Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ психологии групп и коллективов в спорте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические особенности спортивной группы.
2. Проанализировать возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе.
3. Определить значение лидерства в спортивной группе.
Введение
Глава 1. Социальная психология спортивных групп
1.1 Социально-психологические особенности спортивной группы
1.2 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
1.3 Лидерство в спортивной группе
1.4 Психологические основы общения в спорте
Глава 2. Особенности психологии футбольного коллектива
2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива
2.2 Футбол как командный вид спорта
2.3 Особенности футбольной команда как малой группы
Заключение
Список использованной литературы
1) направленность на достижение высоких личных и командных результатов;
2) специфичность ролевых действий;
3) относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень членов;
4) половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта);
5) специфичность мотивов
вступления в группу и
6) спонтанность организации.
1.2 Возникновение и формирование
взаимоотношений в малой
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.
В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения.
Возникновение и формирование
межличностных отношений в
· возникновение потребности и ее осознание
· превращение потребности
в стойкий интерес к той
или иной деятельности, способной
удовлетворить возникшую
· сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей
· формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность
· установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.
Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень).
Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.
Формальная структура
отношений в команде создается
и процессе учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности благодаря
приказам, распоряжениям, указаниям
вышестоящих организаций и
Особенности спортивного
коллектива находят свое отражение
и в его организационной
В ряде коллективов в связи с их особенностями избирают представителя команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях.
В спортивном коллективе господствует
дух высокой взаимной требовательности
и в то же время глубокого уважения
к личности каждого члена коллектива.
В нормально развивающемся
Характерными чертами отличается и общий стиль жизни и деятельности спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в исключительно трудных случаях жизни.
Спортивный коллектив отличает здоровый оптимизм, выражающийся в радостных чувствах и настроениях, связанных с участием в общей деятельности коллектива, творческом подъеме, крепкой дружбе между членами коллектива.
Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной, или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер - спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.
Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений, и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур - формальная и неформальная - всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.
Формальные отношения
в системах «спортсмен - спортсмен»
и «спортсмен - тренер» заранее
«запрограммированы» и
Установление правильных
взаимоотношений в системе «
Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т.д.
И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.
Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.
1.3 Лидерство в спортивной группе
Обычно авторитет лидера
в группе не менее силен, чем авторитет
руководителя. В роли лидеров могут
выступать и официальные
В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера главное - человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в группе, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой группе для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений - деловых и личных.
Лидер - член группы, который
обладает необходимыми организаторскими
способностями, занимает центральное
положение в структуре
Кто может стать и реально становится лидером?
Выход человека в лидеры - результат взаимодействия между ним и группой.
Если индивидуальные особенности
этого человека, проявленные им в
совместной деятельности и общении
с остальными членами группы, соответствуют
требованиям сложившейся
Среди стилей лидерства выделяются авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль лидерства отличается ярко выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Такой лидер ограничивает функции остальных членов группы исполнительскими: для него идеальный подчиненный - дисциплинированный исполнитель.
Для демократического стиля лидерства характерно, что лидер ; постоянно интересуется мнением зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к принятию решений, к сотрудничеству в управлении. Лидер этого типа уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.
Либеральный стиль лидерства - это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы жизнедеятельности группы решаются коллективом, это принимается как закон и обязательно не только для рядовых членов группы, но и для самого лидера.
Соответственно принятой в психологии классификации сфер общения различают формальных и неформальных лидеров.
Формальный лидер - человек, назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не может быть неформальным лидером.
Неформальный лидер - один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.
Кроме того, в группах могут быть и полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой группе. Такой лидер спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности и успешное достижение цели (капитан команды, староста группы и т.д.).
Помимо лидеров, иерархическую
структуру спортивного
Старательность и
Информация о работе Психология групп и коллективов в футболе