Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология как наука.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

     К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

     Психика — сложнейший феномен, возможно, самое  сложное, что есть в мире. Поэтому  дать исчерпывающее определение  психики не представляется возможным.

     Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения  субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведений (деятельности) регулятивную функцию» и как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».

     Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражают неудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии. Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуального феномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей вряд ли приходится сомневаться в трансперсональной природе психического. «Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять». Многие исследователи указывают, что научный подход к изучению психики не является единственно возможным. 

     Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще, весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его одной фразой, представляет собой расширение предмета психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология в очередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого необходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередь требуется новое, более широкое понимание предмета психологии.

     Психология, как мы уже говорили, — очень  молодая наука. Поэтому, возможно, она  еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что душа является единственным непосредственным явлением мира, а, следовательно, и необходимым условием всего мирового опыта».

 

Задачи, структура и методы современной психологии

 

     В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических  и практических задач, встающих перед  нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних  десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления  и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается  новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории». Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

     В познании сущности психических явлений  важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

     Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она  все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение  психологической науки в решение  практических задач существенно  изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует  психологической компетентности, возникают  в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь  возрастающей ролью так называемого  человеческого фактора. Под «человеческим  фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических  и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

     Современная психология — интенсивно развивающаяся  область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

     Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных  дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают  до ста отраслей психологии. Эти  научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны  с различными сферами человеческой практики.

     Ядром современной психологии является общая  психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы  психики. Важнейшей психологической  дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

     Многочисленные  отрасли психологии выделяются по различным  основаниям.

     Традиционно для классификации используются следующие основания:

    1. конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая   психология,   психология   искусства,   психология спорта и т.п.); 
    2. развитие  (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
    3. социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы,  психология класса, этнопсихология и т.д.).

     Важным  является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

     В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с  мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти  остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач». Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.

     В настоящее время не существует законченной  классификации психологических  отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно  возникают новые области, что  приводит к появлению новых отраслей.

     Современная психология использует различные методы.

     Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.

     Современная психология использует развернутую  систему методов, которые могут  классифицироваться различным образом  в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве».

     Первоначально (при выделении в самостоятельную  науку) психология исходила из того, что  самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила из субъективного  метода. Метод научной психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно  подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось  как непосредственный метод получения  фактов. Задача науки мыслилась Вундтом  как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов  не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.

     Реакцией  на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально предполагалось, что  новая трактовка предмета психологии — как «поведения» — снимает  все проблемы. Объективный метод  в форме наблюдения или эксперимента позволял, как полагали представители этого направления в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.

     Дальнейшее  развитие психологической науки (в  первую очередь исследования  Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.

Информация о работе Психология как наука