Психология конфликта по Гришиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.
Задачи - определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология.

Содержание

Введение 4
Часть 1. Основы изучения конфликтов 5
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 7
Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 9
Глава 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА 12
Часть 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 13
Глава 5. КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ 13
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ 13
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 15
Глава 8. КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 16
Часть 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 20
Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 20
Глава 10. РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 21
Глава 11. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 24
Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ 26
Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 26
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 74.65 Кб (Скачать файл)

Психологическое посредничество направлено на процесс  организации диалога между людьми. Оно основано на такой стратегии  психологической работы, в соответствии с которой позитивный опыт работы с конкретным конфликтом человека становится основой более глубоких изменений.

Возможность взаимопонимания предполагает такое  конструктивное взаимодействие, которое ведет к ослаблению противостояния сторон. Организацию этого взаимодействия в конфликте берет на себя психолог. Процесс психологического посредничества переводит межличностный конфликт в форму коммуникативной ситуации с особыми правилами, взаимодействие в которой способствует урегулированию конфликта.

Процесс психологического посредничества включает в себя стадии раздельной работы с отдельными участниками конфликта и их совместные встречи и обсуждение конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом является необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает незаинтересованность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, «победе одной позиции, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценочная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта.

Раздельная  работа с участниками конфликта  направлена на позитивное переопределение ими ситуации своего взаимодействия, важнейшим компонентом которого является принятие на себя ответственности за происходящее, что означает изменение позиции по отношению к партнеру, трансформацию требований к нему в готовность изменяться самому, переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников.

Совместная  встреча и обсуждение конфликта  как этап психологического посредничества направлены на совместное переопределение участниками ситуации конфликта и тем самым ее преобразование в ситуацию совместной работы его участников, их сотрудничества.

При совместном обсуждении работа посредника одновременно развивается в двух планах — организации  конструктивного диалога по различным  аспектам предмета переговоров и  обеспечение такой психологической  атмосферы обсуждения, которая способствовала бы ослаблению противостояния сторон и поиску соглашений. Психологический план процесса посредничества состоит в создании и поддержании конструктивной атмосферы, усилении согласия сторон, ослаблении их конфронтации, их объединении в работе над общей проблемой.

Часть 4. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ

Глава 12. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В  КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ

Обучение  эффективному поведению в конфликтах и их разрешению признается принципиально возможным. Его необходимость определяется невозможностью полагаться на естественный прогресс в области навыков человеческого поведения в конфликтах и целесообразностью сознательного управления процессами усвоения конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах.

Программы обучения «миролюбивому» поведению  могут внедряться в практику работы с детьми любого возраста. Накопленный опыт формирования у детей конструктивных навыков поведения в конфликтах убеждает в перспективности такого рода программ.

Школьный  возраст расширяет диапазон возможных  форм обучения. Учебные курсы, обсуждающие основные понятия, связанные с конфликтами и способами их регулирования, сочетаются с практическими занятиями, построенными с учетом возрастных особенностей детей.

Увеличивается число работ, посвященных обучению посреднической деятельности. В западной практике «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни. Многочисленные данные говорят о его позитивном и разнообразном влиянии на учащихся и школу в целом.7

Любой психолог, занимающийся практической деятельностью, неизбежно, хотя бы периодически, оказывается  в ситуации потенциальной необходимости посредничества. Навыки посредничества необходимы всем тем, кто в силу своей профессиональной деятельности или должностной позиции вынужден в той или иной форме брать на себя функции регулирования отношений между людьми.

 

Заключение

Книга закончена, но работа не завершена. Меняются человеческие проблемы, меняется наше представление  о них.

За последние  годы многое изменилось в реалиях  мира: подорвана вера в «переговорный  порядок», разрушаются складывавшиеся десятилетиями традиции разрешения международных проблем, многие конфликты вновь разрешаются с позиции силы, на арену социальной жизни выходят новые факторы. По мнению специалистов, большинство конфликтов современности будут содержать культуральные различия, в том числе проистекающие от тендерных, религиозных, этнических, социоэкономических, национальных и других факторов групповой идентичности. И, как представляется, гораздо большую роль, чем предполагалось, в конфликтах современности играют и будут играть психологические факторы.

Принципиальным  я считаю представление о проблемах, конфликтах и кризисах современного человека как о фундаментальных составляющих его существования, которые, однако, являются не деструктивными факторами, но важнейшими источниками его личностного развития и становления его Я. Другая ключевая идея книги связана с темой диалога как универсального «языка» человека в решении своих проблем в отношениях с этим миром, другими людьми, с самим собой. Именно диалог может явиться тем единственным спасительным средством, которое поможет нам справиться с самыми острыми проблемами своего времени.

По моему  глубокому убеждению, огромную роль в этом могут и должны сыграть  именно психологи. И дело не только в том, что, как отмечалось, реальное влияние психологических факторов проявляется в самых разных сферах жизни современного общества. Именно психология, как наука о душе человека, возвращающая себе сегодня свой первоначальный смысл, олицетворяет наиболее гуманистический подход к человеку, который должен стать доминирующим в грядущем столетии.

Исследования  и практическая работа с конфликтами  людей могут сыграть в этом особую роль. Психология конфликта  не представляет собой, на мой взгляд, отдельной области психологической науки, но является проблемой, интегрирующей знания разных психологических дисциплин и поэтому представляющей интерес для специалистов, работающих в ее различных областях. Предлагаемая работа, являющаяся попыткой интеграции знания классической и современной психологии, может стать основой для последующего развития идей, исследований и практики в этой области. Надеюсь, что она привлечет внимание молодых начинающих психологов, избирающих свой путь в науке и практике психологии, которые смогут внести свои идеи в развитие перспективной области психологии конфликта.

Самым главным  результатом развития этой области  в последнее время является то, что научные и практические исследования в области конфликта больше не нуждаются в доказательстве своей значимости и своего права на существование. Сделанного недостаточно, впереди и успехи, и разочарования, однако никогда более интерес исследователей к конфликтам и возможность их работы не должны зависеть от идеологических интересов власти.

Благодарю всех тех, кто в разные периоды  моей работы, в том числе и над  этой книгой, оказывал мне профессиональную и дружескую поддержку, помогая  сохранять веру в возможность и значение изучения конфликтов. Мы не сможем помочь людям в разрешении их проблем, если сами не будем сохранять твердую убежденность в том, что самые сложные из них могут быть решены. Можно сделать некоторые выводы:

    • Именно психология, как наука о душе человека, возвращающая себе сегодня свой первоначальный смысл, олицетворяет наиболее гуманистический подход к человеку, который должен стать доминирующим в грядущем столетии.
    • Именно диалог может явиться тем единственным спасительным средством, которое поможет нам справиться с самыми острыми проблемами своего времени.
    • Мы не сможем помочь людям в разрешении их проблем, если сами не будем сохранять твердую убежденность в том, что самые сложные из них могут быть решены.
    • определены методы и способы регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установленны основные формы конфликтов и их типология.

 

 

 

Список литературы

    1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2006. C-8
    2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. C - 135
    3. Бесемер X. Медиация. Посредничество в конфликтах / Пер. с нем. Калуга, 2004. C - 27
    4. Глазл Ф. Конфликтменеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002. C - 270
    5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
    6. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб., 2005. C - 91
    7. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002. C - 180
    8. Соболева М. В., Батуев А. С. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни // Вопросы психологии. 2004. No 5.
    9. Экман П. Психология лжи. СПб., 2000. C - 210

1 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 34

2 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 76

3 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 113

4 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 302

5 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 378

6 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 429

7 Психология конфликта. Гришина Н.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 511


Информация о работе Психология конфликта по Гришиной