Психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Содержание

1. Психология - Сознание как высшая ступень развития психики…………….3

2. Педагогика – сущность обучения……………………………………………..6

3. Основные дидактические принципы………………………………………….8

4. Список источников……………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

      Важнейшей частью учебного процесса является его  содержание, включающее в себя научные  знания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся .

      Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно  изменяющееся взаимодействие преподавателя  и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Процесс обучения - это  целенаправленное, последовательно  изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

      Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности  и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

      Процесс обучения призван выполнять три  функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

      Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и  навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная  функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие “образование” часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.

      Условное  выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно для практической деятельности преподавателей при планировании задач обучения на занятиях.

      Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в  потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них - образовательная и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства. 

      Основные  дидактические принципы

      Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:

      - Сознательность и активность;

      - Наглядность;

      - Системность и последовательность;

      - Прочность;

      - Научность;

      - Доступность;

      - Связь теории с практикой.

      В своей совокупности принципы современной  педагогики образуют единую системную  целостность.

      Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического  руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.

      Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.

      1) Ясное понимание целей и задач предстоящей работы, ее важности и значения – необходимое условие сознательного обучения

      2) Необходимо обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно глубоко не осознав их.

      3) Осмысление каждого слова, предложения, понятия, раскрытие их. Не следует вводить понятий, которые в дальнейшем не будут раскрыты.

      4) Использование силы взаимообучения учащихся, создание условий для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше, чем объяснение учителя.

      5) Неизвестное необходимо логически увязывайть с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

      6) Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

      7) Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но необходимо всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.

      8) Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.

      9) По настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.

      10) Необходимо постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовались с личными и общественными потребностями.

      11) Приучать думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания, пересказывания и копирования.

      12) Развивать творческое мышление посредством всестороннего анализа проблем, познавательные задачи решать несколькими логически различающими способами, чаще практиковать задания.

      13) Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос – такой ответ, как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя.

      Принцип наглядности обучения - Это опора  на реальные представления учеников. Это один из самых известных и  интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

      Практика  обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение Принципа наглядности. Вот некоторые из них.

      1) Ззапоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

      2) Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступной осязанию – путем осязания.

      3) Никогда не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения.

      4) Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

      5) Наблюдения должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимого от порядка, в котором они наблюдались.

      6) Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.

      7) Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное.

      8) Необходимо использовать современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию.

      Применение  наглядных средств воспитывает  внимание, наблюдательность, развивает  культуру мышления.

      Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным  знанием, когда оно четко отражает картина внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения - Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.

      В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важнейшими среди которых являются следующие:

      1) Использование схем, планов. Необходимо разделять содержание изучаемого материала на логически завершенные части.

      2) Основательное раскрытие и рассмотрение каждого вопроса, пункта плана.

      3) Надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения.

      4) Следует составлять «опорные» конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

      5) Чаще повторять ранее усвоение, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.

      6) Проводить повторение изученного не только в начале урока, занятия и не только в конце с целью закрепления полученной информации, но также по завершении каждого логически законченного отрезка обучения.

      7) Следите за способом и формой выражения мыслей.

      8) Понимание системы требует логики, а формирование ее – чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побеждают к действию.

      9) В конце раздела, курса обязательны обобщения и систематизация.

      10) Важно учить и приучаться к систематическому анализу собственных ошибок.

      Сформировавшаяся  система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом. А. Я. Коменский отмечал: все должно вести в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

      Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных  факторов: содержания и структуры  этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

      Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

      1) Следует не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

      2) Хорошо запоминается сознательно усвоение, осмысленное.

      3) Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.

      4) Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.

      5) Следует использовать для запоминания механизмы непроизвольного внимания, стимулировать возникновение интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.

      6) Важно работать в соответствии с индивидуальным оптимальным темпом деятельности, преодолевать лень.

      7) Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

Информация о работе Психология и педагогика