Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..2
Цели и задачи ……………………………………………………………..3
1. Сущность и структура психологии личности ……………………5
2. Врожденные и приобретенные качества личности ………………5
3. Структура личности включает в себя: …………………………….7
А). направленность;
Б). знания, умения, навыки;
В). Целостность;
Г). Индивидуально-типологические способности;
Д). Все ответы верны.
Заключение …………………………………………………………………13
Список используемой литературы ………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………..2

Цели и задачи ……………………………………………………………..3

  1. Сущность и структура психологии личности ……………………5
  2. Врожденные и приобретенные качества личности ………………5
  3. Структура личности включает в себя: …………………………….7

А).  направленность;

Б). знания, умения, навыки;

В). Целостность;

Г). Индивидуально-типологические способности;

Д). Все ответы верны.

Заключение …………………………………………………………………13

Список используемой литературы ………………………………………..14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Еще в глубокой древности  учёные, наблюдая внешние особенности  поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Характер же – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

 

 

Цели и задачи:

Основной целью данной темы является как можно подробное  изучение психологии личности, а задачей  понять сущность и смысл психологии личности.

Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение  проявляется в следующем:

• житейские знания более конкретны, они связаны с конкретными  ситуациями, научная же психология направлена на обобщения, позволяет  увидеть общие закономерности развития личности, группы; 
• в научной психологии в отличие от житейской используется более общирный инструментарий для получения информации. 
• житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практики, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно; 
• научная психология располагает собственным большим фактическим материалом; 
• житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации, так как житейский опыт - конкретный и интуитивный;

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических  явлений; 
2) анализ формирования и развития психических явлений; 
3) изучение физиологических механизмов психических явлений; 
4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и структура психологии личности

Что такое личность?

В мире существуют два самых  распространённых подхода к понятию  «личность».

Первый подход - естественно-научный. В нём личность рассматривалась  как элемент, управляющий психикой. Следовательно, личностью является любое живое существо на планете.

Второй подход, который  свойственен общечеловеческой культуре личность является некоторой оценкой, званием, которое можно получить, пройдя определённые этапы становления  личности.

Впоследствии мы будем  рассматривать личность с точки  зрения второго подхода. Но что бы говорить о каком-то предмете нужно  сначала дать ему определение.

 

Структура личности

Структура личности - основные части и элементы личности, из которых  она построена, входящие в неё  индивидуальные особенности и способы  взаимодействия между этими элементами.

В психологии существуют два подхода  структурирования личности:

1.Выделение черт личностей  для последующей группировки  в подструктуры на основе внутренней  связи и деление подструктур  на уровни.

2.Выделение типов личности, которые раскрывают некоторые  особенности личности и способов  её взаимодействия с окружающим  миром.

 

2 Врожденные и приобретенные качества личности

Тренерам и преподавателям физического  воспитания хорошо известно, что далеко не каждое качество личности можно развить в ученике. Если свойства, относящиеся к социальной сфере, например трудолюбие, сознательность, не только поддаются воспитанию, но являются важным объектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека весьма консервативна. Это связано с тем, что развитие человека проходит под воздействием социальной и генетической программ. Социальная программа включает в себя сумму знаний, накопленных человечеством за всю его историю и передаваемых в процессе обучения (Н. П. Дубинин и Б. А. Никитюк). Генетические факторы определяют потенциальные возможности развития. Однако эти потенциальные возможности не могут раскрыться без контакта организма со средой (В. Б. Шварц). Совокупность свойств человека представляет собой результат взаимодействия наследственности и среды. Нельзя преуменьшать ни влияния среды, ни значения генотипа (Ж. Бейссон). Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой — стимулируется условиями воспитания и подготовки. Чего больше врожденного или приобретенного в спортивных способностях? Наследуемость различных спортивных задатков неодинакова. В большей мере она проявляется в показателях двигательной подготовленности — быстроте, прыгучести, выносливости, силе, ряде морфологических и психофизиологических характеристик. Наследственное влияние различно в различные периоды развития человека. Например, для большинства морфологических признаков оно постепенно снижается в 10— 15 лет (Э. Г. Мартиросов, В. П. Чтецов). Скорее всего это связано с постоянно возрастающей ролью средовых факторов, в первую очередь — адаптацией к спортивной подготовке. Надо иметь в виду, что даже те свойства, которые в значительной мере генетически обусловлены, не обязательно наследуются. Умственные способности, к примеру, во многом определяемы генотипом. Но они зависят в своем развитии от такого огромного числа генов, что вероятность сохранения у ребенка точно такой же их комбинации практически равна нулю (Ж. Бейссон). Этот факт должен насторожить тех, кто надеется ориентировать отбор на поиск «спортсменов — детей спортсменов». Если бы такой отбор и имел перспективы, то лишь потому, что в спортивных семьях система воспитания интересов, притязаний, отношений благотворна для развития спортивных способностей. Но и этот довод отступает перед статистикой: спортивных семей относительно немного и такой отбор вряд ли может иметь практическое значение. Генетика спорта еще мало изучена. Не так уж много ее достижений можно сейчас использовать в теории ипрактике отбора. Тем не менее незнание ее элементарных законов недопустимо для спортивного педагога. Значительное количество ошибок отбора и воспитания спортсменов происходят из-за недоучета наследственных факторов. Не обладая врожденными качествами, подросток настойчиво пытается овладеть вершинами спортивного мастерства в одном из видов спорта. Тренер доволен: его ученик трудолюбив, настойчив, предан спорту. Спортсмен через силу, ценой огромных напряжений мышц и воли, выполняет нормативы, тянется за остальными. Но недолго. Патологические изменения нервной или сердечно-сосудистой системы разлучают его со спортом навсегда. Однако надо иметь в виду, что приобретенные личностью особенности, которые тренер использует как критерии отбора, имеют по сравнению с унаследованными особенностями, высший характер. И как высшие, они не могут быть заменены низшими (Н. Попов). Эта важная методологическая особенность отбора иногда не учитывается не только практиками, но и авторами теоретических и методических работ. Итак, практика отбора должна основываться на врожденных и приобретенных качеств личности.

 
 




Структура личности

С середины 60-х годов в  отечественной психологии предпринимаются  попытки выяснить общую структуру  личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его  мнению, это число подструктур  необходимо и достаточно, так как  в них могут быть включены все  известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом  следующих критериев. Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах. При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, входят почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности). Во 2-й подструктуре - опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, наряду с личным оптом, включающим в себя и социальный, уже отмечается заметное влияние врожденных, биологических процессуальных свойств. Это влияние еще более усиливается в 3-й подструктуре, в которую входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов. И наконец, в 4-й биопсихической подструктуре личности врожденность процессуального резко преобладает над приобретенностью. Эта последовательность, отмечает Платонов, помогает глубже понять соотношение социального и биологического не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней, вплоть до отдельных свойств личности.

Вторым критерием выделения  этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже  достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур  более низкого уровня. Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки. Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальную особенность развития каждой личности. Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них. Но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструктуры. При этом, отмечает К.К.Платонов, каузальная зависимость черт личности 1-й подструктуры от черт 2-й, и вместе - от черт 3-й, и их всех вместе- от черт 4-й выражена отчетливо объективно. Пятым критерием, определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности. Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию. Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К.Платоновым.

1-я подструктура личности  объединяет направленность и  отношения личности, проявляющиеся  как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту  подструктуру, не имеют непосредственных  врожденных задатков, а отражают  индивидуально преломленное групповое  общественное сознание. Эта подструктура  формируется путем воспитания. Она,  по словам Платонова, может  быть названа социально обусловленной  подструктурой или более коротко  направленностью личности. Направленность  включает в себя такие ее  формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих  формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются  и отношения, и моральные качества  личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова,  активность направленности проявляется  через убеждения. Убеждение - наивысший  уровень направленности, в структуру  которого входит не только  мировоззрение, могущее быть пассивным,  но и активизирующая его воля  к борьбе за него. Убеждение  - высший итог идеологического  воспитания личности. -я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом. 3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-я подструктура личности  объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова,  входят половые и возрастные  свойства личности и ее патологические, так называемые “органические”  изменения. Формируются нужные  черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем  тренировки, если эта переделка  вообще возможна. Большую, чем  в предыдущих подструктурах, роль  здесь играет компенсация. Свойства  личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от  физиологических особенностей мозга,  а социальные влияния их только  субординируют и компенсируют. Потому  кратко эту подструктуру, считает  Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры  определяется силой нервных процессов,  а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности. Интерес к смысловой сфере личности неуклонно растет в психологии. В понимании Д.А.Леонтьева смысловая сфера личности является ее главной конституирующей подструктурой. Смысловая сфера личности, по определению Д.А.Леонтьева, «…это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах».                                

Информация о работе Психология личности