Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 17:21, реферат
Краткое описание
Жизнь человека, начиная с сознательного возраста и до глубокой старости, представляет собой непрерывный процесс принятия решений. Ежедневно каждому из нас приходится принимать решения — как мелкие бытовые, так и глобальные, определяющие дальнейшую жизнь. Вселюди принимали решения, и происходило это во все времена. С развитием человечества принятие решений стало более организованным и осмысленным. Это привело к тому, что люди задумались о механизме принятия решения, его эффективности и последствиях. Чаще всего люди пользовались обычным здравым смыслом при принятии решения, но при этом была опора на интуицию.
Содержание
1. Введение 3 2. Основные понятия и определения 5 2.1. Мышление 5 2.2. Виды мышления 5 2.3. Мыслительные процессы 6 3. Психологические аспекты принятия решений 7 3.1. Мотивация 7 3.2. Бессознательное в решении 8 3.3. Манипуляция 9 3.4. Ответственность 9 4. Теории принятия решений 10 5. Уровни и этапы принятия решений 11 6. Психологический механизм принятия решений 13 7. Заключение 15 8. Список литературы 17
Правительство Российской Федерации
Пермский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет «Экономика»
РЕФЕРАТ по курсу «Психология»
на тему «Психология принятия
решения»
Студентка группы Э-13-1
Мартынова Юлия Андреевна
Преподаватель
Кандидат психологических наук,
доцент каф. общего менеджмента
Корниенко Дмитрий Сергеевич
Пермь 2014
Оглавление
Введение
Жизнь человека, начиная с сознательного
возраста и до глубокой старости, представляет
собой непрерывный процесс принятия решений.
Ежедневно каждому из нас приходится принимать
решения — как мелкие бытовые, так и глобальные,
определяющие дальнейшую жизнь. Все люди
принимали решения, и происходило это
во все времена.
С развитием человечества принятие
решений стало более организованным и
осмысленным. Это привело к тому, что люди
задумались о механизме принятия решения,
его эффективности и последствиях. Чаще
всего люди пользовались обычным здравым
смыслом при принятии решения, но при этом
была опора на интуицию.
Большинство решений часто
не поддается логическому объяснению.
Но в современном мире у людей появилась
потребность подробно изучить это явление
с помощью науки. Существует множество
подходов для изучения механизмов и теорий
принятия решения. Но четкий системный
подход еще не сложился.
Актуальность работы заключается
в том, что в современное время проявляется
повышенный интерес к проблемам принятия
решений, потому что развитие общества
требует повышенного требования к принятию
решений, из-за тяжести последствий, к
которым могут привести не верно принятые
решения.
В 21 веке очень сильно увеличился
темп жизни, и на каждого человека влияет
огромный поток информации, и мозг не всегда
успешно справляется с ее переработкой.
А жизнь требует умения мгновенно усваивать
и переключать внимание на другую проблему.
Развитие прогресса ведет к тому, что нагрузка
на мозг с каждый годом только увеличивается.
Каждый человек обладает огромным
потенциалом возможностей для принятия
правильного решения, но следует признать,
что случаются и ошибки.
Цель работы – изучить механизм
принятия решения и его основные функции.
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
Дать определение мышлению
и основным мыслительным процессам, с
помощью которых принимаются решения;
Изучить предпосылки появления
основных теорий принятия решений;
Изучить эти теории и дать им
характеристику;
Выявить психологические аспекты
принятия решения;
Проанализировать уровни и
механизмы принятия решений, сопоставить
их и сделать выводы.
Объект работы – психологический
фактор в принятии решений.
Предмет работы – влияние психологии
на принятие решений.
Методология исследования заключается
в том, чтобы изучить различные источники,
работы психологов и социологов, различные
теории принятия решений и найти в них
основные положения, относящиеся к данной
проблеме, проанализировать их и сопоставить
разнообразные взгляды на принятие решения.
Данная проблема постоянно изучается,
но еще не сформировалась четкая система
в изучении этой дисциплины.
Основные понятия
и определения
Мышление
Мышление – это функция мозга,
обеспечивающая отвлеченное о обобщенное
освоение мира через познание его существенных
сторон, свойств, связей и отношений. Оно
необходимо для рационального познания
мира, и с помощью него человек имеет возможность
принимать решения. Две основные черты
мышления: опосредованный характер и обобщенность.
Его основы - ощущения, восприятие и представления.
Мышление помогает в как задач, вопросов,
проблем, которые постоянно появляются
в жизни людей. Поиски решений иногда бывают
трудными, поэтому мыслительная деятельность
- активная, требующая сосредоточенного
внимания, терпения. Интеллект — способность
к мышлению. (Дружинин, 2000)
Виды
мышления
Практическое мышление - решение определенных задач,
связанных с производственной, организаторской и иной практической деятельности людей.
Художественное мышление характеризуется
тем, что отвлечённые мысли, обобщения
человек воплощает в конкретные образы.
Словесно-логическое мышление
направлено в основном на нахождение общих
закономерностей в природе и человеческом
обществе.
Мыслительные
процессы
Мыслительная деятельность
человека представляет собой решение
разнообразных мыслительных задач, направленных
на раскрытие сущности чего-либо.
Понятие – мыслимое отражение
объекта в его общих и существенных признаках.
По мере накопления опыта содержание понятий
обогащается, что свидетельствует об исторической
обусловленности человеческого мышления.
Суждение – это отражение связей
и отношений познаваемого объекта с другими
объектами, с помощью которых утверждается,
отрицается или оценивается что-либо.
Суждение первично формируется в действии.
(Рубинштейн, 2000)
Умозаключение – получение
новых суждений, на основе уже имеющихся
с помощью использования законов логического
мышления.
Мыслительные операции разнообразны,
существуют анализ (мысленное разложение
целого на части или мысленное выделение
из целого его сторон) и синтез (объединение
частей), сравнение (установление сходства
и различия), абстрагирование (процесс
мысленного отвлечения от некоторых признаков),
конкретизация (процесс возвращения мысли
к конкретному), а также обобщение и классификация,
дедукция и индукция неразрывно связаны
между собой (они входят моментами в единство
одного процесса). Мыслительная деятельность
всегда направлена на получение какого-либо
результата. (Вербин, 2002)
Мыслительная деятельность
проявляется в процессе решения разнообразных
мыслительных задач. Задача - это ситуация,
определяющая действие человека. Для ее
решения человек проникает в сущность
ситуации, осознает цель, анализирует
условия задачи, составляет план и действует.
Психологические аспекты принятия
решений
Мотивация
Решение есть постоянный этап
в поведении человека. Поэтому важным
моментом здесь является решение как неизбежный
предмет интеграции и предмет выбора из
многих возможностей одной, которая позволяет
организму добиться наибольшей эффективности.
Решение не является началом,
это - результат обширной работы мозга.
Поэтому важным аспектом в изучении принятия
решения является стадия “предрешения”,
которая его формирует и предопределяет
его направленность. Самое важное здесь
это то, что нельзя осуществлять решение,
не включенное в какую-то деятельность,
не направленное на какой-то положительный
результат. Невозможно принять решение,
которое в будущем не принесет никакого
полезного результата. Следовательно,
если говорить о принятии решения, то без
мотивации, которая должна быть удовлетворена,
нельзя обойтись. Мотивация является обязательным
фактором, определяющим и устанавливающим
тип решения, его общие очертания. (Герасимова,
2013)
Мотивация — это совокупность
психических процессов, которые придают
поведению энергетический импульс и общую
направленность. Мотив – то, что движет
человеческой деятельностью. Это побуждение
к деятельности, связанное с удовлетворением
потребностей. У человека есть много различных
потребностей и интересов, и некоторые
из них оказываются несовместимыми. Появляется
внутренняя борьба мотивов. (РУБИНШТЕЙН)
Для совершения действий человеку необходимо
также его внимание (осуществление отбора
нужной информации, обеспечение избирательных
программ действий и сохранение постоянного
контроля за их протеканием) и воля (способность
к выбору деятельности и внутренним усилиям
необходимым для ее осуществления). Сила
воли заключается не только в умении осуществлять
свои желания, но и в умении подавлять
некоторые из них, подчиняя одни из них
другим и любое из них – задачам и целям,
которым личные желания должны быть подчинены.
(Дружинин, 2000)
Бессознательное
в решении
В некоторых случаях на решение
человека может влиять его подсознательная
часть мышления. Бессознательное включает
неосознаваемые механизмы действий, которые
делятся на: неосознаваемые автоматизмы,
явления неосознаваемой установки, неосознаваемые
сопровождения сознательных действий;
и неосознаваемые побудители действий,
у которых можно выделить 4 особенности:
неосознаваемость причин, абсолютная
действенность причин, стремление подыскать
объяснение и возможность привести человека
к воспоминанию об истинной причине действия.
(Гиппенрейтер, 2002) На основании этого
и других фактов З. Фрейд создал свою теорию
бессознательного. Согласно ей в психике
человека существуют три сферы: сознание,
предсознание и бессознательное. Бессознательные
мотивы сильны в том, что они оказывают
влияние на наши действия и состояния.
Они имеют действенность. Фрейд выделял
три основные формы проявления бессознательного:
это сновидения, ошибочные действия и
невротические симптомы. (Фрейд, 1996)Также
оно может проявляется в виде интуиции,
предчувствия. Интуиция – познавательный
процесс без доказательств истины.
Манипуляция
Иногда некоторые жизненно
важные решения человек принимает под
воздействием давления, манипуляции. Манипуляции
стали столь привычной частью нашей повседневной
жизни, что неопытный наблюдатель замечает
лишь самые очевидные или вредные из них.
Человек не рождается манипулятором. (Карнеги,
1989) Он развивает способность манипулировать
другими людьми для того, чтобы испытывать
меньше неприятностей и добиваться желаемого,
он развивает эту способность бессознательно.
Манипуляторы часто пытаются скрывать
свои истинные эмоции. При этом они часто
преувеличивают свою ответственность
или совсем отказываются от нее. Манипуляция
не является необходимым отношением к
жизни и не приносит никакой действительной
пользы. Манипулятор - это личность, которая
использует или контролирует себя и других
людей в качестве «вещей». (Кашапов, 1996)
Ответственность
Когда человек принял решение,
он знает, что дальнейшие события и последствия
решения зависят от него. Осознание последствий
своего поступка и зависимости того, что
произойдет, от собственного решения порождает
специфическое для волевого акта чувство
ответственности.
Ответственность - последствия
действий и поступков человека, а также
способность компенсировать неисполнение
или исполнение на недолжном уровне порученного
действия. Показатель ответственности
– это наличие самоконтроля, совести,
чувства долга. Кроме того, для человека
важно чувствовать эффективность решения,
которое заключается в затраченных усилиях,
ресурсах или энергии на достижение определенных
результатов.
Теории принятия решений
Исследователи, проявлявшие
повышенный интерес к процессам принятия
решений, разрабатывали свои рекомендации,
о том, как лучше организовать этот процесс
и каким правилам следовать. Самая заметная
роль в данной работе принадлежит психологам
и социологам, хотя в ней принимали участие
представители и других научных дисциплин.
(Корнилова, 2005)
Временем, когда возникла новая
научная дисциплина – теория принятия
решений – принято считать середину двадцатого
века.
К основной задаче теории принятия
решений относится исследование того,
как человек или группа людей принимают
решения, и разработка определенные методы
принятия решений, которые обосновывают
выбор оптимального варианта из нескольких
возможных.
Теорию принятия решений можно
разделить на психологическую теорию
принятия решений и на нормативную теорию.
Нормативная направлена на то, чтобы организовать
мышление человека и дать механизмы, как
правильно поступать в процессе принятия
решений.
Существует две концепции в
рамках нормативной теории:
Концепция ограниченной рациональности
(не самый лучший результат из всех возможных).
Психологическая теория изучает
сам процесс принятия решения людьми,
психологические явления, которые сопровождают
этот процесс. Эта теория пытается предвидеть
поведение человека в момент принятия
решения и объяснить это. (Немов, 2003)
Уровни и этапы принятия решений
Принятие решения является
центральным процессом на всех уровнях
переработки информации человеком. Психологические
аспекты проблемы связаны главным образом
с анализом роли и места процессов принятия
решения в системе целенаправленной сознательной
деятельности человека, поэтому выделяют
три уровня психической регуляции: сенсорно-перцептивные
процессы, представление и речемыслительные
процессы.
Существуют два основных этапа:
информационная подготовка решения и
сама процедура принятия решения.
Выделяют три классификации
ситуаций принятия решения: глобальные
характеристики ситуации; 2) характеристики
информационной подготовки решения; 3)
особенности детерминации процедуры принятия
решения стадией “предрешения”.
При информационной подготовке
решения принято выделять следующие ситуации:
ситуация выбора; сложная ситуация; ситуация
предпочтения; вероятностная ситуация.
Или же существует иная классификация
ситуаций: закрытые ситуации, которые
делятся на узкие (3-5 гипотез об объекте
и действий) и широкие (этих гипотез больше
5); открытые ситуации (множество гипотез
об объекте). (Цеховой, 2013)
Решение на уровне интуиции
обычно предшествует логическому решению.
Потому как логическое решение возникает
на базе интуитивного, когда задача фактически
уже решена. Но если следовать логическому
решению, то схему будет иметь такой вид:
Процесс осознания проблемы:
Ее возникновение
Понимание наличных фактов
Постановка вопроса
Разрешение данной проблемы:
Выработка гипотезы
Развитие решения
Вскрытие принципа
Выработка суждения
Проверка решения.
Данная шкала довольно эффективна
для решения сложной задачи, но часто мышление
не совпадает с таким решением. Познавательные
и мыслительные процессы очень сложно
объяснить, основываясь только на закономерностях,
сложно психологизировать познание человека.