными?
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I ЖИЗНЬ МАТЕРИ – ОДИНОЧКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ….….6
1.1. Статус «матери-одиночки»……………………………………….6
1.2. Отрицательные стороны статуса «матери-одиночки»………….9
1.3. Положительные стороны статуса «матери-одиночки»………..10
1.4. Расстройства гендерной идентичности: советы матерям-одиночкам………………………………………………………..12
1.5. Особенности половой идентичности…………………………..16
1.6. Выводы половой идентичности………………………………...25
В целом малыш у одинокой матери – это её личный и «вечный» двигатель, который придает жизни ускорение и новый смысл. Такая жизнь — это сплошной калейдоскоп событий. И только от женщины зависит, насколько интересным, ярким, насыщенным и многогранным он будет.
Перед ней открыт весь мир. Одинокой маме предоставляется тысяча возможностей познакомиться с интересными людьми, включая мужчин.
А ребенок — это своеобразный экспресс-тест на определение серьезных намерений противоположного пола. Можно не сомневаться в том, что если мужчина пытается найти с ним общий язык, значит, он по-настоящему любит женщину.
Вывод: определение женщины, как одинокой матери – совсем не конец жизни. Однако для того, чтобы это действительно не стало концом, следует помнить – нельзя с головой уходить в ребёнка и приносить ему себя в жертву. Обычно мамы, в одиночестве воспитывающие детей, даже с удовольствием идут на такой шаг, лишая себя общения с взрослыми людьми. В таком случае, сами того не осознавая, они перегружают психику ребёнка, удовлетворяя через него свои эмоциональные потребности. Поэтому одиноким матерям просто необходимо иметь друзей и личные интересы, иначе могут возникнуть проблемы с адаптацией сына или дочери в социуме.
И в заключение ещё несколько «нельзя»:
Возможно, в это трудно
поверить, но, как утверждает статистика,
женщине с ребенком намного легче
выйти замуж, чем бездетным
В настоящее время проблема матерей-одиночек (а на самом деле проблема отсутствующих отцов) представляет собой серьезный вызов развитию гендерной идентичности мальчиков. Читательницы в своих письмах часто спрашивают, как, будучи единственным родителем, воспитать здорового мальчика. Поскольку об этом вообще не принято говорить в нашей стране, приведу советы, которые дает таким матерям Американская национальная ассоциация по исследованию и терапии гомосексуальности (NARTH).
Матери-одиночки должны быть осторожны, чтобы не развивать чрезмерно близкие отношения с сыновьями. Если у матери-одиночки нет эмоицонально прочных отношений с мужчиной, она может подсознательно стремиться удовлетворить свои эмоциональные потребности через сына, поддерживая нездоровую, чрезмерно тесную эмоциональную близость, которая может отвечать ее собственным потребностям, но не пойдет на пользу сыну. Мальчик с неустойчивой гендерной идентичностью обычно весьма смышлен и разговорчив. Такой ребенок способен хорошо «читать» материнские мысли и настроения, отлично чувствует ее зависимость от него; он может научиться манипулировать ее эмоциями, а следовательно, расти недисциплинированным, избалованным и в конечном итоге – незрелым, поглощенным собой молодым человеком, плохо приспособленным к жизни.
С первого дня она должна дать ему почувствовать, что его мужественность отличается от женственности, и это отличие – здоровая часть его личности.
Поощрение мужественности особенно важно, если отец постоянно отсутствует. Одинокая мать может чтить и схранять добрую память об отце, даже если тот никогда не вернется в семью, и тем самым поддерживать положительный образ «хорошего отца». Если же о мужчинах в доме часто говорят негативно, мальчик может бессознательно усвоить феминную идентичность и женственные манеры, чтобы быть уверенным, что он защищен от материнского отвержения.
3. Мать-одиночка может найти отцовскую фигуру.
Заменой отсутствующему отцу могут стать старший брат, дедушка или другой мужчина. Важно, чтобы одинокая мать одобряла и поддерживала мужские интересы мальчика. Если мать постоянно подчеркивает, что «мы справимся сами», поскольку мужчина – необязательный элемент в семейной жизни, то это нанесет серьезный вред мальчику.
Найти отцовскую фигуру не означает приходить домой с вечеринки для одиноких каждый раз с новым приятелем, позволить мужчине провести ночь и затем что-то предпринимать, чтобы он подружился с мальчиком. Это будет, скорее, сбивать с толку, чем приносить пользу. Только последовательные и надежные, а следовательно, продолжительные отношения со стабильной отцовской фигурой способны произвести изменения.
Нарушение структуры, а следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.
По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной.
Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интерес к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны?
Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей.
Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский.
Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, — отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек.
По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, — качества, в наибольшей степени страдающие при дефиците мужского влияния. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского внимания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе – отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной.
Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия приводит их в замешательство.
Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интересов к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.
Возможны и другие варианты,
когда мнение отца относительно значимости
академических успехов в
Описанные выше варианты влияния отца (мужчины) на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-то жестких механизмов, причино-следственных связей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях.
Существует множество примеров того, как дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
В истории немало гениев, потерявших отца в раннем детстве. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, но высокий уровень творческих способностей нередко отмечают у детей, брошенных отцами.
Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.
Другой важной психологической
проблемой, связанной с воспитанием
ребенка в неполной семье, является
нарушение половой
Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.
Даже небольшое отклонение
от нормы в области полового самосознания
чревато негативными
Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3—5 лет, а второй на подростковый возраст.
Половая идентификация — это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.
В развитии специфических
половых психологических
При этом отмечается, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращение к ребенку матери и отца существенно различаются между собой.
В частности, американская исследовательница Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку.
В широком контексте развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка.
Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем его активности, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию.
Матери имеют обыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они в своем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения.
По мнению психологов, первые
пять лет жизни играют определяющую
роль в развитии черт мужественности
у мальчика и в установлении в
будущем гетеросексуальных
У мальчиков, воспитанных
только матерью, можно наблюдать
либо развитие женских черт характера,
таких, как словесная агрессивность,
предпочтение игр и занятий, традиционно
свойственных девочкам, либо, напротив,
развитие «компенсаторной
В развитии девочки отец
играет также важную роль. Для нее
он мужчина №1, его черты, особенности
поведения, нюансы взаимоотношений
с ним запоминаются (порой бессознательно)
и становиться образцом, своего рода
магнитом, к которому впоследствии
будут притягиваться (или от которого
будут отталкиваться) все типы и
формы отношений будущей
Информация о работе Психологическое состояние матери-одиночки