Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка
Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда
1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.
Мотивация трудовой деятельности рабочих зависит от ряда факторов. Наиболее значимый из них – функциональное содержание труда. Так, для рабочих, занятых трудом, не требующим большого интеллектуального напряжения (грузчики, работники на конвейере), наиболее важны заработная плата и условия труда. Значительное влияние на мотивацию труда оказывают типологические особенности личности рабочего: возраст, пол, собственно личностные характеристики (интересы, потребности, установки, отношения, направленность, ценностные ориентации, идеалы), уровень образования.
При рассмотрении зависимости между возрастом рабочего и его отношением к труду (для контроля была взята группа рабочих старше 30 лет) выяснилось, что для молодого рабочего самыми важными факторами, определяющими степень его удовлетворенности работой, являются возможности продвижения по службе и разнообразие труда. Для рабочих старше 30 лет эти два фактора также наиболее важны, однако они меняются местами, и на первом месте у них оказывается разнообразие труда. С возрастом повышается мотивационная роль санитарно-гигиенических условий труда, человек становится гораздо более чувствительным к недостатку комфорта. В то же время характер взаимоотношений с администрацией менее значим для рабочих старше 30 лет, нежели для молодых рабочих.
Существенно различаются мотивы труда у мужчин и женщин, это вызвано как психофизиологическими, так и социальными причинами. Для мужчин более, чем для женщин, важны различные факторы, связанные с содержанием работы: ее разнообразие, творческие возможности, общественная важность продукции. Женщины, в свою очередь, более чувствительны к условиям труда (в том числе к взаимоотношениям в коллективе). Для них величина заработка чаще, чем для мужчин, определяет удовлетворенность работой.
Среди личностных характеристик работника наиболее существенными являются его ценностные ориентации, которые можно определить как установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества. Самые высокие показатели отношения к труду характерны для людей, ориентированных на производственную работу. Такие люди в наибольшей степени удовлетворены работой и находятся впереди всех по объективным показателям своей производственной деятельности. Существует также зависимость между общеобразовательным уровнем рабочего и его отношением к труду: чем выше уровень общего образования работника, тем большее значение придает он содержанию своего труда, творческим возможностям работы. И наоборот, чем ниже общеобразовательный уровень работника, тем выше для него значение заработка как непосредственного побудителя к труду.
Рассматривая типологические особенности
личности, влияющие на мотивацию труда,
некоторые исследователи
Существуют специальные приемы, направленные на оптимизацию мотивационного потенциала профессиональной деятельности, описанные Л.Ю. Субботиной. По силе своего мотивационного эффекта они выстраиваются в следующую последовательность.
1. Экономические методы. Они основаны
на материальном
2. Целевой метод. Его
3. Метод проектирования и
4. Метод вовлечения работников. Этот метод основывается на вовлечении работников непосредственно в процесс организации и управления трудовой деятельностью. Труженик является не пассивным винтиком в структуре трудовой группы, а активным субъектом управления. Раскрепощение инициативности и повышение ответственности за общий результат деятельности являются самостоятельными и достаточно мощными мотиваторами.
18.Психологическая
Профессия в широком смысле слова – это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Различают следующие значения понятия профессии (по Е.А. Климову).
1. Профессия
как общность людей,
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия
как исторически развивающаяся
система. Естественно, сама
5. Профессия
как реальность, творчески формируемая
самим субъектом труда. Это
означает, что даже культурно-
Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие основные характеристики профессии. Во-первых, это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда; во-вторых, общественно полезная деятельность (хотя четкого критерия полезности не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше); в-третьих, это деятельность, предполагающая специальную подготовку;
в-четвертых, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития; в-пятых, это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа – его главная «визитная карточка»).
Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение конкретного работника к данной работе как к своей профессии. Заметим, что такое понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.
Прежде всего необходимо подчеркнуть,
что профессионализм человека - это
не только достижение им высоких профессиональных
результатов, не только производительность
труда, но непременно и наличие психологических
компонентов - внутреннего отношения человека
к труду, состояние его психологических
качеств. Для описания профессионализма
надо использовать не один, а группы критериев:
- объективные критерии: насколько человек
соответствует требованиям профессии,
вносит ощутимый вклад в практическую
деятельность.
- субъективные критерии: насколько профессия
соответствует требованиям человека,
его мотивам, склонностям, насколько человек
удовлетворен трудом в профессии. Например,
в труде педагога - психолога субъективным
критерием профессионализма может быть
устойчивая профессионально - психологическая
направленность, понимание значимости
профессии, ее ценностных ориентацией,
совокупность необходимых профессионально
- психологических качеств личности, позитивное
отношение к себе как к профессионалу,
отсутствие личностных деформаций. Таким
образом, психолога - профессионала характеризует
сочетание достаточно высокой успешности
труда и внутреннего желания оставаться
в профессии.
- результативные критерии: достигает
ли человек желаемых сегодня обществом
результатов в своем труде.
- процессуальные критерии: использует
ли человек при достижении своих результатов
социально приемлемые способы, приемы,
технологии. Например, в труде педагога
- психолога, имеющего дело с психикой
другого человека, особенно велика роль
процессуальных критериев. К процессуальным
критериям отнесем все, что характеризует
психологический процесс его труда - как
работал психолог, какие использовал профессиональные
знания и умения, приемы, техники, технологии,
а также какие в процессе труда использовал
личные психологические качества (например,
психологическое мышление, эмпатию, терпимость
к непохожести другого человека и т.д.).
нормативные критерии: усвоил ли человек
нормы, правила, эталоны профессии и умеет
ли воспроизводить высокие эталоны профессии
на уровне мастерства, индивидуально -
вариативные критерии: стремится ли человек
индивидуализировать свой труд, самореализовать
в нем свои личные потребности, проявить
в труде свою самобытность, развивать
себя средствами профессии. Так, в практическом
психологе сегодня как никогда ценят самобытность,
индивидуальность, неповторимость, наличие
индивидуального стиля, оригинальность
взгляда на окружающую действительность.
Индивидуальность психолога, как правило,
складывается не случайно, а в результате
упорной работы над собой, умения диагностировать
себя, определять свои сильные и слабые
стороны, критерии наличного уровня: достиг
ли человек сегодня достаточно высокого
уровня профессионализма - профессионально
необходимых качеств, умений, знаний. Психолог,
как и всякий специалист, имеет наличный,
актуальный уровень профессионального
развития: это те результаты, которые на
сегодняшний день он получает в работе
с клиентами, это те личностные ресурсы,
которые он для этого применяет, - знания,
умения, качества личности, прогностические
критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы
роста, зону своего ближайшего профессионального
развития.
- критерии профессиональной обучаемости:
готов ли человек к принятию профессионального
опыта других людей. Так, психолог может
быть открыт для профессионального обучения,
впитывает все новое, что накоплено в профессии.
Закрытость для развития («нас этому
не учили в вузе») - признак низкого профессионализма.
- творческие критерии: стремится ли человек
выйти за пределы своей профессии, преобразовать
ее опыт, обогатить профессию своим личным
творческим вкладом. Для психолога важно
иметь творческую направленность и, чрезмерно
не преклоняясь перед опытом других, смело
предлагать свои находки. Сочетание профессиональной
открытости, обучаемости и самостоятельных
творческих поисков важно для характеристики
профессионализма.
- критерии социальной активности и конкурентноспособности
профессии в обществе: умеет ли человек
заинтересовать общество результатами
своего труда, привлекать внимание к насущным
потребностям профессии при внутреннем
профессиональном локусе контроля, когда
причины низкой эффективности профессии
человек ищет внутри, в рамках самой профессии.
Так, педагогу - психологу сегодня важно
убедить общество (органы образования,
семью и т.д.) в значимости результатов
своего труда, уметь вступить в конкурентные
отношения на рынке услуг, показывая преимущества
своих форм и методов работы.
- критерии профессиональной приверженности:
умеет ли человек соблюдать честь и достоинство
профессии, видеть ее специфический неповторимый
вклад в общество.
Итак, профессионал - это специалист, овладевший
высокими уровнями профессиональной деятельности,
сознательно изменяющий и развивающий
себя в ходе осуществления труда, вносящий
свой индивидуальный творческий вклад
в профессию, нашедший свою индивидуальное
предназначение, стимулирующий в обществе
интерес к результатам своей профессиональной
деятельности и повышающий престиж своей
профессии в обществе.
Слово «профессионализм» используется
в разных смыслах. Когда говорят
«эта работа требует профессионализма»,
имеются по сути дела ввиду нормативные
требования профессии к личности человека.
Здесь профессионализм - это совокупность,
набор личностных характеристик человека,
необходимых для успешного выполнения
труда. Такое понимание условно называют
«нормативным профессионализмом». В другом
смысле употребляется это слово, когда
говорят «этому человеку присущ профессионализм».
Здесь речь идет о том, что человек обладает
этим необходимым нормативным набором
психических качеств, и профессионализм
становится внутренней характеристикой
личности человека. Такое понимание означает
«реальный профессионализм» конкретного
человека.