Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Что же является предметом изучения психологии?
Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

10 ответов.docx

— 112.92 Кб (Скачать файл)

К только что отмеченным областям психологии примыкают и  такие, которые теснейшим образом  связаны с общественными науками. В них рассматриваются те общественно-исторические условия, в которых формировалась психическая деятельность человека, и те описанные формы, в которых она проявляется.

Существенное место в  этой группе занимает этнопсихология, или наука о тех особенностях, которыми отличаются психические процессы в различных исторических формациях и укладах и в условиях различных культур.

На ранних этапах развития психологии были сделаны попытки  создать "психологию народов" как  особую форму социальной психологии и разработать науку, которая  могла бы раскрыть психологические  основы формирования языка, мифов, верований, права и т.п. Такая попытка, сделанная  одним из основателей современной  психологии В. Вундтом, опубликованная под названием "Психология народов", оказалась неудачной. Вундт пытался дать психологическое объяснение тем явлениям социальной жизни, которые имеют не психологические, а экономические или общественно-исторические основы, именно поэтому попытки "психологизировать историю" надолго задержали развитие этой важной области психологической науки, которая должна была проследить обратный процесс — формирующее влияние, которое оказывают общественно-исторические условия на развитие психологической деятельности человека.

Эта задача стала предметом  исследований многих крупных ученых разных стран (Фрезер и Малиновский  в Англии, Жанэ и Леви-Брюль во Франции, Турнвальд в Германии, М. Мид в США), и именно эти исследования заложили основу для современной этнопсихологии. В настоящее время исследование особенностей психической деятельности людей, принадлежащих к различным культурам, составляет один из важных разделов психологической науки.

Специальный раздел науки, выделившийся за последние десятилетия в самостоятельную  отрасль науки, стоящий на границе  психологии и лингвистики, составляет психолингвистика. Задача психолингвистики — проследить основные законы речевой деятельности как средства общения, процессов кодирования и декодирования речевой информации и тех психологических процессов, которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой деятельности человека.

Важным, хотя еще недостаточно развитым разделом психологической  науки является социальная психология. Эта дисциплина изучает психологические законы общения людей между собой, психологические особенности распространения информации средствами массового воздействия (печать и кино), особенности поведения в процессе труда, соревнования и т.д. Предмет специальной отрасли социальной психологии составляет изучение человеческих взаимоотношений в условиях малых групп, анализ тех факторов, которые лежат в основе конкретных видов взаимодействия людей: формирования авторитета, выдвижения лидеров и т.п.

К этой группе дисциплин, сохраняющих  свою близость к общественным на- укам, относится и психология искусства, изучающая психологические основы художественного творчества и те психологические законы, которые лежат в основе художественных произведений и обеспечивают максимальное их воздействие на, читателя и зрителя.

Мы познакомились лишь с основными ветвями психологической  науки, но и они могут показать, какую разветвленную систему  дисциплин представляет современная  психология.

3 ответ

Методы психологического исследования

Основные методы исследования. 
Вспомогательные методы исследования. 
Этапы психологического исследования.

Основные методы исследования

Методы научных  исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

К основным методам психологического исследования относят наблюдение и  эксперимент.

Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.

Требования к проведению наблюдения:

  • сохранение естественности психических проявлений;
  • должен быть целенаправленным;
  • фиксация результатов.

Процессы общей процедуры  наблюдения (программа наблюдения):

  • определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
  • определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);
  • выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);
  • определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).

Различают следующие, дополняющие  друг друга, виды наблюдения:

  • кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
  • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
  • выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).

В зависимости выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение.

Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.

К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение.

Интроспекция (от лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.

Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Эксперимент предполагает относительно полный (тотальный) контроль за введенными переменными. Если при наблюдении часто не удается предвидеть значимые изменения, то в эксперименте их можно не только прогнозировать, но и планировать, сознательно вызывать. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Со времен Ф.Бэкона, экспериментальное доказательство служит основным способом обеспечения научной строгости какого-либо теоретического положения.

Спецификой  психологического эксперимента выступает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Основное  достоинство психологического эксперимента в том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи — корреляции — между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем.

Но эксперимент применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное  исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он — объект исследования. Если это не удается, то более чем вероятны желание испытуемого повлиять в выгодном для себя направлении на результаты эксперимента, его сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки, скованность и пр.

Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в  ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют  статус корреляций и часто не позволяют  делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит  в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с  испытуемым и может невольно влиять на его поведение.

Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

Лабораторный  эксперимент — это исследовательская стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в искусственно созданных условиях, с использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инструкций и т.д. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Требование чистоты получаемых данных связано с определенными ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать повседневные жизненные обстоятельства, удается воспроизводить лишь отдельные их фрагменты. Главное достоинство лабораторного эксперимента — высокая точность контроля за переменными, главный недостаток — информированность испытуемых о самой ситуации исследования.

Естественный  эксперимент – исследовательская стратегия, впервые предложенная А.Ф.Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высокая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психологу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Естественные эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку при повторном проведении утрачивают свою естественность и скрытость от испытуемых.

В настоящее время широко обсуждается проблема этичности  проведения психологических экспериментов  этого типа, так как они предполагают использование скрытой записывающей техники (фотокамер, видеокамер, диктофонов), что считается недопустимым, при  отсутствии добровольного согласия участника эксперимента. Проведенные  с нарушением этических норм такие  эксперименты могут стать источником психической травмы для «испытуемого по неволе». Наиболее этичным вариантом естественного эксперимента следует признать психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей учащегося, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Особую разновидность  представляет полевой эксперимент, предполагающий использование минимума оборудования в ситуации, максимально приближенной к естественной (экспериментирование в полевых условиях проводится, в частности, в этнопсихологии при исследовании особенностей «национального характера», кросс-культурных различий, форм межэтнического общения). Если исследуемая область сравнительно мало изучена и система гипотез отсутствует, то применяется пилотажный эксперимент, результаты которого помогают уточнить направление дальнейшего исследования. Когда выдвигаются две конкурирующие гипотезы, и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей на, так называемой, контрольной группе испытуемых, которая в силу определенных характеристик не чувствительна к действию исследуемого фактора. В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.

Информация о работе Психология как наука