Психология в семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
При анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

Введение

Семья — основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной помощью, моральной  и правовой ответственностью.

При анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность – обеднение семейных и разрушение родственных связей.  
Стремление к решению проблем семьи вызывает потребность получения оперативной и достоверной социологической информации, необходимой для формирования новых принципов государственной семейной политики, поскольку семья должна рассматриваться в качестве той сферы, где, главным образом, осуществляется социальная политика и оказывается социальная помощь нуждающимся. Именно по этим причинам важно знать факторы, обуславливающие становление благополучной семьи, имея в виду все стороны ее жизни, что во многом возможно осуществить на основе получения и использования достоверных социологических данных. Целью данного реферата является

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как фактор воспитания личности ребёнка.

Семейная педагогика является составной  частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого, планомерного и систематического формирования всесторонне  и гармонично развитой личности. Это  наука о закономерностях воспитания детей в условиях семьи. В наше время семейное воспитание перестало  быть только личным делом отцов и  матерей. В Конституции СССР (ст. 66) подчёркивается, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь  он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает  радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями  и печалями. Привычки, полученные в  семье, остаются на всю жизнь.

Сила семейного воспитания в  его глубокой эмоциональности. Отношения  с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью.

Влияние родителей на становление  личности ребёнка очень велико прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставления, охотно выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.

Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации — освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.

 

Влияние членов семьи:

Когда матери или отцу приходится растить детей в одиночку, появляются определённые трудности в воспитании, опасность серьёзных ошибок. В  неполной семье возникает насущная необходимость прилагать дополнительные усилия, чтобы развить у детей  жизненный кругозор. Особое значение приобретает общение дочери или  сына с педагогами мужчинами, если их воспитывает одна мать. Чаще всего  неполные семьи представлены матерью и детьми. Основная ответственность за воспитание детей в таких семьях ложится на женщину. В подобной ситуации недопустимы крайности, когда мать, погружённая в свои переживания или занятая решением личных проблем, перестаёт должным образом заботиться о детях, а также когда она превращает свою жизнь в жертвенное служение им. И в первом и во втором случаях возникает проблема трудных детей.

С воспитательной точки зрения предпочтительна  многодетная семья. В семье, где  много детей, у каждого ребёнка  естественно возникает богатая  палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат и сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребёнок играет всё более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Как подчёркивают психологи, талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестёр.

Задача семьи — подготовить  растущего человека к жизни в  обществе. Поэтому следует заботиться о постепенном расширении круга  его общения. Уже с 3 лет ребёнок  нуждается в детском сообществе, играх со своими сверстниками. Следует  учитывать, что с течением времени  этот круг общения приобретает для  него всё большую значимость, выполняя специфическую роль в его самоутверждении. Ревновать ребёнка к его пристрастию  бывать среди сверстников неразумно. Семья не перестаёт быть для него незаменимой сферой общения, опорой, помогающей преодолевать жизненные  трудности.

В семье, где нравственно-психологический  климат неблагоприятный, дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в школе, неформальных объединениях, а в последствии и в трудовых коллективах. Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на внесемейных отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма.

Для правильного воспитания детей  родителям очень важно знать  общие закономерности развития и  формирования личности, основные направления  и методы семейной педагогики.

 

 

Методы и способы семейной педагогики

Под методами семейного воспитания понимают способы взаимосвязанной  деятельности родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувств и воли, формирование культуры поведения  детей.

Различают 2 группы основных методов  семейного воспитания: методы организации  поведения и деятельности и методы формирования сознания. В первой группе методов велико значение повседневного  приучения и упражнения.

Семейные традиции играют важную роль в развитии культуры общения. Они  отражают вкусы, уровень воспитанности, характер общения.Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.

Игра — естественная форма выражения  детской активности. Для школьников это и основной способ познания жизни. С увлечением играют в свободное  время и школьники. А. С. Макаренко  высоко ценил хорошую игру, требующую  от ребёнка волевого и интеллектуального  напряжения.

Как свободная деятельность, в которую  ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие.

В случаях, когда нужно отучить  ребёнка от дурных увлечений, эффективен приём переключения. Родители создают  благоприятные условия для изменения  направленности интересов ребёнка. Например, заметив, что сын-третьеклассник стремится всё свободное время  проводить в дворовой компании бездельничающих  подростков, отец старается вовлечь  его в работу школьной спортивной секции. Главное условие успешного  применения переключения — соответствие новых занятий потребностям и  склонностям ребёнка, их эмоциональная  привлекательность.

Требования отца и матери должны быть едиными. Разногласия и непоследовательность дезориентируют детей, затрудняют формирование нужной привычки. Требование целесообразно  облекать в форму пожелания, совета, просьбы, тактично, но настойчиво акцентируя внимание ребёнка на той или иной норме. Злоупотребление приказным  тоном вызывает отрицательную реакцию  у дошкольника и в ещё большей  мере у подростка.

Тренировка — сердцевина упражнения. Этот этап формирования привычки наиболее ответственный, так как родителям  приходится требовать от ребёнка  довольно частого повторения одних  и тех же действий. Быстрота формирования умения и навыка зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Родителям важно предъявлять посильные требования, чтобы ребёнок не переутомился, не утратил положительную настроенность.

Замечена связь между эмоциональным  развитием ребёнка в первые месяцы и годы и отношением к нему близких. Если малыша не ласкают, не 6epут на руки, не разговаривают, ему грозит эмоциональная бедность. Для нормального развития детей необходима атмосфера сердечности, доброжелательности, определённой эмоциональной раскованности. Родительский педантизм, осуждение малейшего промаха угнетают, глушат искренность самовыражения ребёнка, провоцируют лицемерие.

В семейном общении тон задают отец и мать. Их взаимная любовь и уважение создают в доме атмосферу тепла, согласия и покоя, внушают сыну или  дочери почтение и нежность к старшим. Ссоры, оскорбления, нетерпимость друг к другу, напротив, способствуют возникновению  эмоциональной неустойчивости, тревожности  у ребёнка. Систематически повторяясь, тяжёлые переживания закрепляются и перерастают в озлобленность, агрессивность, мстительность, подавленность, порождают пессимистичное мироощущение.

Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных  понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов  поведения.

Отношение детей к семье, людям, обществу, труду, учёбе, природе, миру вещей, искусству формируется в процессе многостороннего их просвещения  — нравственного, политического, эстетического. Первостепенную роль в этом играет слово родителей. В процессе общения с сыновьями и дочерьми они призваны внушать им передовые взгляды, разъяснять правила поведения в обществе, убеждать следовать принципам социалистической морали, расти патриотами, интернационалистами, коллективистами, быть трудолюбивыми, скромными, порядочными, культурными. Родители прививают детям материалистическое мировосприятие, формируют активную жизненную позицию, непримиримость к курению и пьянству, пережиткам религиозной морали, предрассудкам, хамству, лживости, разболтанности и другим негативным явлениям.

Родительское слово выполняет  функции внушения, наставления, разъяснения. Внушение рассчитано на некритическое  восприятие ребёнком суждений старших. С помощью наставления родители делятся житейской мудростью, дают деловые советы, опираясь на личный опыт. Разъяснение сущности тех или  иных жизненных явлений обычно опирается  на убедительные аргументы, научные  данные.

Слово отца или матери оказывает  действенное влияние, если оно проникнуто «горячей кровью чувств» (В. А. Сухом-линский),

Ни с чем не сравнима внушающая сила личного примера родителей. Не способные к критическому осмыслению своих наблюдений, малыши с одинаковой лёгкостью подражают и хорошему, и плохому. Если родители хотят, чтобы их дети росли честными, трудолюбивыми, дисциплинированными, культурными, любили Родину, они сами должны руководствоваться нормами социалистической морали.

Велико значение личного примера  родителей в многостороннем развитии ребёнка. Приучить ребёнка к труду  может лишь та семья, которая трудится на его глазах, когда он сам принимает  участие в общих делах. Наблюдая за тем, как родные проводят свободное  время, он проникается их склонностями и интересами. Чем сильнее ребёнок  любит отца и мать, тем больше он будет руководствоваться их этикой.

В арсенале семейной подготовки имеется  ещё одна группа методов воспитания, которые называют вспомогательными. Это соревнование, поощрение и  наказание. Они не имеют самостоятельного значения. Их смысл в оказании стимулирующего и корригирующего воздействия, то есть в усилении эффективности основных методов.

Принципиально недопустимы сделки между родителями и детьми типа «ты  мне — я тебе», прививающие  холодную расчётливость и корыстолюбие. Поощрение — средство внешнего побуждения. А важно, чтобы ребёнок осознал  и то хорошее, что заключено в  самом содержании поступка, понимал  его пользу для окружающих. Поэтому  имеет значение тактичный анализ нравственной сущности положительных  дел и поступков.

Подлинная родительская любовь немыслима  без требовательности. Если с помощью  поощрений в поведении ребёнка  закрепляются добрые начала, то как лечебная мера против накопления негативного опыта и упрочения дурных привычек выступает наказание. Причиняя неприятные переживания, наказание заставляет ребёнка осмыслить своё поведение и поступать в соответствии с общепринятыми нормами. Наказание как метод коммунистического воспитания не преследует цели подавления личности ребёнка, а направлено на закаливание его характера, формирование способности управлять своим поведением. Доставляя огорчение, оно заставляет воздерживаться от повторения проступка, выполняет профилактическую роль, препятствуя накоплению нежелательного опыта.

Наказание нередко подкрепляет  категорический родительский запрет, выраженный словом «нельзя». А. С. Макаренко  предупреждал, что если ребёнок упражняется  лишь в том, чтобы исполнять все  желания, и не умеет затормозить  себя, у него не будет сильной  воли.

Информация о работе Психология в семейной жизни