Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:23, контрольная работа
В современной криминологии под традиционной преступной группой понимают малую неформальную группу, являющуюся единым объектом криминальной деятельности, объединяющей на основе совместной противоправной деятельности людей, стремящихся к достижению общей преступной цели.
Бандитское формирование (образование) - такая форма организованной преступности, которая предполагает создание вооруженной группы с целью нападения на государственные, общественные предприятия, на отдельных граждан. От группировки оно отличается обязательным наличием оружия и преступной направленностью - открытым нападением, вследствие чего бандформирования характеризуются повышенной опасностью.
I.1. Типология преступных групп 4
2. Структура организованных преступных формирований 6
3. Механизмы сплочения преступных групп 8
4. Функциональная характеристика организованных преступных формирований 10
II.1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 11
2. Соц.-психологическая характеристика преступного поведения 13
3. Мотивация насильственных преступлений 15
4. Мотивация корыстных преступлений 17
5. Соц.-психологические основы профилактики правонарушений 18
Литература 20
По данным научных исследований, современные организованные преступные формирования характеризуются следующими функциональными признаками:
- высокий уровень организации и конспирации преступной деятельности, который достигается тем, что она осуществляется членами высокоорганизованного преступного сообщества с иерархической структурой, при которой функции исполнительские и общеорганизационные не совпадают;
- наличие коррумпированных связей в аппарате власти и управления, а также в правоохранительных органах;
- наличие "зонта безопасности" благодаря созданию соответствующих структур, обеспечивающих внешнюю и внутреннюю безопасность сообщества (группы вооруженной охраны, боевиков, группы разведки, контрразведки, система коррумпированных связей);
- политизация преступной деятельности, т. е. стремление членов преступных сообществ к власти или к установлению таких отношений с отдельными представителями органов власти и управления, которые позволяли бы влиять на местную финансово-хозяйственную и уголовную политику с целью расширения масштабов преступной деятельности и ухода от социального контроля;
- масштабный, межрегиональный или даже международный характер преступной деятельности. При этом сферы преступной деятельности выделяются либо по территориальному признаку, либо по отраслям экономико-хозяйственной и банковско-кредитной деятельности;
- огромный бюджет преступного сообщества;
- корыстно-насильственная направленность преступной деятельности и ее тесная связь с "теневой экономикой";
- осуществление криминально-контрольных функций над легальной банковско-коммерческой деятельностью на определенной территории, а также над профессиональной преступной деятельностью (наркобизнес) и деятельностью нелегального характера (проституция, азартные игры и проч.).
Главная же цель деятельности организованных преступных формирований - получение незаконной прибыли и сверхприбыли. Идея стяжательства, соответственно, является движущей силой такой деятельности.
Однако получение прибыли криминальным способом - не единственная цель и мотив организованной преступной деятельности. Как показывает жизнь, преступное обогащение сочетается одновременно с претензиями лидеров организованных преступных формирований на получение властных полномочий в государственных, хозяйственных и иных органах.
II. 1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Значительную роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних (дефектов социализации) играют некоторые личностные особенности. В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера подростков выявил и детально изучил А. Е. Личко. Остановимся на некоторых типах акцентуации, то есть наиболее "заостренных" чертах, приводящих при определенных условиях к социальной дезадаптации подростков и способствующих антисоциальному поведению.
Гипертимный тип. Подростки этого типа с детства отличаются большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей непоседливостью приносят массу хлопот взрослым. Одноклассникам импонирует их физическая сила, находчивость, умение постоять за своих, найти выход из трудной ситуации. Несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, они учатся неровно из-за неустойчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.
Лабильный тип. Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов. Смена настроения влияет соответственно и на отношения подростков с окружающими.
Шизоидный (интравертированный) тип. Главными чертами подростков с данным типом акцентуации являются замкнутость, погруженность в мир далеких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений. Они малоспособны устанавливать контакты со сверстниками вследствие недостаточно развитой интуиции - способности угадывать мысли, желания и переживания других и эмпатии - способности сопереживать, откликаться на радости или печаль другого, понять чужую беду. Слабость интуиции и эмпатии создает впечатление холодности и черствости.
Эпилептоидный (возбудимый) тип. Некоторые черты этого типа обнаруживаются еще в детстве. Ребенок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними. Главной чертой эпилептоидного подростка является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающуюся накипающим раздражением и поиском "козла отпущения", на котором можно сорвать зло.
Истероидный (демонстративный) тип. Отличительной чертой подростков этого типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Им присущи лживость и фантазирование, которые целиком направлены на приукрашивание своей особы с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание окружающих.
Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваивают с трудом. С первых классов школы не желают учиться.
Конформный тип. Главная черта этого типа - постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение. Эти подростки как бы утрачивают свое личное отношение к происходящему вокруг. Их главное качество, жизненный принцип - жить "как все", думать, поступать, "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и оценок.
2. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
Первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности в его проведении свободного времени. Они стремятся удовлетворить потребность в таком общении, которое даст возможность избежать отрицательных эмоций, связанных с их статусом "изолированных" и "отвергаемых" в формальных группах (классе, школе). Более того, в процессе такого общения удовлетворяется их желание быть понятыми. Указанные основания (межличностный статус) сближают тех, кто находится в примерно одинаковых условиях. Среди себе подобных подростки встречают сочувствие, могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе и т. п., поскольку его слушателями здесь оказываются лица со сходными переживаниями, с такими же неудачами в школе, семейными неприятностями. Их сочувственная искренняя реакция импонирует подростку. Законопослушные же одноклассники, знакомые, соседи часто не в состоянии понять положение таких подростков, которым не всегда удобно, да и не очень-то хочется отрицательно отзываться о своих родителях.
Чувствуя себя вполне
комфортно в такой группе (досуговой),
подростки в большинстве
Постепенно вырабатывается стереотип общения, который сопровождается изменением круга общения. Общение с одноклассниками редуцируется, становится менее эмоционально насыщенным, а затем и безразличным. Такие ребята (одноклассники) постепенно оттесняются на задний план и выпадают из среды общения.
В значительном числе случаев преступления совершаются подростками под давлением группы, ее "морали", по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей (независимо от характера защищаемых ценностей), упрочить занимаемое в группе положение, заслужить "авторитет" равного среди равных.
Криминогенная группа посредством специфических психологических механизмов оказывает на ее членов многостороннее влияние. Оно проявляется, в частности, в следующем. Во-первых, криминогенная группа является базой формирования взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения. Осуществляется это не столько посредством определенного целенаправленного воздействия, сколько путем "навязывания" аморальных и преступных норм поведения.
Во-вторых, идентификация
подростка с криминогенной
В-третьих, криминогенные группы наглядно демонстрируют их членам образцы крайне безнравственного и преступного поведения. В данном случае к такому психологическому механизму регуляции поведения подростков, как конформизм, добавляется подражание.
В-четвертых, криминогенная
группа является фактором, в значительной
степени снижающим у подростков
страх перед возможным
3. Мотивация насильственных преступлений.
К числу насильственных преступлений, совершаемых подростками, относятся хулиганство, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования.
Как показывают результаты
криминологических исследований
Таким образом, во многих
случаях хулиганское
Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности. Во-первых, преступление в этом случае происходит, как правило, без видимых внешних причин, что явилось основанием для бытующего мнения о "беспричинности" и "безмотивности" хулиганского поведения. Во-вторых, подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации.
В силу того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом (признание в семье, достижение успехов в школе, среди одноклассников), у них возникает состояние психического напряжения (фрустрация). Разрядка возникшего нервно-психического напряжения, как правило, проявляется у них в виде агрессивной реакции "не по адресу" - в совершении хулиганства. В процессе совершения хулиганских действий происходит:
- вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах;
- снятие напряжения (замещение);
- ложное, извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними. В последнем случае одновременно проявляется и механизм гиперкомпенсации.
Как отмечают криминологи, мотивация насильственных преступлений подростков нередко носит "детский" характер: желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость; утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Наибольшей побудительной силой среди несовершеннолетних как раз и обладает последняя разновидность мотивации - статусная, мотивация самоутверждения среди ровесников.
Насильственная мотивация
подростков характеризуется высокой
эмоциональностью и ситуативностью.
В структуре побуждений этой мотивации
преобладает потребность к
Большинство ученых придерживаются той точки зрения, что причины подростковой жестокости следует искать в социальных условиях развития личности, в частности, в противоречиях притязаний личности и объективных возможностей их удовлетворения, в фактах социальной несправедливости, своеобразно трансформированных через сознание подростка (когда личность делает первые, не всегда удачные попытки к самореализации).
Именно в этом следует
искать причины хулиганских
Психологи считают, что
истоки многих личностных дефектов, в
том числе черствости, бездушности,
жестокости коренятся во взаимоотношениях
ребенка со взрослыми, в первую очередь
с родителями, матерью, точнее, в
межличностных аномалиях в
4. Мотивация корыстных преступлений.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что мотивы корыстных преступлений, совершаемых подростками, нередко значительно отличаются от побудительных причин, характерных для преступных действий взрослых людей.
В частности, кражи, грабежи, разбойные нападения могут быть связаны не только с корыстью, но и с озорством, со стремлением утвердить свой престиж в группе, оказать содействие товарищам, завладеть предметами, особо заманчивыми для подростка.