Психология развития от 0 до 7

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями

Содержание

Содержание………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………….…..3
Дошкольный период…………………………………….…….…..4
0-3…………………………………………………………...4
3-7…………………………………………………………...6
Психология развития ребенка 7 лет……………………………..11
Заключение………………………………………………………..13
Используемая литература……………………

Вложенные файлы: 1 файл

0-7 Алиса.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

ГБОУВПО СПХФА Минздравсоцразвития России фармацевтический техникум

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

                          Курсовая работа на тему:

                       «Дошкольный период: 0 – 7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка IIкурса Фармокологии

Пьянцева Алиса

Содержание:

  1. Содержание………………………………………………………..2
  2. Введение……………………………………………………….…..3
  3. Дошкольный период…………………………………….…….…..4
    • 0-3…………………………………………………………...4
    • 3-7…………………………………………………………...6
  1. Психология развития ребенка 7 лет……………………………..11
  1. Заключение………………………………………………………..13
  2. Используемая литература………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики  на основе тех предпосылок, которые  сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают  новообразования различной степени  выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольный период

    • 0-3 лет

От 0 до 18 месяцев, согласно психоаналитической концепции З. Фрейда, грудной цребенок проходит первую психосексуальную стадию развития – оральную. Все основные потребности и удовольствия связаны в этот период с зоной ротовой полости, в том числе и врожденные рефлексы – сосание и кусание.

 Первый опыт кусания кроха получает у материнской груди. Примерно с 5–6 месяцев в рацион крохи вводят прикорм, и у него начинается процесс прорезывания зубов.

 Потребность в грудном  молоке становится несколько  меньше, да и набухшие десны  доставляют дополнительный дискомфорт. Безусловно, грудное вскармливание  несет в себе не только функцию  питания. Это еще и тесный  контакт, первое нежное общение.  Некоторые мамы замечают, что  ребенок кусает их во время кормления, если они полностью не сосредоточены на малыше в этот момент.

Первая реакция. Способ познания мира В 8–10 месяцев кроха активно исследует мир, начинает ползать, встает в кроватке. Использует любую возможность попробовать понравившийся объект на зубок. Так он познает окружающее на вкус и изучает состав предметов языком.

«Отец психоанализа» Зигмунд  Фрейд утверждал, что примерно в  год заканчивается “оральная” стадия развития личности (связанная с сосательным  рефлексом, когда основное удовлетворение младенец получал “через рот”) и  начинается новая, “анальная” стадия, ключевым моментом которой становится обретение ребенком контроля над  своей выделительной системой и  связанные с эти переживания. С тем, насколько успешно карапуз пройдет эту стадию, будет связано развитие у него в дальнейшем таких качеств характера, как самоконтроль, щедрость, позитивная самооценка, или, наоборот, беспокойство, мелочность, жадность, грубость, скупость и т.д. Зависеть развитие этих свойств характера будет, в первую очередь, от поведения родителей: насколько спокойно, деликатно и тактично они приучат ребенка к горшку.

 

Несмотря на то, что в  последнее время все больше специалистов в области детской психологии критически относятся к теории Фрейда, считая ее в чем-то необоснованной, его утверждения, связанные с  приучением ребенка к горшку, в  целом представляются здравыми. По крайней мере, сложно отрицать тот  факт, что грубое и неделикатное поведение родителей в этом вопросе  может эмоционально травмировать ребенка, что и впоследствии скажется на формировании его личности.

К 2,5 – 3 годам уже можно  говорить о формировании личности ребенка  – то есть о том, что карапуз  способен идентифицировать себя с определенными  качествами, каким-то образом анализировать  свои мотивы и побуждения и сознательно  контролировать свое поведение. Для  того, чтобы у малыша сформировалась адекватная самооценка (не завышенная и не заниженная), общайтесь с ним правильно: не сравнивайте его с другими детьми, не навязывайте чувство вины за проступки. Не злоупотребляйте “методом кнута”: положительная мотивация часто эффективнее (читайте статью о том, как наказывать ребенка правильно). Если малыш не прав, спокойно и аргументировано объясните ему, в чем его ошибка и как можно в следующий раз ее избежать. С возрастом ребенок все ярче проявляет свои личные качества и способности. После полутора лет уже обычно уже заметно, к какому виду деятельности тяготеет малыш – предпочитает ли он шумные игры со сверстниками, манипуляции с разными предметами или готов часами сидеть и слушать, как мама читает ему книги (можете также пройти тест на раннюю диагностику способностей ребенка). Таким образом, внимательный родитель сможет легко разглядеть в малыше как сильные, так и слабые стороны, чтобы их вовремя скорректировать.

 

Дошкольный период

    • 3-7 лет

Успехи ребенка в овладении  предметами основываются на основе подражания образцам взрослых. Стремление ребенка  к подражанию приобретает генерализованного характера, переносится из конкретных способов действий на все поведение взрослого, на его взаимоотношения с окружающими. Открыв для себя в раннем возрасте «мир предметов», ребенок дошкольного возраста переходит к «открытие мира людей».

На первый план для ребенка  выступают социальные взаимоотношения, общение между людьми, их общественные функции: моя мама учительница, а  моя - врач подобное. Если в раннем возрасте в общении со взрослым главным звеном был предмет, то теперь он отступает на второй план, служа средством вхождения ребенка в мир человеческих взаимоотношений. Стремление дошкольника стать взрослым, подражать его социальные функции не может иметь реального воплощения, поэтому возникает сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. Главным содержанием сюжетно-ролевой игры выступает моделирования межличностных взаимоотношений взрослых людей. В предметно-манипулятивных играх дети моделируют взаимосвязи между предметами при помощи заменителей реальных предметов.

Стремление к подражанию взрослых реализуется и при помощи других видов деятельности, активно  формируются у дошкольника: производительной, изобразительной, трудовой. В этих видах  деятельности ребенок, как и в  сюжетно-ролевой игре, стремится  охватить действительность в ее целостности, во взаимосвязях между ее составляющими, что становится возможным на основе достаточного интеллектуального развития. Деятельность дошкольника отмечается знаково-символическим характером. Например, рисунок является своеобразным НЕ конвенциональным (сохраняя сходство с предметом) знаком объекта или ситуации, изображаются.

Ребенок осваивает широкий  круг видов деятельности - игровую, трудовую, производительную, бытовую. Формируется как их техническая  сторона, так и мотивационно-целевая. Вхождение ребенка в мир взрослых в различных видах деятельности происходит по-разному.

Сюжетно-ролевая игра выступает  для дошкольников школой межличностных  отношений. В продуктивных видах  деятельности ребенок выступает  как истинный творец, усваивая одну из характерных человеческих ролей. В деятельности самообслуживания по обеспечению своего быта, в трудовой деятельности ребенок достигает  реальных результатов, одобряемых взрослым, усваивает гигиенические навыки, трудовые действия, важность которых  сохраняется на протяжении всей жизни: мыть руки, одеваться, пришить пуговицу, убрать в комнате подобное.

Помогая взрослому, дошкольник становится непосредственным его партнером, сотрудником, коллегой. Результаты труда  дошкольника, одобряемые взрослым, вызывают у него гордость, переживание своей  значимости.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладения моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Стремление ребенка войти  в мир взрослых обусловливает  значительные изменения в формах его общения. Содержательность его  заметно становится, чему способствует овладение речью, снижается его  ситуативность, появляются темы «философского» уровня. На первом этапе в 3-4 года формируется  внеситуативно-познавательная форма общения взрослого и ребенка, содержанием которого выступает обсуждение познавательных проблем, удовлетворяется интерес ребенка к окружающему. В 5-7 лет общения дошкольника со взрослым носит внеситуативно-личностный характер, обсуждаются проблемы человеческих взаимоотношений, морали. Интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, что выступает необходимым условием организации и проведения сюжетно-ролевых игр. В ходе общения с ровесниками в психике и личности дошкольника возникают такие качества, как уважение к мнению других, способность быть партнером, согласовать различные позиции, обосновать, оспорить подобное.

 

На основе достижений ребенка  в развитии познавательных процессов, их интеллектуализации, интеграции и  дифференциации, приобретение ими произвольного  и сознательного характера знания ребенка значительно расширяются, систематизируются, приобретают личностного  содержания. Это дает основания говорить о закладке у дошкольника основ  мировоззрения. Важными новообразованиями  личности выступают первые нравственные инстанции, соподчинение мотивов, формируется  дифференцированная самооценка и личностная сознание.

 

На протяжении дошкольного  возраста ребенок проникает в  сущность человеческой деятельности, переходит от ее внешних признаков  и атрибутов к глубинного смысла и значения. Центральное новообразование личности дошкольника заключается в том, что происходит перестройка внутренней позиции дошкольника, которое подготавливает его к поступлению в школу, к овладению новым видом деятельности - учения. Постепенно дошкольник все больше понимает, что игра - это лишь имитация взрослой жизни, растет недовольство своей позицией. Характерно, что ребенок в 3 года говорит «я большая», а до 7 лет начинает считать себя маленькой. Рост интеллектуального уровня приводит к реальной оценке ребенком своих возможностей и понимание необходимости обучения для настоящего вхождения во взрослую жизнь. Ребенок наблюдает, что взрослый более важно и серьезно относится к деятельности учения, а потому стремится овладеть этой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология развития ребенка 7 лет

Седьмой год жизни ребенка  является продолжением крайне важного  периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний  год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка  в пять лет. Однако последующие развертывания  этих новых образований является базой для создания психологических  условий, которые послужат появлению  все новых направлений и линий развития. Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы. Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

 Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям. Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи. В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания.

Информация о работе Психология развития от 0 до 7