Психология гениальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 11:37, реферат

Краткое описание

Лично у меня гениальность всегда вызывала неподдельный интерес и восторг. Процесс возникновения гениев, до сих пор не укладывается в моей голове. Как у абсолютно заурядных людей может появиться столь необычный ребенок? Можно ли в ходе каких-либо генетических преобразований сделать из человека гения? Чем гении отличаются от обычного человека?

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 60.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра психологии

Психология гениальности

Реферат по психологии

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса группы Э-1410

Файзуллаева И.Д.

Проверил профессор Марихин С.В.

 

 

 

 

Г.Санкт-Петербург, 2014

 

Оглавление

 

 

 

Введение:

«Когда природа хочет что-либо сотворить, она создает для этого гения» - именно эта цитата Ральфа Эмерсона1 подтолкнула меня к выбору темы моего реферата. До сих пор наука не смогла изучить, постичь природу возникновения гениев. Разные города, страны, эпохи, но одна связующая нить, которая плетет историю развития всего человечества.

Моя тема вряд ли может потерять свою актуальность:

Во-первых, потому что непознанное всегда манит к изучению. В этом случае гениальность всегда выступала в роли своеобразного магнита для ученых из разных стран. Исследования, книги, фильмы – все это доказательство того,  что гениальность не оставляет людей равнодушными, будь то люди творческой или научной профессии. Каждый пытается по-своему объяснить для себя этот феномен.

Во-вторых, «эффект гениальности» это великое оружие, завладев, которым можно изменить весь мир. Ведь контролируя процесс «производства гениев» можно в одно мгновение, усилить или умертвить различные отрасли человеческой жизни.

В-третьих, до сих пор трудно объяснить, кто же такие гении. Человек смотрит на мир субъективно и то, что для одних, является гениальностью, для других выглядит как проявление шизофрении. Зачастую человека признают гением, только после его смерти, а значит, еще один «материал» для исследования будет безжалостно истреблен временем и та, возможно, ключевая часть пазла никогда не сможет лечь в общую картину исследования.

Лично у меня гениальность всегда вызывала неподдельный интерес и восторг. Процесс возникновения гениев, до сих пор не укладывается в моей голове. Как у абсолютно заурядных людей может появиться столь необычный ребенок? Можно ли в ходе каких-либо генетических преобразований сделать из человека гения? Чем гении отличаются от обычного человека? Надеюсь, что в ходе своего реферата я сумею немного приоткрыть завесу тайны  и хотя бы частично ответить на свои вопросы.

Что такое гениальность (понятие гениальности) ?

«В монастырь приехал писатель, что бы написать книгу о Мастере.

- Говорят, ты  – гений. Это правда? – спросил  литератор.

- Можно сказать  и так, - со смехом ответил Мастер.

- А что  делает человека гением?

- Способность  видеть.

- Видеть  что?

- В гусенице  – бабочку, в яйце – орла, в  грешнике – святого.» [1]

Действительно множество ученых говорили о том, что гении отличаются от обычных людей способностью нестандартно мыслить, но ведь мышление нестандартно называется креативностью, выходит, что каждый креативный человек может считаться гением, однако это не так. Давайте все же поконкретнее разберемся, что такое гениальность.

Гениальность (от лат. genius — «дух»)— высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности,  который реально проявляется в выдающихся научных открытиях  или  философских  концепциях, технических  или  технологических  изобретениях,  социальных  преобразованиях,  создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.

Но представленное мной определение гениальности, далеко не единственное.

Так, например:

По Бюффону2, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. 
    Вордсворт3 определил гениальность как «акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом».

Гете4 утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней.

    По Шопенгауэру5, «сутью гения является способность видеть общее в частном» и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. 
    По Эмерсону6, особенностью гения является «вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества». 
    По Карлейлю7, гениальность — это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. 
    По Рамон-и-Кахалю8, «это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме», и доходящая до транса способность к концентрации.

        По В. Оствальду9, это — самостоятельность мышления, затем способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы.

Роль гениев в истории человечества.

Александр Сергеевич Пушкин, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Николло Паганини… Перечень  выдающихся личностей, оставивших  значительный след в истории не только посредством своей основной деятельности,  а и другими общественно важными  деяниями не так уж мал. Самоотверженное служение таких людей на благо человечества является примером для подражания для многих поколений потомков. Мне кажется, что гении приходят в мир с определенной миссией, дать толчок развитию науки, направить ее в нужном направлении, причем происходит это тогда, когда мир перестает развиваться и переходит в состояние застоя. Гений – катализатор науки, он вносит в мир идею, а обычным людям остается доработать и доразвить ее. История знает немало подтверждений моим словам: в качестве примера гения «катализатора» можно назвать Д. И. Менделеева, работая над трудом «Основы химии» , открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Развил в 1869—1871 годах идеи периодичности, ввёл понятие о месте элемента в Периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.) . Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием) , «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием) . Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 году) , «экаиода» — астата (открыт в 1942—1943 годах) , «двимарганца» — технеция (открыт в 1937 году) , «экацезия» — франция (открыт в 1939 году). После этого открытия, знания в области химии  стали стремительно нарастать.

Теории возникновения и формирования гениальности.

Гениальность, как психическое расстройство.

У проблемы гениальности есть своя история. Изначально существовало  предположение о связи гения с психическими расстройствами; сторонники этого подхода известны ещё с античных времён и самым блестящим именем среди них является имя итальянского учёного Чезаря Ломброзо. Многие авторы, в своих трудах касаясь этого вопроса, выражают своё критическое отношение. Безусловно, психическое состояние или невроз могут “разбудить” гениальное творчество, могут окрасить творческий процесс, чему есть масса примеров, но может ли психическое нарушение усилить гениальность, превратив талант в гения?

Можно предположить, что психическая аномальность у гения - всего лишь “побочный продукт” его мощной духовной деятельности. Русский психиатр Н. Н. Баженов писал: “Из фабрики человеческих душ может быть, до сих пор не вышло ни одного инструмента без изъяна, безукоризненного по гармонии всего психического склада, а выходили только более или менее удачные приближения к некоторому идеальному будущему типу. Этим, может быть, и объясняются те психологические особенности, те низменные черты, которые встречаются в биографиях даже величайших людей”.[2.c36] 
 
Чем своеобразнее творчество, тем неповторимее должна быть психологическая структура личности гения. Это своеобразие может достигать степени психопатологических расстройств (сверхценные идеи, бредоподобное мышление, нарушение восприятия, аффективные колебания и т.п.).

Исследование таких видов изменения психического функционирования помогли бы лучшему пониманию творческого процесса: известны многочисленные примеры гипермнезии у гениев. Наблюдается также чёткая связь между врождённой особенностью памяти и последующей творческой деятельностью: зрительная память - у живописцев, музыкальная (слуховая) - у композиторов и т.п. 

Для того чтобы установить взаимосвязь между психическим здоровьем и гениальными достижениями, современный американский психолог Д. Саймонтон (Калифорнийский ун-т) считает необходимым “проведение большого историко-метрического исследования”. По его данным, учитывающим биографические статьи объёмом 7 тысяч и более знаков, лиц умерших до 1911 года, показатель распространённости психических нарушений по третьему изданию Большой Советской Энциклопедии достигает 86% (А. В. Шувалов, 1992)

Издавна отмечалась взаимосвязь между болезнью и самыми глубокими человеческими возможностями, между страданиями и мудростью, творчеством и патологией.

Гениальность и наследственность.

Но существует целый ряд психологов, которые отрицают связь между феноменом гениальности и психическими расстройствами. Они придерживаются мнения о взаимосвязи гениальности и фактора наследственности. В истории известны многочисленные случаи, как подтверждающие унаследование гениальных качеств, так и отрицающие этот факт. А статистика свидетельствует о следующем: 

1) свыше 70% высокоталантливых  людей происходило из средних  в духовном и интеллектуальном  отношении слоёв населения; 
 
2) многие гениальные люди оставались холостыми, прерывая тем самым (если она существует) наследственность гения;

3) семейная  жизнь гениальных личностей часто  складывалась очень несчастливо, и в супружестве они были  чаще бесплодны, чем в среднем  население; 
 
4) семьи гениев вымирали довольно быстро, причём в основном по мужской линии; если же у них появлялись дети, то чаще всего это были малозаметные и малоизвестные (нередко - психически аномальные) люди.

С другой стороны современные близнецовые методы исследования подтверждают существование наследственности на примере десятков видов дарований. Об этом же свидетельствует и наличие в одной родословной, охватывающей едва ли тысячу человек, людей такой величины, как Л. Н. Толстой, Пушкин, Веневитинов, Тютчев, Чаадаев, семья Бестужевых, философ Леонтьев, А. Н. Толстой и др. Можно привести немало примеров и конкретных семей, где наследование определённого таланта шло по прямой линии: 
 
- композиторы: Амати, Бах, Беллини, Дюссек, Мендельсон, Мейербер, Моцарт; 
 
- художники: Беллини, Рафаэль, Тинторетто, Теньер, Ван-Дейк;

- поэты: Кольридж, Корнель, Тассо, Эсхил;

- учёные  Аристотель, Бэкон, Бернулли, Галилей, Гершель, Дарвин, Лейбниц, Эйлер. (Т. Рибо, 1884).

Выдающийся немецкий психолог Э. Кречмер считал, что “настоящий гений появляется как единичный, не передающийся по наследству феномен” в отличие от одарённости, которая может “постоянно укрепляться наследственностью” В настоящее время преобладает мнение, что потенциальные гении рождаются 1 на 100 000 населения и распределяются случайно вне зависимости от численности конкретных народов. Другой вопрос – возможность проявления своей гениальности (здесь доминируют социальные, а не генетические механизмы).

И всё-таки объяснить появление гения наследственностью не всегда представляется возможным, т.к. в абсолютном большинстве случаев никто из его прямых предков не проявлял аналогичных способностей.

 

Гениальность как дар…

Наряду с основными, вышеописанными теориями существует ещё одна точка зрения на происхождение гениальности. Она не имеет под собой никакой достоверной научной основы, но некоторые исследователи, всё - таки, отмечают вероятность её существования. Известно, что научный подход не обязательно и не всегда приближает нас к более точному пониманию реальности, а самые успешные научные изыскания редко следовали рациональному методу. Тезис о том, что наука может успешно свести все психические проявления человека к физическим и химическим понятиям, измеряемым в пространстве и во времени, расценивается некоторыми учёными как “опасность современной цивилизации и важнейшая методологическая ошибка”. (Д. Е. Мелехов, 1991).

Таким образом, возникает вопрос: является ли сознание гения только продуктом человеческого мозга? А какие открываются новые подходы к гениальному творчеству, если мы приоткроем дверцу в область многомерного сознания? Может быть, именно в гениальном творчестве проявляется богоподобная сущность человека? И только через него человек может достигнуть бессмертия в своём творении?..

Безусловно, существует некая иррациональная сила, заставляющая некоторых людей всецело отдаваться творчеству часто с ущербом для своего собственного благополучия. Самоописания и автобиографии гениев позволяют предположить, что многие в процессе творчества ощущали себя лишь зрителями, восприемниками, передатчиками результатов нисходящих на них вдохновений. Гюстав Флобер так и называл художника - “орган Бога”. 
 
Известно, что творцы порой неспособны, осознать своё собственное создание. Художник часто не ведает, что творит.

“Иногда, - пишет французский психолог Г. Доли, - даже сам великий человек, взирая на горизонты, которые открывает перед ним его же собственная идея, повергается в изумление и восхищение перед нею и полагает, что она снизошла к нему свыше, от какой-то незримой, верховной силы”. 
 
О религиозной природе творчества Н. А. Бердяев говорит: “Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога... Поэтому гений чувствует, что он действует как бы не сам, что он одержим Богом, что он есть орудие Божьих свершений и предназначений”.

И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллингу принадлежит идея бессознательного интеллекта, предшествующего сознанию. В самом деле, на основании какой очевидности и в какое сознание могли придти идеи искривления пространства, квантования времени или исчезновения и времени и пространства в “чёрной дыре”? Самые замечательные гениальные идеи сначала почему-то открываются, а уж затем начинают обосновываться, доказываться, подтверждаться. Ясно, что здесь речь не может идти о разумном постижении истины.

Ознакомление с литературой по психологии творчества показывает, что такие прозрения часто подготовлены необычными состояниями сознания и возникают из “трансперсональных источников”. В одном случае окончательное решение проблемы приходит внезапно – или во сне, или во время болезненных галлюцинаций. (Примерами могут служить: учёные Август фон Кекуле и Отто Леви, Д. И. Менделеев, Вернер Гейзенберг.) Во втором случае гениальная догадка приходит в голову по внезапному вдохновению, как считают, “из трансперсональной области” задолго до того, как общество, а часто и сам автор идеи способен её оценить. Иной раз требуются десятилетия, а то и века, чтобы создались условия для её принятия.  
 
Как мы видим, в этой главе представлены несколько основных теорий возникновения и формирования гениальности. Но пока ни одна область научных знаний не может дать точный и однозначный ответ на этот вопрос. Поэтому гениальность рассматривается как влияния совокупности факторов на личность.

Информация о работе Психология гениальности