Психология способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.

Содержание

1. Понятие способности.
2. Способности и задатки.
3. Измерение способностей.
4. Развитие способностей.
5. Специальные способности и ассиметрия мозга.

Вложенные файлы: 1 файл

срс4.docx

— 33.35 Кб (Скачать файл)

Таким образом, тесты  способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых  достаточно ограниченных по числу типов  заданий. Психометрический подход к  оценке способностей изначально базировался  на ложной посылке — отождествлении способности и достижений при  выполнении определенного типа деятельности, требующего проявления этой способности.

Между тем, как уже  было отмечено выше, уровень достижений в любой деятельности нельзя отождествлять  с уровнем развития его способностей к ней. Ранее уже отмечалось, что  различные достижения зависят не только от способностей. Они обусловлены  многими факторами, относящимися как  к особенностям среды, так и к  качествам самого человека. Интерпретируя  достижения в тестовой деятельности, нельзя упускать из виду тренированности  индивидов в такого рода деятельности, мотивацию, уровень тревожности и многое другое.

Еще одно заблуждение  психометрического подхода, относящееся  к оценке способностей, заключалось  в том, что бездоказательно принималось, что каждый тест (или субтест) измеряет одну и ту же способность у разных индивидов. Способности однозначно соотносились с тестами и признавались инвариантными для индивидов. Удачное выполнение теста интерпретировалось как наличие у индивида соответствующей способности, а плохой показатель по тесту рассматривался как свидетельство низкого уровня способности.

Между тем одно и  то же задание можно выполнить  разными способами, опираясь на разные способности. Как отечественные, так  и западные психологи признают, что  высокие достижения в одной и  той же деятельности могут быть обусловлены  различными типами способностей. Возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими.

Все вышесказанное  следует иметь в виду, когда  анализируется тестовое выполнение. Например, геометрические аналогии можно  решить по-разному: один человек решает их, опираясь на знание аналогий, которым  его учили в алгебре, другой —  опираясь на свои пространственные представления. И тот, и другой могут добиться одинаковых успехов, но при этом проявляют  разные способности. Другой пример. Психологам хорошо известно, что задания с  графическим содержанием одни испытуемые решают в плане восприятия (художественный тип), а другие — используя вербальный анализ (мыслительный тип).

Таким образом, одинаково  успешно выполненный тест может  ввести психолога в заблуждение  относительно наличия у разных испытуемых одинаковых способностей. Между тем  за одинаковым уровнем достижений могут  стоять у разных людей разные способности. Возможно и другое, когда разные люди используют одинаковые способности, но при решении разных задач.

Рассматривая показатель теста способностей, диагност имеет  дело с достижением, результатом, но не знает того пути, который привел испытуемого к нему. Между тем  психологи, анализируя способности, видели одну из причин индивидуальных различий в них в активности, специфичной  для разных индивидов. Индивидуализация активности проявляется прежде всего в неодинаковых способах ее осуществления. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности.

Эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности». На это же указывал и С. Л. Рубинштейн, сосредоточив внимание при изучении способностей не на результате, а на процессе деятельности. Поэтому во многих работах, выполненных под  его руководством и направленных на исследование интеллектуальных способностей, раскрывались механизмы мыслительного  процесса, изучались закономерности анализа, синтеза, обобщения.

При решении заданий, предлагаемых в тестах способностей, испытуемые используют разные способы  и приемы их решения, и показатель теста не раскрывает этих способов и приемов. Более того, в основе психометрического подхода к  диагностике способностей лежит  представление о том, что каждый выполняющий тест решает его одним  и тем же способом, предусмотренным психологом. На самом деле факты говорят о следующем:

- неверно, что  как более, так и менее способные  люди используют одни и те  же приемы, но вторые хуже их  применяют;

- способов, приемов,  стратегий выполнения деятельности  по решению тестовых задач  может быть несколько, а диагносты  рассматривают только конечный  результат. И это еще одно  доказательство того, что тесты не измеряют способности.

Что же в таком случае они оценивают ?

Психологами-практиками рассматривается такая психологическая  характеристика как «готовность», или  «пригодность», к деятельности. Под  ней понимается весь комплекс психологических  особенностей, который обеспечивает успешное выполнение определенной деятельности. «Готовность» — понятие более  широкое, чем понятие «способность». Способности как имеющие отношение  к успешности деятельности включаются в характеристику готовности субъекта к выполнению деятельности. Но в  нее входят не только способности, а  еще ряд психологических особенностей, которые можно рассматривать  в качестве общих психологических  условий успешного выполнения деятельности. К ним относятся:

- интерес;

- положительная мотивация;

- психическое и  физическое состояние в момент  выполнения деятельности;

- отдельные черты  личности, такие, как установки,  характер, ценности и др.;

- необходимые знания, навыки и умения.

Результаты выполнения любого теста способностей зависят  от всего перечисленного. В любом  из них присутствуют задания, испытывающие информированность общего характера (в тестах интеллекта) или специальные  знания (в тестах специальных способностей и креативности). В тесты специальных  способностей иногда включаются задания  на оценку черт характера. А тесты  креативности предполагают наличие  установки испытуемого на оригинальность, нестандартность выполнения, предотвращения оценочных, критических суждений относительно своего выполнения. Успешность выполнения любого теста зависит от интереса к представленным в нем заданиям, к соответствующему виду деятельности. Многократно исследовано и не вызывает сомнения влияние психического состояния испытуемого на тестовый результат.

Несомненно, в тестовом показателе присутствует и влияние  способности к выполнению соответствующего типа деятельности, но какова в нем  доля именно способности, а не всех остальных факторов успешности, установить точно нельзя. Нужно специальное  дополнительное исследование, которое  позволит вскрыть, как субъект достиг измеренного с помощью теста  уровня выполнения, какой путь им при  этом был пройден. Для оценки этого пути следует:

- опираться на  малоформализованные методы диагностики;

- осуществлять длительные  наблюдения за поведением человека  в разных ситуациях, видах деятельности;

- проводить с ним  беседы относительно его трудностей  и ошибок при выполнении деятельности, способов его адаптации к ней,  овладения требованиями деятельности  и пр.;

- получать экспертные  оценки, касающиеся процесса вхождения  в деятельность и качества  ее выполнения;

- ориентироваться  на легкость, быстроту овладения  деятельностью, глубину приобретаемых  знаний, качество формируемых навыков, гибкость их применения и пр.

Итак, если говорить о тестах способностей, то следует  признать, что оценка способностей в их показателях содержится в  скрытом, неявном виде. По показателю таких тестов мы не можем судить ни об уровне, ни о типе способностей. Термин «способность» в названиях  этих тестов используется условно, скорее по традиции, возникшей в начальный период истории психодиагностики. Пересмотр представлений о возможностях тестов способностей, подготовленный развитием современных научных исследований по проблемам способностей, является существенным шагом вперед теории психологической диагностики. Трудно переоценить его значение для практической работы диагностов, так как от точности трактовок диагностических результатов напрямую зависит качество и адекватность диагноза и прогноза. 

4. Развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должные пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности  развиваются, не прекращается до конца. В. процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в  развитии любой такой способности  связан с созреванием необходимых  для нее органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится  к дошкольному детству, охватывающему  период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование  работы всех анализаторов, развитие и  функциональная дифференциация отдельных  участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает  благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка  общих способностей, определенный уровень  которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных  способностей активно начинается уже  в дошкольном детстве и ускоренными  темпами продолжается в школе, особенно в младших передних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать  учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей  выступает комплексность, т. е. одновременное  совершенствование нескольких взаимно  дополняющих друг друга способностей. Развивать какую- либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого  рода. Но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие  движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может  рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и  разнообразие видов деятельности, в  которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших  условий комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности, развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный  уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение  положительного эмоционального настроя  в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая  деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой  развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл  зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени  ведет за собой развитие способностей Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей, способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Информация о работе Психология способностей