Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна для психологической практики, в частности при исследовании психологического развития личности. Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Для психолога важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же образа жизни у разных индивидов. Задачи курсовой работы: проанализировать ключевые принципы теории Адлера. Более конкретно рассмотреть принципы теории при исследовании психологического развития личности.

Содержание

Введение 3
1. Концепция индивидуальной теории личности 4
1.1. Структура личности 4
1.2. Предпосылки теории личности 5
1.3. Основные принципы теории 6
2. Развитие и становление личности 8
2.1. Неполноценность и компенсация 9
2.2. Агрессия и борьба за превосходство 11
2.3. Жизненные цели 15
2.4. Стиль жизни, как уникальный способ развития индивидуума 16
3. Исследования образа жизни и развития личности 19
3.1. Социальный фактор развития 19
3.2. Нарушения прогрессивного развития личности 21
3.3. Значение цели жизни в исследовании личности 22
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

психология личности.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

 

 Схема апперцепции.

Для форсирования жизненного стиля  важна апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений. Каждый индивидуум создаёт себе представление о себе и о мире. Схема апперцепции – часть жизненного стиля и во много раз определяет поведение индивидуума. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, их самоусиливания.

Порождает чувство социального  интереса, чувство общности.

Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности, это заинтересованность в идеальном, социальном обществе, как конечной цели эволюции.

Способность к сотрудничеству имеет  филогенетические корни кооперации. Чувство общности позволяет строить  такие социальные отношения, которые  есть полноценным основанием для  комфортного жизненного стиля. Все неудачники неспособны к сотрудничеству, которые движутся противоположно всему миру.

Если человек сотрудничает с  людьми, он никогда не станет невротиком. Невроз – результат конфликта между стремлением к могуществам и чувством собственной неполноценности. Это деформированный жизненный стиль.

 

Творческая сила самости.

 Не менее важна и введенная  им идея о творческом «Я».  В отличие от Фрейдовского  «Эго», служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку и создать его собственный, уникальный стиль жизни.  Для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции – по существу творческие акты [6, с. 159].

Мы сами формируем свою личность. Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности.

 

 

3. Исследования образа жизни и развития личности

Развитие  личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

 

3.1. Социальный фактор развития.

По убеждению Адлера, поведение  человека определяется в первую очередь  не биологическими, а социальными  факторами. Он ввел понятие социального  интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с  другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес  развивается в детстве по мере накопления опыта. Каждый человек на основе своего прототипа стремится  создать ситуацию, в которой он превосходит всех. При этом каждый идет своим путем, по – своему адаптируется к обществу. Один всегда идет «напролом», находит удовлетворение в том, чтобы преодолеть себя, справиться с трудностью, другой, привыкает «действовать в обход», избегать сложных ситуаций. Эффективность любой стратегии ограничена, но, в среднем, выигрывает тот, кто готов действовать в любых обстоятельствах.

 Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он был уверен в том, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни.

 

 Адлер в отличие от Фрейда, акцентировавшего роль  бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, вводит в объяснение социальный фактор.  Характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».  Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы – люди невысокого роста (А.В. Суворов, Наполеон).

Любой стиль жизни, в особенности  жесткий, ригидный, может стать основой невроза. Коррекция, по Адлеру, состоит в том, чтобы пробудить в человеке чувство общности, интерес к делам общества.

В основе его концепции – представление  о единой движущей силе, лежащей  в основе структуры личности и  направляющей все ее ресурсы на достижение самой главной цели, предающей  смысл всему существу личности. Такой  целью, по его мнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Среди движущих мотивов лидерства называют стремление к власти, которое компенсирует чувство неполноценности, стремление к контролю ситуации, компенсирующее тревогу, связанную с фруструированной потребностью в безопасности. [9, c. 345]

         Чувство неполноценности присуще человеческой натуре и усиливается воспитанием, отношением между полами, местом в семье и социальными привычками. С помощью эффекта компенсации оно провоцирует гипертрофию амбиции, потребность в превосходстве, и все это в ущерб развитию чувства человеческой общности, без чего невозможны нормальные отношения между людьми.

После проведённых исследований индивидуальной и массовой психологии, Адлер утверждал, что стремление к личной власти –  это роковое заблуждение, отравляющее  жизнь человеческого общества. [7, стр. 235]

 

3.2. Нарушения прогрессивного развития личности.

Причинами нарушения  прогрессивного развития человека являются:

- физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;

- избалованность, как результат «гиперопеки», которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;

- отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Следствием влияния трех выше названных  причин может стать невроз как  естественное, логическое развитие индивидуума  с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и  поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.

Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».

Его оригинальные находки часто  рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом. Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию.

 

 

3.3.   Значение цели жизни в исследовании личности.

Жизненные цели являются основой стиля  жизни.

«Если я знаю цель человека, то и  примерно знаю, что произойдет» –  утверждал Адлер. Пока неизвестна линия  жизни человека, определенная целью, то вся система доступных наблюдению его рефлексов не может гарантировать  последующую серию его поступков: они соответствовали бы любому его  возможному душевному побуждению.

Наиболее отчетливо этот недостаток проявляется в ассоциативных  исследованиях. В одном из исследований Адлер приводит такой пример: у  одного, испытавшего тяжелое разочарование  мужчины, «дерево» ассоциировалось с веревкой. Такие ассоциации были бы странными и непонятными для психоанализа. Но если знать, что цель мужчины – самоубийство, то можно с уверенностью ожидать подобную последовательность таких мыслей. Причем настолько определенно, что можно было бы убрать с его глаз нож, яд, огнестрельное оружие.

Только в выводах, которые делает человек, проявляется его индивидуальность и апперцептивная схема.

Таким образом, во всех душевных движениях  можно обнаружить, что они получают своё направление благодаря поставленной ранее цели. Такой вывод индивидуальной психологии по Адлеру подводит к одному важному тезису: любое душевное явление, если оно должно помочь понять человека, может быть осмыслено и понято, лишь как движение к цели.

Если представить человека с  «плохой памятью», то согласно индивидуальной психологии обязательно следует  задать такие вопросы: Какую цель преследует слабость памяти? Какое  это имеет значение как для  психологов? На эти вопросы можно  получить ответ на основе интимного  знания об индивиде в целом, так как  понимание части проистекает  только из протекания целого.

Что касается фиктивных целей –  они не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос.

Женщина-врач стремится достичь  более высокого профессионального  уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может узнать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше времени  посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углублять  свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели – достижения превосходства – она никогда, в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты, скорее всего, извлекут выгоду из этого стремления.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представим, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали. И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции – убежденность пациентов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы – выдающаяся раса.

Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и  увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это  невыполнимо, и разрыв между реальностью  и фикцией еще больше усиливает  их напряжение.

Влияние Адлера на ведущих психологов, таких, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс  и Ролло Мэй, подтверждено документально. Теория Адлера стала предпосылкой когнитивной теории и продолжает оказывать влияние не только на политическую, но и на психологию образования, консультационную психиатрию и педиатрию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были разобраны основные принципы теории, а именно чувство неполноценности и компенсация;  стремление к превосходству; стиль жизни; социальный интерес; творческое Я; порядок рождения; фикционный финализм.  Практическое исследование показывает, что психоаналитики приняли ряд идей Адлера, в частности, его общую трактовку соотношения неполноценности и превосходства. Развитие психоанализа, во многом благодаря Адлеру, сменило ориентацию: с естественнонаучной, биологической на гуманитарную, социокультурную. Одно из направлений глубинной психологии, возникшее как следствие расхождения А. Адлера с З.Фрейдом, отрицающее присущий психоанализу пансексуализм и рассматривающее человека как существо социальное. Основное значение придается группе влечений «Я» – влечениям к власти, превосходству и самоутверждению. Невроз рассматривается как проявление тенденций преодоления чувства неполноценности и стремления к приобретению чувства превосходства. 

Доказана  выдвинутая гипотеза – характер и развитие личности человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».

Для лечения  невроза, по Адлеру, необходимо вскрыть  его скрытый психогенез, сущность «жизненного стиля» больного (невроз понимается не как болезнь, а как своеобразный характер), установить наличие ложных жизненных целей. Те или иные психопатологические проявления должны быть сопоставлены с соответствующими им фиктивными жизненными целями. Основное средство индивидуально-психологической психотерапии Адлера – психоанализ.

Список использованной литературы:

 

1. Адлер А. Практика и теория  индивидуальной психологии. М., 1995.

2. Марцинковская, Т. Д. История психологии. М., 2003.

3. Морозов, А. В. История психологии. М., – Академический Проект, 2003.

4. Психология личности в трудах  зарубежных психологов / Сост. И общая  редакция А.А. Реана – СПб:  Питер, 2000. – 320 с.: ил. – (Серия  «Хрестоматия по психологии»)

5. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. – 576с.

6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. – 512с.

7. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. – 544с.

8. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. – СПб.: Речь, 2000..

9. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение – СПб.: Питер Пресс, 2001. – 608 с.

 

 

 


Информация о работе Психология личности