Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, контрольная работа
По первому вопросу мы можем сказать, что проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.
1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………2
2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18
Список использованной литературы………………………………………….20
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Филиал г. Уфы
Кафедра Философия, история и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология и педагогика»:
Тема 1. Психология как наука
Вариант № 3
Выполнила студентка
Гадельшина Ю.И.
Курса ФНО, 3 поток
Личное дело № 10УБД43500
Проверил преподаватель
Гайсна Л.М.
Уфа-2012
ПЛАН:
1. Охарактеризуйте основные
положения психологии как науки «о психически
регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова,
И.П. Павлова и В.М. Бехтерева………………………………………………………
2. Проанализируйте вклад отечественных
ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна,
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................
3. Соотнесите направления
отечественной психологии и их характеристики.………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….20
По первому вопросу мы можем сказать, что проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.
“Отец русской физиологии” Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) считается основоположником отечественной научной психологии. В 1862 г. он написал свою знаменитую работу “Рефлексы головного мозга”, в которой поставил задачу ввести физиологические основы в психические процессы и показать, что психика относится к области строгого естественнонаучного исследования.
Свою основную задачу Сеченов
видел в том, чтобы вывести
психологию из тупика изучения внутреннего
сознания и обратить ее к рассмотрению
внешней детерминации психических
процессов. При этом он исходил из
идеи, что психические процессы протекают
по схеме, аналогичной физиологическим
процессам, т.е. по схеме рефлекса. По
Сеченову, способность воспринимать
внешние влияния в форме
Во-первых, это открытие Сеченовым
так называемых тормозных
Во-вторых, Сеченов дал
новую трактовку и самому понятию
"рефлекс". Для Сеченова рефлекс
не просто некая механическая и чисто
физиологическая реакция - это сложнейший
целостный акт, связывающий организм
со средой и выступающий механизмом
регуляции психической
В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию «психических деятельностей».
В-четвертых, Сеченов показал,
что психическое, имея рефлекторную
природу, неразрывно связано с мышечными
движениями. Таким образом, мышечное
чувство выступает общим
Система взглядов Сеченова
представляла собой оригинальную теоретическую
программу естественно-научной
Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:
- на предмет психологии как науки;
- исходный методологический принцип изучения психики;
- основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.
Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых психических процессов (как это предлагал Вундт), но и анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено). Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса.
Заслуги Сеченова высоко оценены в мировой психологии. Американский психолог, Э. Боринг констатировал: «Сеченов стал русским пионером рефлексологии… Мы должны, кроме того, помнить что он был далеко впереди западноевропейской мысли в этом вопросе»2. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его программа подводила ученых к изучению целостного поведения, а сеченовские идеи получили развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.
На объективных методах исследования стремился построить естественнонаучное психологическое учение один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга В.М.Бехтерев. Предметом психологии он считал изучение поведения, которое понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных “сочетательных рефлексов”.
Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) в качестве основного акта поведения выделял условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования.
Начав свою научную деятельность
с изучения процессов кровообращения
и пищеварения, Павлов пришел к заключению,
что они обусловлены как
Благодаря принципу сигнальности
поведение организуется соответственно
возможным благоприятным или
неблагоприятным для организма
ситуациям. Стремясь определить качественное
различие между высшей нервной деятельностью
человека и животных, Павлов разработал
учение о двух сигнальных системах.
Животные в своем поведении
Учение Павлова об условных
рефлексах полностью
Говоря о Бехтереве как об ученом, следует иметь в виду, что главной отличительной особенностью его научной программы были ее системность и комплексность. По существу, комплексность стала тем базовым принципом, который являлся стержнем всего научного творчества ученого, последовательно реализовывался им на всех этапах и уровнях его развития. Заложив основы интегрального целостного исследования человека в системе наук, Бехтерев значительно опередил свое время и как никто из его современников и в теории и в практике приблизился к воплощению идеи создания Института человека.
Человек у него – это и представитель определенного биологического вида, и носитель нервно-психической организации, и продукт внешней (в том числе и социальной) среды.
Безусловно, главным и
доминирующим, начиная с ранних этапов
его творческой деятельности и на
протяжении всей жизни, в разработке
всех направлений и проблем
Целостность научного подхода
ученого отражает попытка рассмотреть
нервно-психические явления в
контексте общей системы
Б.Г.Ананьев выделяет в становлении рефлексологии 5 этапов: экспериментальной психологии, объективной психологии, психорефлексологии, биологически интерпретируемой рефлексологии человека и диалектической рефлексологии.
В целом в истории концепции В.М.Бехтерева выделено пять периодов:
1879-1888 гг. – период анализа возможностей и ограничений субъективной психологии;
1888-1904 гг. – период общей психобиологии;
1904-1910 гг. – период объективной психологии;
1910-1917 гг. – период психорефлексологии;
1917-1927 гг. – период рефлексологии.
В период рефлексологии место нервно-психического процесса как основной единицы анализа актуального взаимодействия со средой занимает рефлекс.
Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии» (СПб, 1907-1910); «Общие основания рефлексологии» (ПГ, 1918); «Объективное изучение личности» (ПГ, 1923); «Общие основы рефлексологии» (М, ПГ, 1923) и другие.
Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.
Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология.
В его работах "Объективная психология" (1907) и "Внушение в общественной жизни" (1908) были заложены идеи будущей, всесторонне развитой концепции "коллективной рефлексологии", намечено экспериментальное исследование отношений между личностью и коллективом, влияния общения на социальные процессы, зависимости развития личности от организации различных типов коллективов.
Особое место в дискуссии принадлежало В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею в предмет "коллективной рефлексологии" включаются: поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание коллективной рефлексологии представлялось как преодоление субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход следовало обеспечить соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с обществом). Предмет коллективной рефлексологии определялся так: «...изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ... проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».3
Таким образом, эти люди внесли вклад в становление психологии как науки. Пионером психологии как науки является И.М.Сеченов, который первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Трудами И.П.Павлова и В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. В.М.Бехтерева явился основоположником «коллективной рефлексологии».
Чтобы ответить на данный вопрос рассмотрим основные труды таких деятелей Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.
Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым.
«Трактовка Л.С. Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической теории — теории общественно-исторического («культурного»— в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека», — писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского. Здесь А.Н. Леонтьев назвал как основную идею творчества Л. С. Выготского положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах.