Психология межличностных отношений и общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то. что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада - то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.

Содержание

Понятие о межличностных отношениях и общении ……………………3
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, конфликты и пути их разрешения ……………………………………....10
Список используемой литературы …………………………..……………...16

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

2) обмен информацией сочетается  с отношением людей друг к  другу;

3) происходит взаимное влияние  и воздействие людей друг на  друга;

4) коммуникативное влияние людей  друг на друга возможно только  при совпадении систем кодификации  у коммуникатора (отправителя)  и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических  коммуникативных барьеров социального  и психологического характера.  Структурные компоненты общения  как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения - коммуникатор;

2) объект общения - реципиент;

3) предмет общения - содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения - единицы коммуникативной активности;

5) средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

6) продукт общения - образование материального и духовного характера как итог общения.

Интерактивная сторона  общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:

1) положительные - взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;

2) отрицательные - взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для нее препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов  к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих  проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия - тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия - тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания - включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает  сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта: половые различия (женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины - уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты точнее воспринимают, интроверты - оценивают); социальный интеллект (чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии); психическое состояние; состояние здоровья; установки--предшествующая оценка объектов восприятия; ценностные ориентации; уровень социально-психологической компетентности и т.д.

2) особенности объекта: физический облик (антропологические - рост, телосложение, цвет кожи, физиологические - дыхание, кровообращение, функциональные - осанка, поза и походка и паралингвистические - мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности;

3) отношения между субъектом  и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция.

Конфликт (от лат. «Conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. Это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).

Объект конфликта – это реально  существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго  до самого конфликта.

Субъектами конфликта, или оппонентами  могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью  и участвующие в конфликте. На этой основе можно различать персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов. Оппоненты бывают трех рангов: первого – человек, который  выступает от собственного имени  и реализации данного вида конфликта  служат не только слова, но и действия. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон явно обозначены, декларируемы и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому работнику в ее пределах, и иногда - представителям (обычно руководителям) других организаций. Конфликтные взаимодействия такого рода проявляются в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. Большинство открытых конфликтов достаточно хорошо структурированы, в них ярко выражены интересы и претензии сторон, резко очерчены границы конфликтной ситуации.

Скрытый конфликт – основан не столько на конфликте действий и  противодействий, сколько на несовместимости  в одной системе взаимоотношений, несовместимости чувств, решений  и ценностей. Скрытые конфликты  составляют основную долю конфликтных  взаимодействий. Эти конфликты недоступны непосредственному наблюдению, поскольку  соперники пытаются подавить друг друга, навязая свою волю, и используют факторы неожиданности или неизвестности. 

Мотивационные конфликты – это  конфликты потребностей и намерений, причем чаще всего психологических  потребностей. Эти конфликты могут  не иметь явно выраженной деловой  или производственной основы. В них  зримее присутствует взаимное тяготение  людей друг к другу или взаимное отталкивание, принадлежность к определенному  референтному кругу или сообществу, чувство престижа, собственного достоинства и т.п.

Конфликты коммуникаций возникают  при нарушении организации общения, отсутствии обратной связи, немотивированном контроле. Причиной коммуникативного конфликта может быть излишне  жесткая позиция, отсутствие гибкости в тактике, отсутствие взаимопонимания. 

Целевой конфликт развивается как  противодействие субъектов, целевыми, статусными, открытыми, скрытыми и мотивационными.

Исходы конфликта (формы  его разрешения) очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.

Снятие инцидента - это  попытка притушить конфликт, либо переведя его на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации. Перечислим основные способы:

1. Обеспечение выигрыша  одной из сторон данном случае  конфликт решается полностью,  если проигравшая сторона приняла  свое поражение, что крайне  редко встречается в повседневной  практике. Победа одной стороны  - всегда временное состояние,  сохраняющееся до ближайшего  серьезного инцидента.

2. Снятие конфликта с помощью лжи, которое переводит конфликт в неосознаваемую форму и дает сторонам отсрочку в решении своих проблем.

Более кардинальные, возможности для разрешения конфликта предполагают пути разрешения самой конфликтной ситуации:

1. Полное физическое или  функциональное разведение участников. В этом случае действительно исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения. Кроме того, такой путь редко удается реализовать в реальной практике.

2. Внутреннее переструктуирование образа ситуации. Смысл данной меры состоит в изменении внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такая работа психологически очень сложна, часто требует помощи со стороны специалиста - психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов.

3. Разрешение конфликта  через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых конфликтов, не затрагивающих глубинные отношения людей, а относящихся к их социальным или материальным интересам. Такие конфликты могут быть разрешены через специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие посредника - человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров и разрешения споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  2. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушека. - М.: МГУ, 1987. – 344с.
  3. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е  изд. – М.: Cvsck, 1999.
  5. Крысько В.Г., Социальная психология, - М.: Владос-Пресс, 2002
  6. Столяренко Л. Д., "Основы психологии. " М., 1997. [c. 630 - 641]
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2008. 
  8. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. //Психологический журнал, 1980, №5, с. 26-42.
  9. Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Владос, 2001.

 


Информация о работе Психология межличностных отношений и общения