Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:15, реферат
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течении всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Введение 2
Понятие о психологической службе, структура 4
Цели и задачи психологической службы 8
12
Заключение. 15
Список литературы. 16
Содержание
Введение
12
Заключение.
Список литературы.
Введение
Для того чтобы обучение
и воспитание детей велось с учетом
имеющихся научно-
В начале ХХ века была осознана
необходимость работы психологов в
педагогической сфере. Актуальным стало
решение многих психологических
проблем, связанных со школой, с обучением
и развитием детей. В начале ХХ
века практическую психологическую
работу в сфере образования выполняли
педагоги. Однако постепенно стали
вводиться должности
Важным этапом развития школьной
психологической службы в нашей
стране стал многолетний (1981-1988) эксперимент
по введению в школах Москвы должности
практического психолога, проводившийся
под научным и методическим руководством
лаборатории научных основ
В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности. Практическая психология образования появилась в детских садах, детских домах школах, гимназиях, лицеях, ПТУ, колледжах, школах-интернатах.
Многие руководители образовательных
учреждений, учителя, воспитатели, родители
все больше осознавали полезность психологической
службы. Это сформировало в обществе
потребность в детских
В июне 1994 г. в Москве прошел I-й съезд практических психологов образования Российской Федерации. В октябре 1995 г. в Перми состоялся II-й съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необходимым элементом государственной службы образования.
психологический служба обучение потенциал
Психологическая служба является
органическим компонентом современной
системы образования, обеспечивающим
своевременное выявление и
Школьные психологические службы существуют сейчас во многих странах мира, они различаются по численности детей, приходящихся на одного психолога. Это влияет на спектр и качество услуг психологических услуг, которые педагогические психологи могут предложить.
Школьная психологическая служба имеет в разных странах различную форму. Часто встречается такой вариант. Школьный психолог – учитель, получивший специальную подготовку, - обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность – консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания обучающихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые связаны с детьми и их родителями.
В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в «команде» из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные измерения, опросы, беседы, консультации (там же). Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно «проблемным» детям (там же). Существуют еще медицинские, психиатрические, медико психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам(2).
В некоторых странах (Бельгия, Голландия, Франция, Югославия) психологическая служба школы в первую очередь выполняет профориентационные задачи.
Психологическая служба школы
в большинстве стран
В нашей стране психологическая служба в образовании представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:
В должности практического
Практические психологи
образования имеют двойное
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы психолога в
образовательном учреждении выделяется
специальный кабинет, обеспечивающий
необходимые условия для
Таким образом, как показывает опыт зарубежной и отечественной психологии, психологическая служба образования может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от задач, которые приходится решать школьным психологам.
В зависимости от административной
подчиненности и
В зависимости от источников финансирования это может быть
городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.
2. Цели и задачи психологической службы
Основная цель школьной психологической службы – служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:
а) психологическое и психолого-
б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;
г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.
Основная цель деятельности психологической службы образования в нашей стране – обеспечение психического и личностного развития учащихся. Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Психологическая служба призвана обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается, то аналогичная задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в проблему обеспечения раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности.
Еще одна сложная задача
психологической службы в системе
образования состоит в том, чтобы
постоянно, в течение всего детства
держать под контролем процессы
обучения и воспитания детей с
целью повышения качества обучения
и воспитания. Имеется в виду необходимость
построения этих педагогических процессов
в строгом соответствии с естественными
и социальными законами психического
развития детей, с основными положениями
психологической теории обучения и
воспитания. Практическая цель работы
психолога здесь сводится к тому,
чтобы с позиций этой науки
оценивать содержание и методы обучения
и воспитания детей, применяемые
в различных детских