Психология конфликта по Гришиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.
Задачи - определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология.

Содержание

Введение 4
Часть 1. Основы изучения конфликтов 5
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 7
Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 9
Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА 12
Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 13
Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ 13
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ 13
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 15
Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 16
Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 20
Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 20
Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 21
Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 24
Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ 26
Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 26
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 74.65 Кб (Скачать файл)

Выбор стратегии  поведения осуществляется под влиянием психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные, мотивационные  и моральные компоненты. Психологические  ориентации возникают как под  влиянием объективных характеристик  каждой из сторон, так и в силу индивидуальных  особенностей  людей,  обнаруживающих   преимущественную склонность к выбору тех или иных стратегий взаимодействия.

Образы  конфликтной ситуации, включающие отражение  происходящего, образы участников конфликта (в том числе и собственных переживаний) и их интерпретацию, являются важнейшими регуляторами поведения участников конфликтной ситуации; независимо от степени своей «истинности» именно они детерминируют поведение участников конфликта.

Процессы  межличностного познания в конфликтной  ситуации характеризуют повышенная заинтересованность в построении адекватного психологического образа партнера, интенсивная работа по интерпретации и прогнозированию его поведения, высокая степень «пристрастности» к партнеру, «закрытость» общения партнера — реальная или подозреваемая.

Образы  «другого» пристрастны и отражают тенденцию к возложению ответственности за конфликт на «другого» и к наделению его «плохими чертами», с помощью чего обесценивается его позиция и усиливается своя. Тем самым противопоставление «Я — Другой» (как и «Мы — Они») выполняет защитную функцию.

Конфликт  — это явление социальное. В  этом своем качестве он характеризуется ценностно-нормативными свойствами. Нормативный аспект конфликта проявляется в трех отношениях: стремление участника конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действий, существование правил конфликтного взаимодействия, существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

В конфликте  может наблюдаться явление «двойного  стандарта», проявляющееся в существовании разных нормативов «для себя» и «для другого», за которым стоит приписывание разного смысла одним и тем же действиям участников конфликта. При этом свое поведение интерпретируется как предопределенное в большей мере ситуационными факторами, как вынужденная реакция на сложившиеся обстоятельства и действия противостоящей стороны. «Другой» воспринимается как более «свободный» в своих действиях, которые интерпретируются как преднамеренные и за которые он, следовательно, несет полную ответственность.

В условиях конфликта его участники могут  иметь тенденцию к противопоставлению «себя» и «другого», причем если «Я» описывается в позитивном ключе, то другой — «Он» — наделяется различными негативными чертами, что выполняет функцию поддержки и обоснования человеком своей позиции. Через соответствующее построение образа себя и образа другого происходит обоснование своей и дискредитация чужой позиции.

Критерием, к которому в условиях различных  позиций апеллируют участники конфликтных ситуаций, является понятие справедливости. В значении того, что должно быть, того, что является само собой разумеющимся, «правильным» оно становится одним из принципов морального обоснования своей позиции участниками конфликта. Однако представление о справедливости не может выступать действительно реальным критерием в регуляции отношений участников конфликта в силу возможности его различной интерпретации.

Правила конфликта отражают представления  его участников о «правильной» логике развития конфликта, причем правила варьируют в зависимости от особенностей ситуации (например, для ситуаций конфликта с руководителем, коллегой и подчиненным могут существовать разные правила).

Конфликты — это явление культуры. Само их содержание определяется культурными  факторами. Процесс возникновения  и развития конфликтов регулируется культурными нормами, приводящими в ряде случаев к появлению особых культурных ритуалов, связанных с возникновением и разрешением конфликта, а также с действиями его участников.5

Взаимодействие  в противоречивых ситуациях, где  цели участников оказываются либо несовместимыми, либо противоречивыми, актуализирует этический аспект. Конфликт может вестись по правилам «честной» или «нечестной игры». Этическая проблема возникает тогда, когда партнер рассматривается как средство достижения цели или, напротив, помеха на пути к ней, т. е. должен быть или использован, или нейтрализован.

Важнейшим фактором, «задающим» установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером, является прежний опыт их отношений. Установки участников конфликта, в свою очередь, начинают определять такие характеристики конфликта, как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, «объем» предмета разногласий, характер взаимодействия с партнером, используемые средства воздействия на него. На основе обобщения результатов анализа отмеченных характеристик конкретных конфликтов можно выделить разные модели развития конфликта: модель сотрудничества, модель кооперации, модель конкуренции.

Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ  ТРАДИЦИЯ

С начала своего возникновения конфликтология принимает практико-ориен-тированный характер, видя своей задачей разрешение конфликтов. Социальные ученые начинают занимать активную позицию в практической работе с конфликтами. Одним из первых с парадигмой «активного исследования» выступил К. Левин.

Современная практика использует разные формы работы с конфликтами. При этом признается, что эффективное преодоление  конфликтов и оптимальное решение  должно опираться на согласие участников конфликта.

К факторам, оказывающим наибольшее влияние  на конструктивное или деструктивное развитие конфликтов, относятся характер проблем, затронутых конфликтом, характеристики конфликтующих сторон, факторы ситуации, стратегии поведения участников, навыки управления конфликтом и др.

Среди способов урегулирования конфликтов отчетливо  доминирующее положение сегодня занимают переговорные модели. Активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров.

Особое  место в конфликтологии занимает практика привлечения «третьей стороны» к решению конфликтов. Существуют разные формы участия третьей стороны в работе с конфликтами, среди которых особой популярностью пользуется медиаторство.

Несмотря  на бурное развитие переговорной практики — и медиаторства в том числе многие вопросы как практического, так и теоретического характера нельзя считать решенными. Наибольшие сложности возникают в эффективной работе с психологическими факторами разрешения конфликтов.

Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ТРАДИЦИЯ

Задача  практической помощи психолога по преодолению  конфликтов человека состоит в инициировании и организации его диалога как наиболее конструктивной формы разрешения конфликта с самим собой или другими людьми. Различные виды психологической помощи применительно к проблеме разрешения конфликтов представляют собой разные формы организации этого диалога: психотерапевтическая работа — это помощь человеку в диалоге с самим собой, психологическое консультирование — помощь в диалоге человека с другими.

Соответственно  трем основным направлениям психологии выделяются и три основных направления  в психотерапии — психоаналитическое (динамическое), поведенческое (бихевиористское) и гуманистическое.

В соответствии со своим пониманием конфликтов психоанализ  видит возможность их преодоления в выявлении бессознательного, «уничтожении» вытеснения и победе сознательного. Фрейдовский психоанализ был ориентирован на выявление невротических проявлений. В следующих поколениях психоаналитиков психоанализ начинает рассматриваться как средство общего развития личности, но во многом сохраняется приверженность такой модели взаимодействия терапевта с пациентом, при которой именно психоаналитику принадлежит активная доминирующая позиция, предполагающая влияние на пациента, с помощью которого и реализуется психотерапевтическое воздействие.

Поведенческая психотерапия фокусируется на работе с поведением человека в широком  смысле — включая разнообразные «внешние» и «внутренние» ответы-реагирования. Она стремится улучшить это «реагирование», исходя из трудностей, заявленных самим человеком. Наиболее успешными оказались «синтетические» когнитивно-бихевиористские подходы, в частности один из самых известных — рационально-эмотивная терапия. С помощью терапевта клиент «заменяет» свои представления, которые являются причиной неадекватного поведения и переживаний, внешних и внутренних конфликтов, на более конструктивные. Поведенческая психотерапия более ориентирована на работу с интерперсональными проблемами, переживаемыми как внутриличностные и межличностные конфликты.

Гуманистическое направление в психотерапии является наиболее разнородным, сформировавшимся в оппозиции к динамическому и поведенческому направлениям. Оно изменяет само понятие сути психотерапии, психотерапевтического воздействия, выступая против элементов принуждения в психотерапии, против «объектного» взгляда на пациента, воздействия на него,

утверждая принцип работы «здесь-и-теперь» и делая ее целью стимулирование процесса исследования человеком своей души.

Клиент-центрированная терапия Роджерса провозглашает  своей целью реализацию потенциала человека, наделенного естественным стремлением к развитию и адаптации, обретение им возможности такого развития. Психотерапевтический процесс — это прохождение клиентом через стадии «разблокирования» внутренней коммуникации между частями «Я», развитие диалога в общении человека с самим собой. Усиление личной конгруэнтности человека, а также его конгруэнтности в общении является также основным способом преодоления интерперсональных трудностей. Психотерапевт — это человек, вступающий в равноправные личностные отношения с клиентом, которому он помогает найти путь к самому себе.

С точки  зрения гештальт-психологии, утрата целостности личности, ее фрагментированность является следствием нарушения внутренней гармонии личности. Ее восстановление является основной целью гештальт-терапии, которая акцентирует внимание на взаимодействии противоречащих друг другу, противостоящих сторон «Я» человека. В осознании этих противоположностей и ранее недифференцированных частей своего «Я» гештальт-терапия видит способ формирования и завершения гештальта, что, в свою очередь, является путем преодоления конфликтов. Теоретическое понимание личностного конфликта как дезинтеграции личности и возможности ее преодоления через внутренний диалог нашло прямое выражение в хорошо известных приемах инициации этого диалога в практике гештальт-терапии.

Психологическое консультирование — это собирательное  понятие для обозначения разных видов и приемов психологической помощи, трудно дифференцируемое от психотерапии и других видов психологической помощи. Считается, что психологическое консультирование больше ориентировано на те проблемы клиента, которые обусловлены «давлением» социальных факторов. Это «давление» всегда проявляется в интерперсональном контексте и конфликтах в отношениях с «другими». Психологическое консультирование — это помощь человеку в поиске его взаимопонимания, в диалоге с другими. Ориентация на «здорового индивида» открыла перед психологическим консультированием большие возможности работы с интерперсональными конфликтами.

Групповая психотерапевтическая работа имеет  своей целью за счет группового контекста  помочь проявлению, осознанию и «проживанию» своих конфликтов человеком. Фактор группы содержит мощный терапевтический  потенциал. Конкретные формы использования  возможностей группы зависят от ориентации терапевта на конкретные теоретические  подходы. В современной практике индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа часто сочетаются. Групповая  психотерапия позволяет как строить  работу по стимулированию внутреннего  диалога человека с самим собой, так и вводить его в диалог реального взаимодействия с другими участниками группы, в том числе с их помощью воспроизводить его диалог со «значимыми другими».

Для современной  психологической практики характерен отказ от былого противопоставления разных подходов и претензий на универсальность какого-то одного метода. Следствием этого стала тенденция к интеграции, к появлению «синтетических» направлений и подходов. Важнейшим результатом интенсивного развития психологической практики стал отказ специалистов от принципа обязательного следования психотерапевтическому канону, во многом сложившемуся под влиянием жестких принципов психоаналитической традиции и обретения ими права на свободу и творчество. Отечественная психологическая практика должна пойти путем «осознавания», который открывает возможности понимания и преодоления ею своих проблем.

Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА

Психологическое посредничество ориентировано на решение  конкретных конфликтных ситуаций. Психологическое посредничество — это психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе.

Наибольший  опыт в области одновременной  психологической работы с несколькими участниками ситуации накоплен в области семейной терапии. Ее целью становятся целостные изменения в семейной системе, а основные приемы направлены на выработку новых конструктивных способов взаимодействия, переход на новый диалогический уровень общения.

Психологическое посредничество представляет собой  форму работы, соединяющую психологические представления о работе с конфликтами, возможности ситуационного подхода и опыт конфликтологии, накопленный в области

переговорной  практики и медиаторства. Ситуационный подход предполагает возможность целостного изменения ситуации за счет модификации  ее базисных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей.6

Информация о работе Психология конфликта по Гришиной