Психология конфликта по Гришиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.
Задачи - определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология.

Содержание

Введение 4
Часть 1. Основы изучения конфликтов 5
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 7
Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 9
Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА 12
Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 13
Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ 13
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ 13
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 15
Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 16
Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 20
Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 20
Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 21
Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 24
Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ 26
Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 26
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 74.65 Кб (Скачать файл)

Первые  теоретические описания и экспериментальные  исследования, непосредственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Левином, который рассматривал их в контексте удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей человека.

Наиболее  изученными сферами возникновения  интерперсональных конфликтов являются семейные и трудовые отношения.

Для конфликтологических  работ в области интерперсональных  отношений характерно различение конфликта  интересов и конфликта ценностей, которые соответствуют мотивационному и когнитивному типу конфликтов в психологии. В рамках деятельностной сферы взаимодействия также могут быть выделены ролевые межличностные конфликты.

В понимании  межгрупповых конфликтов также выделяются три основных подхода — мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся  интерпретацией основных источников возникновения  конфликтов.

Мотивационные подходы исходят из того, что такие  явления межгруппового взаимодействия, как межгрупповая враждебность, межгрупповая дискриминация и др., являются отражением внутренних проблем самой группы. Из подобной точки зрения исходил 3. Фрейд. К мотивационным подходам могут

быть  отнесены работы, выполненные в рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии, в первую очередь исследования Л. Берковица. Ситуационный подход описывает межгрупповые конфликты как следствие особенностей внешней ситуации, прежде всего ее конкурентного характера. Знаменитые эксперименты М. Шерифа подтвердили правомерность подобной интерпретации межгрупповых конфликтов и стали основанием «реалистической теории конфликтов», рассматривающей межгрупповые конфликты как следствие объективного конфликта интересов групп. Дойч обогатил ситуационный подход многочисленными результатами изучения групп в кооперативном и конкурентном режимах. Благодаря этим работам ситуационный подход в области исследования межгруппового взаимодействия сохраняет лидирующее положение.

Когнитивные подходы, подвергнув критике тезис  о жесткой обусловленности межгруппового взаимодействия ситуацией, дополнили описание факторов детерминации межгрупповых конфликтов когнитивными установками членов групп относительно друг друга. Интерес к когнитивным составляющим межгруппового взаимодействия связан с именем выдающегося европейского психолога Г. Тэджфела, работы которого определили перспективы дальнейшего развития исследований в данной области.

Внутригрупповые конфликты описывались Левином  с точки зрения уровня напряжения в системе группового взаимодействия, Козером — с точки зрения влияния на группу их позитивных и деструктивных функций, Дойчем — в контексте взаимосвязей между членами группы. В отечественной психологии описание внутригруппового конфликта связывалось с проблемами развития группы.

Психологические конфликты разных видов в своей  основе являются интерсубъектными, так как конфликт всегда развивается между субъектами — представителями групп, участниками интерперсонального взаимодействия или в виде конфликта с самим собой.

Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА

Сложность явления конфликта и разнообразие подходов к его пониманию определяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликта.

Бихевиористски  ориентированные подходы предложили ряд экспериментальных процедур, основанных на создании внешней ситуации, которая «объективно» ставит человека в ситуацию конфликта, и предполагающих фиксирование его реакций на эту ситуацию. Наибольшую известность получили игровые процедуры (в частности, «дилемма заключенного») и моделирование Дойчем реальных конфликтов в лабораторных условиях.

Сомнения  в релевантности лабораторного  изучения конфликта его феноменологии в реальных естественных условиях, в действительности оказывающегося бесконечно богаче своей «инсценировки», а также общая критика лабораторных исследований сложных форм человеческого поведения привели к снижению их популярности и доминированию интереса к поиску возможностей изучения конфликтов в реальных условиях человеческого взаимодействия.3

Наиболее  распространенными в изучении конфликтов в психологии являются сегодня опросные методы, включающие разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах (нередко по гипотетическим ситуациям взаимодействия, которые предлагаются испытуемым).

Используемые  в психологии методики диагностики  внутриличностных конфликтов по преимуществу основываются на выявлении расхождений «реального» и «идеального» «Я» человека, что подтверждает их интерсубъектный характер.

Нерешенные  методические проблемы изучения конфликта  определяют недостаточность эмпирического материала в сфере описания феноменологии конфликта, а также доминирование ориентации скорее на практику работы с конфликтами, чем на их исследование.

Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ

Категории проблемного поля описания конфликтов содержат его структурные и динамические характеристики.

К структурным  характеристикам конфликтов относят  следующие его составные компоненты: участники (стороны) конфликта, его  условия (возникновения и протекания), предмет (объект) конфликта, действия  участников, исход (результат) конфликта.

В системе  «наивного», «естественного» знания прототип конфликта включает в качестве составных компонентов представления  об участ­ никах конфликта, его контексте (внешней ситуации), его «начале» в  виде исходного события, процессе конфликтного взаимодействия и его исходе.

Основные  элементы конфликта в оценке специалистов и в оценке «простого человека»  совпадают.

Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Конфликт  относится к критическим жизненным  ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения.

Для современных  подходов характерно признание объективно-субъективной природы конфликтов, которая предполагает не только наличие «объективных» условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации, такого ее восприятия, которое создает для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него).

Восприятие  ситуаций представляет собой процесс, в котором на основе категоризации и интерпретации индивид создает «когнитивные соответствия» этих ситуаций. При этом «ситуационные модели» по результатам исследований скорее являются «личностно-окрашенными» образами «человека-в-ситуации», чем самой этой ситуации.

«Определение  ситуации» — это результат  восприятия ситуации и ее интерпретации («объяснения» на основе категоризации). В соответствии с теоремой У. Томаса, «если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следствием определения ситуации становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим «определением», и эти субъективные представления о ситуации оказывают на него зачастую более сильное влияние, чем объективные ее характеристики.

Приложение  теоремы Томаса к конфликтам означает, что если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, так как в своих действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения, оценивая действия партнера и т. д.

Принципиальное  значение в возникновении конфликта  имеет то, будет ли актуальная ситуация восприниматься как конфликтная  и произойдет ли после определения ситуации как конфликтной переход к конфликтному взаимодействию.

Решающим  фактором в оценке ситуации как конфликтной  является, по мнению специалистов, воспринимаемая противоречивость/несовместимость целей, действий, мотивов. «Естественное» категориальное знание «простых людей» опирается на признаки, созвучные научным представлениям.

Определение ситуации опирается на саму «определяемую» ситуацию, а также на существующие у субъекта когнитивные репрезентации ситуаций разного типа. Определение ситуации детерминировано как внешней реальностью, так и внутренним субъективным миром человека, однако сила влияния этих двух источников может различаться в разных ситуациях.

В качестве объективных факторов, определяющих восприятие ситуации, выступают особенности самой этой ситуации. Ситуация за счет своих собственных характеристик может соответствовать общим представлениям о конфликтах и, следовательно, определяться как конфликтная большим числом людей.

Принадлежность  человека к определенному социальному, культурному, профессиональному слою оказывает влияние на типичные стрессовые и конфликтные ситуации, с которыми он сталкивается.

Люди  отличаются друг от друга по степени  проявления последовательности их личностных проявлений в различных социальных ситуациях. Ситуации различаются в  зависимости от степени свободы  индивидуальных различий в поведении, допускаемой этими ситуациями.

Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР  СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ

Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Здоровый человек наделен стремлением к преодолению противоречий, возникающих как в его внутреннем мире, так и в пространстве его жизненной ситуации, включающей мир отношений со значимыми для него другими людьми.

Принципиальными альтернативами реагирования человека на возникающие у него противоречия (с самим собой или другими  людьми) являются уход (избегание), подавление («борьба») и диалог.

Уход  от конфликта может иметь сознательный или бессознательный характер (феноменология бессознательного была предметом пристального внимания и описания в психоанализе). «Защитный» уход от конфликта часто протекает в форме «внутренней работы» по переинтерпретации проблемы, в результате чего она перестает восприниматься как конфликт, требующий решения. Неконструктивная стратегия ухода от конфликтов, -их игнорирования может быть социокультурно связана с присущими обыденному сознанию негативными установками в отношении конфликтов как таковых. И хотя уход от конфликта, осуществляемый в результате пересмотра ситуации, может иметь и рациональный характер, в целом он расценивается как неконструктивная форма реагирования на конфликты.

Понятие диалога рассматривается нами как  наиболее релевантное для описания той внутренней или внешней «работы», которая является одной из форм преодоления противоречия, лежащего в основе конфликта человека с самим собой или с другими людьми.4

Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Биполярность  конфликта обнаруживается во взаимодействии его сторон, которое реализуется в разных стратегиях и тактиках действия.

Цели  участников конфликтного взаимодействия связаны с предметной стороной конфликта (мотивы получения желаемого), его эмоциональными аспектами (эмоциональными установками участников конфликта относительно друг друга) и нормативным обоснованием своей позиции/действий для себя и/или для других (мотив «быть понятым» и «быть справедливым»).

Достижение  целей участников конфликта может  обеспечиваться использованием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на «выигрыш» обоих или на достижение односторонних преимуществ. Эти установки могут различаться в разных целях, цели разных участников конфликта с точки зрения их значимости образуют иерархию, которая может изменяться в ходе конфликта. Цели могут соотноситься по-разному, в силу чего хотя они и являются регулятором поведения участников конфликта, но не могут однозначно определять характер их взаимодействия.

Различия  между «борьбой» или «диалогом» как способами преодоления противоречий связаны с тем, что участники конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние друг на друга, либо строят свое общение таким образом, что и сами оказываются открыты влиянию партнера, поддерживая с ним диалог, результат которого может быть заранее неизвестен обоим и рождается в ходе совместного поиска.

«Борьба»  как категория методов воздействия  на партнера, связанного с его использованием или устранением как помехи с  пути достижения цели, включает в себя «жесткие» приемы силового давления и «мягкие» приемы манипулирования.

Трудности определения техник эффективной  коммуникации связаны с отсутствием четкой грани между конструктивными и деструктивными приемами, а также с методическими проблемами их вычленения.

Стратегии взаимодействия, развиваемые участниками  конфликта, имеют решающее значение для его протекания и исхода.

Общий характер отношений сторон — ситуационный контекст — оказывает влияние  на их взаимодействие в конфликте. Кооперативные  отношения порождают ориентацию участников не только на достижение своих целей, но и на сохранение хороших отношений в дальнейшем. Помимо этого, к факторам ситуации можно отнести прежний опыт отношений сторон, наличие благоприятных и неблагоприятных условий, в том числе «третьих сил», заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта, а также поведение партнера по ситуации.

Факторы ситуации имеют безусловное влияние  на поведение участников конфликта, однако это влияние не имеет однозначного характера и опосредуется другими факторами.

Информация о работе Психология конфликта по Гришиной