Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:10, контрольная работа
Процесс общения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения (коммуникации), в котором участвуют сами общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать). Далее необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинестико-тактильному (двигательно- осязательному) каналу. Если же мы по одежде узнаем, что наш собеседник грузин, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному).
Понятие «общение». Основные функции общения ………………… 2
Виды общения ………………………………………………………… 3
Межличностное общение …………………………………………….. 5
Конфликты в общении ………………………………………………. 10
Классификация межличностных конфликтов ……………………… 11
Заключение …………………………………………………………… 13
Список литературы ……………………
Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивными способами, прикрываясь интересами дела или общества. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.
Познание других людей в процессе межличностного общения является как результатом, так и условием общения. Познание другого человека предполагает формирование представления о нем, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о качествах, способностях человека, его отношении к различным сторонам действительности, к себе, другим людям, а также говорящих об его социально-групповой принадлежности.
Чем более полным и точным представлением о другом человеке мы располагаем, тем более подходящий способ поведения в общении с ним мы выберем.
Конфликты в общении.
«Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Это ситуация, при которой каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать тоже самое» - Альберт Хедоури.
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Суть конфликта –
не столько в возникновении
Конфликтная ситуация — ситуация, при которой имеются несогласованные интересы.
Конфликт — поведение лица (группы лиц), которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека победить, или сохранить свое положение в коллективе или надежда на достижение поставленной цели.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта.
В зависимости от своего места и роли различают такие виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые и т.д.
Конфликты в общении возникают:
- во-первых, из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения. Если один партнер ориентируется на материальные ценности, а другой - на духовные, то причина конфликта уже существует;
- во-вторых, конфликты в общении возникают из-за дисгармонии потребностей, психических и моральных качеств, национальных предрассудков;
-в-третьих, возможно возникновение конфликтов из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения
В реальном общении эти группы причин тесным образом взаимосвязаны. Их можно условно разделить на три группы: аксиологическая группа причин, антропологическая и прагматическая.
Основной в каждой из этих групп причин и общей, связывающей их все воедино, является категория морального достоинства: ущемление достоинства в любых формах является основой возникновения конфликтов.
Ущемление достоинства может быть односторонним, т.е. со стороны одного из участников конфликтной ситуации, или двухсторонним. Любой конфликт начинается с одностороннего оскорбления достоинства и уже только после этого может появиться ответное оскорбление, но может и не появиться, если партнер сможет взять себя в руки.
Классификация межличностных конфликтов
Первая группа - это
конфликты, связанные с сознательной
фрустрацией личного
Вторая группа - это конфликты, связанные с неосознанным ущемлением достоинства и чести личности. Такие конфликты носят во многом мнимый характер.
Третья группа - это конфликты, связанные с потенциальным ущемлением достоинства партнера. Они связаны с негативным эмоциональным отношением к нему. Разрешение такого рода конфликтов носит особо сложный, комплексный характер.
Общение без противоречий невозможно, но их тоже нужно решать, чтобы они не могли быть основой для конфликтов. Главное знать причины противоречий и уметь не допускать их развитие в конфликтную сторону. Выявление и устранение возможных причин возникновения противоречий - вот первоочередная задача в комплексе мер по предупреждению конфликтов. Конфликты легче предупреждать, чем искать оптимальные пути их разрешения.
В том случае, если конфликтную ситуацию в общении не удалось своевременно предотвратить на уровне противоречия, возникает необходимость предпринимать определенные меры по разрешению конфликта.
Особенность ненасильственного разрешения конфликтов заключается в том, что при этом делается попытка аппелировать к разуму и чувствам противостоящей стороны, заставить ее признать правоту и моральное превосходство участников сопротивления. Однако ненасильственные методы разрешения конфликтов не всегда бывают эффективны.
Силовые методы берутся на вооружение, как правило, при решении социальных конфликтов, а при решении межличностных конфликтов использование насильственных методов менее эффективно и не приводит к желаемому результату. Насильственные методы решения конфликтов предполагают физическое, психологическое, моральное давление. Насильственное решение конфликта связано, как правило, с ущемлением человеческого достоинства хотя бы одного участника конфликта.
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, как только возникает конфликт, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. В результате сложилось мнение, что конфликт - явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.
Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.
Существуют четыре основных
типа конфликтов: внутриличностный конфликт,
межличностный конфликт, конфликт между
личностью и группой и
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Наблюдения показывают, что до 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.
Заключение.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
Когда две стороны находятся в контакте, то, независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта: они могут согласовывать свои противоречивые позиции при достижении совместной цели; иметь разногласия по поводу самих целей, к которым им следует вместе стремиться; или оказаться в разладе из-за каких-то личностных противоречий, агрессивных нападок друг на друга, предшествующего негативного опыта и т.п.
Используя накопленный опыт, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
Список литературы.
1. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. Учебное пособие. - М.: «ИНФРА-М», 2006.
2. Кузнецов И.Я. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 2005.
4. . Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1999.
5. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство (Под ред. В. Н. Дружинина). - М.: Инфра-М, 1999.