Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:55, курсовая работа
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1.Теоретические характеристики семьи……………..……………….4
1.1 Определение семьи. Функционально-ролевой аспект современной семьи………..………………………………………………………..…………4
1.2 Виды и типы современной семьи………………………………………...6
1.3 Психологические факторы благополучия современной семьи………...11
1.4 Жизненный цикл семьи и семейный кризис………………………….…12
Глава 2. Диагностика межличностных отношений в семье………………..15
2.1 Методики психодиагностики межличностных супружеских
отношений………………………………………………………..…………....15
2.2 Методики психодиагностики детско-родительских отношений…….....20
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………..22
3.1Опросник ПЭВ (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова……………………………………………………………………………........22
3.2 Тест « Стабильность брака»……………………………………….…...….24
Заключение…………………………………………………………………..…25
Список литературы………………………………………………………...…..26
МИНОБРНАУКИ РФ
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет психологии Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
Психология современной семьи.
Выполнила: Исаева М.В.
студентка группы 3 М сокр
Проверила: Быковская В.В.
Пенза 2012г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические характеристики семьи……………..……………….4
1.1 Определение семьи. Функционально-ролевой
аспект современной семьи………..……………………………………………………
1.2 Виды и типы современной семьи………………………………………...6
1.3 Психологические факторы
1.4 Жизненный цикл семьи и семейный кризис………………………….…12
Глава 2. Диагностика межличностных отношений в семье………………..15
2.1 Методики психодиагностики межличностных супружеских
отношений………………………………………………………
2.2 Методики психодиагностики детско-родительских отношений…….....20
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………..22
3.2 Тест « Стабильность брака»……………………………………….…...….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи.
Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Многие ошибки, которые совершаются молодыми людьми еще до вступления в брак, а затем тиражируются в процессе совместной жизни, в значительной мере обусловлены незнанием основных проблем семейной жизни. Отсюда - психологическая неподготовленность к их обсуждению и конструктивному разрешению.
Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.
В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др. Большинство отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья «прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью».
Потому исследования современной семьи позволяют говорить о том, что «представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей».
Курсовая работа посвящена проблемам современной семьи, ее особенностям, признакам и функционально-ролевой структуре. В курсовой работе изложены вопросы, связанные с характеристикой основных функций, структуры и типологии семей, рассмотрены психологические особенности современной российской семьи.
1. Теоретические характеристики семьи.
1.1 Определение семьи. Функционально-ролевой аспект современной семьи.
Семья - первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальный гетерогенный состав группы; максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий. Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»
Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи
Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи. Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.
Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно».
В современной эгалитарной семье в одних вопросах главой является муж, а в других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает. Для таких семей характерен приблизительно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью. Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.
Особенностью современного
этапа становления семьи
В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина – добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.
М.Ю. Арутюнян предлагает считать традиционной семью, в которой:
а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;
б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;
в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.
Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:
а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;
б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;
в) демократическую структуру лидерства;
г)«эгалитарную концепцию семейной жизни», равенство мужа и жены в семье и вне ее.
Эгалитарному браку
свойственно равномерное и
1.2 Виды и типы современной семьи.
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.
Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи :
- семья стала меньше по численности;
- современная семья менее стабильна;
- уменьшилось число семей, где глава муж;
- семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.
В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи выделяют следующие ее виды.
1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены).
2. По количеству детей: бездетная , однодетная, малодетная, многодетная семья.
3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них.
4. По составу: неполная семья, отдельная, простая, большая семья.
5. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная.
6. По однородности социального состава: социально однородные и неоднородные семьи.
7. По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.
8. По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта: семья — «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку); семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают); и т.д.
10. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).
11. По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные и эгалитарная .
12. По типу главенства семьи могут быть авторитарными и демократическими.
13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни: студенческая семья и «дистантная» семья (раздельное проживание из-за специфики профессии супругов).
14. По составу супругов в нуклеарной семье: полная (включает отца, мать и детей) и неполная (один из родителей отсутствует).
15. По социально-ролевым признакам выделяются традиционные, детоцентрические и супружеские семьи.
16. По характеру общения и эмоциональных отношений в семье браки классифицируются на симметричный, комплементарный и метакомплементарный.
В симметричном брачном союзе оба супруга имеют равные права, никто из них не подчиняется другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.
Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки несколько сглажены, и последствия неправильного воспитания выступают не так отчетливо. Но все же эти негативные последствия есть. Одно из самых заметных - это душевное одиночество детей в семье. Этот факт учтен в типологии Рихтера - Спиваковской.
1. Внешне «спокойная семья» отличается тем, что события в ней протекают гладко. Со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованны.
Но в таких семейных союзах скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Этот тип отношений неблагоприятен для развития ребенка. Ребенок чувствует свою беспомощность, постоянно испытывает страх. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.