Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:38, доклад

Краткое описание

В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология общения.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

Сообщение на тему:

«Психология общения».

Как научиться не бояться общаться.

 

Молчаливая  белая ворона

Замечали ли вы, что одним людям намного легче  найти общий язык со всеми в  коллективе, а другие выглядят серенькими  мышками, с которыми и поговорить не о чем и посмеяться не получается и подружиться – толком не подружишься. Не разговорчивые, не компанейские люди всегда стают изгоями в любом большом коллективе. Со стороны кажется, что они негативны, не уверены в себе и на всю голову странны. Однако на самом деле это не так. С умением либо неумением общаться человек рождается и самостоятельно после этого привить человеку любовь к общению очень трудно.

 

Психология  общения: страх общаться можно победить только начав общаться

Как правило, страх  можно победить, только перешагнув через него. Психология общения это  только подтверждает. Если вы боитесь  общаться, значит нужно насильно избавиться сначала от страха общения, а потом  и вообще привить к этому любовь. Например, большинство пикаперов, парней которые увлекаются знакомством с девушками на улице, пришли в это хобби именно из-за страха общения с противоположным полом. И победили они этот страх, только когда насильно начали себя заставлять знакомится с девушками на улице. После этого у них появился большой опыт в психологии общения и сейчас разговор с красивой девушкой у них уже не вызывает страха, а лишь искреннее наслаждение. Множество телеведущих и диджеев в детстве тоже были стеснительными и предпочитали в коллективе сверстников оставаться где-то в углу незаметными. Однако желание быть душой компании не покидало их. И с помощью юмора (по началу тупого заучивания анекдотов) они научились располагать к себе людей. А по прошествии определённого времени быть в центре внимания стало для них профессией.

 

 

 

 

 

 

 

Что такое  психология общения?

Однако есть такое  направление в психологии, которое  называется психология общения. Психология общения делится на несколько  частей, но все они объединены изучением  законов человеческого общения. Изучив их в теории и потренировавшись на практике, можно легко избавиться от проблем с общением.

 

 

Общение с толпой

Другие люди обладают страхом выступления перед аудиторией. Бороться с этим страхом тоже учит психология общения. И борются с  ним не изобретая велосипед. Для того чтобы не бояться выступать перед толпой, нужно выйти и выступить. А потом ещё несколько раз. Через некоторое время для вас выступление перед аудиторией станет обычным делом от которого вы даже будете получать энергию.

 

Начинайте общаться!

Психология общения  помогает людям, которым от природы  не дано быть душой компании понять и осознать механизмы с помощью которых можно располагать к себе людей. Благодаря этому вы научитесь получать удовольствие от нахождения в коллективе. Поэтому, если до сих пор вы чувствуете, что робеете при общении с малознакомыми людьми, записывайтесь на любой семинар по психологии общения или начинайте изучать литературу. Этот комплекс давно пора исправлять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение как социально-психологический феномен


В социальной психологии явление  общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и  лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Отечественная психологическая  наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение»  и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и  деятельности.

Исходя из идеи единства общения  и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые  формы совместной деятельности людей. То есть, любые формы общения , принадлежащие к специфическим формам совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи  деятельности и общения, когда общение  рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку  сама деятельность не только труд, но и  общение в процессе труда), и как  ее своеобразный дериват (от лат. derivatus - отведенный, derivo - отвожу, образуют: производное от чего то первичного).

Другими словами, общение  целесообразно рассматривать в  двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может  рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Как пример, имеем фатичное (от лат. Fatuus - глупый, пустой) общение, в деятельном аспекте бессодержательным, целью которого является поддержание самого процесса общения.

Идея автономности и самоценности общения (А. Реан , Я. Коломинский) обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком), во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

По мнению ученых, субъектность общения не сводится к упрощенному представлению об этом процессе, а к обязательности абсолютного равенства партнеров. Однако общим и неизменным условием рассмотрения любого взаимодействия как общение, является отказ от категории объекта воздействия. Именно поэтому манипулятивное общение, которое строится по принципу «субъект - объект», общением как таковым не может быть.

Поэтому общение как самостоятельное  и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим  образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким  спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение»  толкуется в психологической  литературе по-разному:

  • как особый вид деятельности;
  • как специфическая социальная форма информационной связи;
  • как форма взаимодействия субъектов;
  • как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;
  • как процесс межличностного взаимодействия;
  • как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;
  • как существенный аспект человеческой деятельности;
  • как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;
  • как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что  деятельность человека во всех ее модификациях , и общение индивида с другими людьми переплетены в его жизни теснейшим образом и фактически ни одна из них невозможна без другой. Из этого следует, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим  собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с  которым недавно общался. То есть индивид действует так: он заранее  обдумывает сценарий разговора, предусматривает  возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов  и т.д.

Кстати, общение с самим  собой (т.е. интраперсональний диалог) было известно еще в Древней Греции и называлось солилоквиум (авто суггестия мышления, сознания).

Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить  собеседования с самим собой  и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой  проводилось три раза подряд, чем  достигалось более глубокое осмысление вопросов.

Анализируя интраперсональний диалог, лучше всего прибегнуть к примеру отношения Сократа и его учеников. В частности, ученик Сократа Антисфен Афинский считал, что для становления мыслителя главной предпосылкой является умение вести диалог с самим собой. На вопрос, что ему дала философия, он ответил: «Умение вести беседу с самим собой».

Субъект - субъектный подход к проблеме общения преодолевает одностороннее понимание общения как формы или вида деятельности. В свое время Б.Ломов и его сотрудники сделали вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа - принципа общения как субъект - субъектного взаимодействия, основываясь на котором, общение является особой самостоятельной формой активности субъекта.

Современная психологическая  наука изучает две основные формы  общения: в одном случае - это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения  осуществляется не только взаимный обмен  деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей. Общение, таким  образом, толкуется как форма  взаимодействия субъектов, которая  мотивируется их стремлением выявить  психологические качества друг друга  и в ходе которой формируются  межличностные отношения между  ними (привязанности, дружбы или неприязни).

Одновременно под совместной деятельностью понимаются ситуации, при которых межличностное общение  людей подчиняется общей цели - решению конкретного задания.

Идею о самостоятельности  и первоочередной важности категории  «общение» проводит М. Бобнева, в частности, отмечая: если раньше в психологии предполагалось, что психика формируется прежде всего на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых средств и языка, то теперь становится очевидным тот факт, что для человека исходной ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна принадлежать общению и взаимодействию людей.

Кроме субъект - субъектного подхода к изучению природы общения, который еще в психологической литературе называют диалогическим (партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью), имеют место и другие подходы.

Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

Согласно с полииндивидным подходом, индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

Зато, если аргументы одного партнера не совпадают с ожиданиями другого, то общение приобретает  субъект - объектный характер. Оставляя за учеными право на собственный  взгляд относительно подходов к проблеме общения, поддерживаем тех из них, которые  руководствуются гуманистическими представлениями о человеке, находясь на основе субъект - субъектного отношения  между партнерами по взаимодействию.

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения  заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью  и .т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные  отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания  взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных  контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный  потенциал, социальная значимость, оказываются  человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и  несовместимость, привлекательность  и вражда.

Информация о работе Психология общения