Психология групп и коллективов в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ психологии групп и коллективов в спорте.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социально-психологические особенности спортивной группы.

2. Проанализировать возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе.

3. Определить значение лидерства в спортивной группе.

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная психология спортивных групп

1.1 Социально-психологические особенности спортивной группы

1.2 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе

1.3 Лидерство в спортивной группе

1.4 Психологические основы общения в спорте

Глава 2. Особенности психологии футбольного коллектива

2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива

2.2 Футбол как командный вид спорта

2.3 Особенности футбольной команда как малой группы

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.к.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

 

1) направленность на достижение  высоких личных и командных  результатов;

 

2) специфичность ролевых  действий;

 

3) относительно одинаковый  возрастной и квалификационный  уровень членов;

 

4) половая идентичность (за  исключением некоторых видов  спорта);

 

5) специфичность мотивов  вступления в группу и присутствия  в ней;

 

6) спонтанность организации.

 

1.2 Возникновение и формирование  взаимоотношений в малой группе 

 

 

Перед спортивной группой  как формальной организацией с момента  ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых  нацелены как тренер, так и весь коллектив.

 

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера  и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые  контакты, которые являются первым и основным условием возникновения  формальных отношений. В ходе этого  процесса устанавливаются, сохраняются  и изменяются отношения между  участниками совместной деятельности.

 

В процессе формализованных  совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают  контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения.

 

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который  можно разбить на несколько этапов:

 

·   возникновение потребности  и ее осознание 

 

·   превращение потребности  в стойкий интерес к той  или иной деятельности, способной  удовлетворить возникшую потребность 

 

·   сравнение и оценка своих возможностей, способностей с  требованиями той деятельности, в  которой надлежит принять участие  для удовлетворения потребностей

 

·   формирование мотива поведения, направленного на поиск  деятельности, способной удовлетворить  возникшую потребность 

 

·   установление контактов  и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение  формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.

 

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между  спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с  тренером (вертикальный уровень).

 

Каждый из этих видов взаимоотношений  может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.

 

Формальная структура  отношений в команде создается  и процессе учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности благодаря  приказам, распоряжениям, указаниям  вышестоящих организаций и требованиям  тренера, регламентирующим процесс  взаимодействия и взаимоотношении  членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды  гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера  и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.

 

Особенности спортивного  коллектива находят свое отражение  и в его организационной структуре. Формы такой организации различны, но при всем их многообразии у них  есть некоторые общие черты.

 

В ряде коллективов в связи  с их особенностями избирают представителя  команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях.

 

В спортивном коллективе господствует дух высокой взаимной требовательности и в то же время глубокого уважения к личности каждого члена коллектива. В нормально развивающемся коллективе личные интересы его членов совпадают  с общими интересами коллектива. Члены  коллектива испытывают чувство гордости за свой коллектив, выражающееся в стремлении быть активным участником его деятельности.

 

Характерными чертами  отличается и общий стиль жизни  и деятельности спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в исключительно  трудных случаях жизни.

 

Спортивный коллектив  отличает здоровый оптимизм, выражающийся в радостных чувствах и настроениях, связанных с участием в общей  деятельности коллектива, творческом подъеме, крепкой дружбе между членами  коллектива.

 

Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как  и неформальной) является то, что  она способствует объединению индивидов  в группу, создает основу для личного  контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность  и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной, или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер - спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.

 

Если же члены группы строят все свои связи и отношения  только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к  незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений, и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур - формальная и неформальная - всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.

 

Формальные отношения  в системах «спортсмен - спортсмен» и «спортсмен - тренер» заранее  «запрограммированы» и обусловлены  требованиями деятельности, подчинены  ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого  вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой - он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях - вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.

 

 

Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен» - дело исключительно сложное  и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств, как самого тренера, так и его  учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).

 

Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит  на мысль о том, что все ее члены  равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального  мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т.д.

 

И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое  занимает каждый из членов группы в  ее иерархической структуре, нет. Этого  равенства и не может быть, так  как все члены группы выполняют  хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения  к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.

 

Ряд исследований, проведенных  в спортивных командах, позволили  установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.

 

1.3 Лидерство в спортивной  группе

 

 

Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет  руководителя. В роли лидеров могут  выступать и официальные руководители, но на практике это встречается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны. Например, задача руководителя в конфликтной  ситуации, мешающей работе, заключается  в том, чтобы снять конфликт и  сделать так, чтобы он не мешал  работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам  отдельных членов группы. В той  же ситуации задача лидера будет совсем иной: снять конфликт, принимая во внимание личные интересы каждого участника, даже ценой нанося этим ущерб работе.

 

В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера главное - человек  со всеми его эмоциями. Итак, и  лидер в группе, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой группе для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений - деловых и личных.

 

Лидер - член группы, который  обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное  положение в структуре межличностных  отношений членов группы, способствуя  своим примером организации и  управлению группой и достижению целей наилучшим путем для  ее членов. Согласно общепринятой трактовке, лидерство - это процесс управления группой и организация поведения  людей, которые осуществляют лидеры.

 

Кто может стать и реально  становится лидером?

 

Выход человека в лидеры - результат взаимодействия между  ним и группой.

 

Если индивидуальные особенности  этого человека, проявленные им в  совместной деятельности и общении  с остальными членами группы, соответствуют  требованиям сложившейся ситуации, то в результате он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может  стать другой член группы. Кроме  понятия лидерство в психологии используется другое понятие, уточняющее представление о лидерстве - стиль  лидерства.

 

Среди стилей лидерства выделяются авторитарный, демократический и либеральный.

 

Авторитарный стиль лидерства  отличается ярко выраженной властностью  лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Такой лидер ограничивает функции остальных членов группы исполнительскими: для него идеальный подчиненный - дисциплинированный исполнитель.

 

Для демократического стиля  лидерства характерно, что лидер ; постоянно интересуется мнением зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к принятию решений, к сотрудничеству в управлении. Лидер этого типа уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

 

Либеральный стиль лидерства - это такая форма поведения  лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству  группой и ведет себя так, как  будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы жизнедеятельности  группы решаются коллективом, это принимается как закон и обязательно не только для рядовых членов группы, но и для самого лидера.

 

Соответственно принятой в психологии классификации сфер общения различают формальных и  неформальных лидеров.

 

Формальный лидер - человек, назначенный руководством по приказу  или распоряжению для осуществления  руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает  в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных  ситуациях не может быть неформальным лидером.

 

Неформальный лидер - один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям  и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный  опыт и т.п.

 

Кроме того, в группах  могут быть и полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой группе. Такой лидер спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности и успешное достижение цели (капитан команды, староста группы и т.д.).

 

Помимо лидеров, иерархическую  структуру спортивного коллектива составляют люди, которых можно отнести  к категории занимающих низкий статус - аутсайдеры. Аутсайдеры отличаются от лидеров не только чисто спортивными, но и психологическими качествами. Так, лидеры пытаются постоянно и  во всем быть с группой, стремятся  к согласию. Аутсайдерам свойственны  такие качества, как независимость, склонность к агрессии, пренебрежение  к советам и помощи товарищей, нежелание пользоваться поддержкой членов коллектива.

 

Старательность и исполнительность на тренировочных занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в элементах  техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с полной отдачей сил - эти качества у лидеров  на достоверном уровне оцениваются  группой и тренером выше, нежели у аутсайдеров, однако самооценки этих качеств у аутсайдеров не уступали самооценкам у лидеров, за исключением  такого качества, как умение заставить  себя тренироваться с полной отдачей сил.

Информация о работе Психология групп и коллективов в футболе