Психология межличностных отношений и общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то. что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада - то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.

Содержание

Понятие о межличностных отношениях и общении ……………………3
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, конфликты и пути их разрешения ……………………………………....10
Список используемой литературы …………………………..……………...16

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени Н.И. ВАВИЛОВА»

 

ФЗО по агрономическим и экономическим специальностям

Специальность 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Психология и педагогика»

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

Бс–34 группы

Азизова Неля

Шифр 2100007

Проверил 

преподаватель

 

 

 

 

 

Саратов 2013

Содержание

  1. Понятие о межличностных отношениях и общении ……………………3
  2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, конфликты и пути их разрешения ……………………………………....10

Список используемой литературы …………………………..……………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие о межличностных отношениях и общении

Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми  друг друга;

2) межличностную привлекательность  (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение  (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных  отношений:

1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация - отождествление индивидом  своей личности с личностью другого  индивида;

2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент -- включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности -неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали - отношения между  сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали - отношения между  руководителями одного производственного  подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные)  отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные)  отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений  оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки  людьми друг друга, что во  многом обусловливает и характер  взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений  - возникновение межличностных отношений,  формирование внутреннего отношения  людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми  достоинств и недостатков друг  друга) и эмоциональном уровнях  (возникновение соответствующих  переживаний, эмоционального отклика  и т.д.);

3) товарищеские отношения - сближение  взглядов и оказание поддержки  друг другу; характеризуются доверием.

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

Сущность межличностного общения  заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда  происходит взаимодействие человека с  каким-либо предметом или вещью.

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность  в общении друг с другом, в обмене информацией и пр.

В подавляющем большинстве случаев  межличностное общение почти  всегда оказывается вплетенным в  ту или иную деятельность и выступает  как условие ее выполнения.

Межличностное общение является не только необходимым компонентом  деятельности людей, осуществление  которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального  функционирования их общностей (например, школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении  характера межличностного общения  в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними.

Сходство заключается в том, что общение в них выступает  необходимым условием бытия, этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач.

На общение влияет не только главная  для данной общности деятельность, но и то. что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада - то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.

Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как  ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный  отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения  избирают.

Общности, к которым принадлежит  человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым  личность приучается следовать повседневно  при взаимодействии с другими  людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые  определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения  с ними. Причем воздействие тем  сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека.

Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать  в роли и субъекта, и объекта  общения. Как субъект он познает  своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух «ипостасях» - объекта и субъекта - характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя.

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход  ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение  человека к другим людям и к  себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

Информационные подходы базируются на трех основных положениях:

1) содержание информации может  быть преобразовано в различные  символы;

2) человек является своеобразным  экраном, на который «проецируется»  передаваемая информация после  ее восприятия и переработки;

3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные  организмы и объекты ограниченного  объема. В рамках информационного  подхода было разработано две основные модели:

1) модель К. Шеннона и В.  Вивера, представляющая изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации - передатчик информации (шифратор) - канал для передачи сигналов - приемник информации (дешифратор) - получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (отклик получателя информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает Дешифратор) и др. Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;

2) модель коммуникационного обмена, которая включала:

а) коммуникационные условия;

б) коммуникационное поведение;

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения  по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы - рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). В рамках интеракционных подходов было разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель, согласно которой все взаимодействия образуются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные из этих единиц, организуются по принципу организации звуков в словах;

2) модель социального навыка основывается на идее научения общению в самом общении;

3) равновесная модель предполагает, что любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог - монолог, сочетание вопросов и ответов);

4) программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ:

а) программы, имеющей дело с простой  координацией движений;

б) программы, контролирующей изменение  видов активности индивидов в  ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;

в) программы, управляющей комплексной  задачей мета-общения.

Эти программы усваиваются индивидами по мере научения и позволяют организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации;

5) системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход строится на том, что общение - это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с обществом и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, конфликты и пути их разрешения

 

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона  общения выражается в обмене информацией между людьми.

Особенности процесса обмена информацией  в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача  информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;

Информация о работе Психология межличностных отношений и общения