Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:23, контрольная работа
На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то. что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада - то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.
Понятие о межличностных отношениях и общении ……………………3
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, конфликты и пути их разрешения ……………………………………....10
Список используемой литературы …………………………..……………...16
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей
друг на друга возможно только
при совпадении систем
5) возможно возникновение
1) субъект общения - коммуникатор;
2) объект общения - реципиент;
3) предмет общения - содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения - единицы коммуникативной активности;
5) средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения - образование материального и духовного характера как итог общения.
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:
1) положительные - взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;
2) отрицательные - взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для нее препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного
2) объект восприятия - тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания - включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта: половые различия (женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины - уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты точнее воспринимают, интроверты - оценивают); социальный интеллект (чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии); психическое состояние; состояние здоровья; установки--предшествующая оценка объектов восприятия; ценностные ориентации; уровень социально-психологической компетентности и т.д.
2) особенности объекта: физический облик (антропологические - рост, телосложение, цвет кожи, физиологические - дыхание, кровообращение, функциональные - осанка, поза и походка и паралингвистические - мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности;
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.
Конфликт (от лат. «Conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. Это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).
Объект конфликта – это
Субъектами конфликта, или оппонентами могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью и участвующие в конфликте. На этой основе можно различать персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов. Оппоненты бывают трех рангов: первого – человек, который выступает от собственного имени и реализации данного вида конфликта служат не только слова, но и действия. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон явно обозначены, декларируемы и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому работнику в ее пределах, и иногда - представителям (обычно руководителям) других организаций. Конфликтные взаимодействия такого рода проявляются в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. Большинство открытых конфликтов достаточно хорошо структурированы, в них ярко выражены интересы и претензии сторон, резко очерчены границы конфликтной ситуации.
Скрытый конфликт – основан не
столько на конфликте действий и
противодействий, сколько на несовместимости
в одной системе
Мотивационные конфликты – это конфликты потребностей и намерений, причем чаще всего психологических потребностей. Эти конфликты могут не иметь явно выраженной деловой или производственной основы. В них зримее присутствует взаимное тяготение людей друг к другу или взаимное отталкивание, принадлежность к определенному референтному кругу или сообществу, чувство престижа, собственного достоинства и т.п.
Конфликты коммуникаций возникают
при нарушении организации
Целевой конфликт развивается как противодействие субъектов, целевыми, статусными, открытыми, скрытыми и мотивационными.
Исходы конфликта (формы его разрешения) очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.
Снятие инцидента - это попытка притушить конфликт, либо переведя его на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации. Перечислим основные способы:
1. Обеспечение выигрыша
одной из сторон данном случае
конфликт решается полностью,
если проигравшая сторона
2. Снятие конфликта с помощью лжи, которое переводит конфликт в неосознаваемую форму и дает сторонам отсрочку в решении своих проблем.
Более кардинальные, возможности для разрешения конфликта предполагают пути разрешения самой конфликтной ситуации:
1. Полное физическое или
функциональное разведение
2. Внутреннее переструктуирование образа ситуации. Смысл данной меры состоит в изменении внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такая работа психологически очень сложна, часто требует помощи со стороны специалиста - психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов.
3. Разрешение конфликта
через конфронтацию к
Список используемой литературы
Информация о работе Психология межличностных отношений и общения