Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 14:03, контрольная работа
На сегодняшний день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления обществом, его сферами, организациями, учреждениями и т.д. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе. Современная ситуация требует уделять все большее внимание социально-психологическим проблемам управления.
Введение 2
Организация как объект управления 4
Вывод 18
Литература 19
При этом необходимо учитывать
возможность наличия в
Грамотная организация взаимодействия формальной и неформальной подструктур позволяет значительно повысить эффективность деятельности организации. При этом необходимо учитывать ряд рекомендаций, сформулированных специалистами психологии управления М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури:
- признать существование неформальной структуры и не предпринимать мер, угрожающих ее существованию;
- нейтрализация асоциальной
деятельности, идущей вразрез с
интересами организации;
- знать микрогруппы, их
лидеров и их социальную
- просчитывать возможные
отрицательные последствия
- привлекать неформальных
лидеров к разработке и
- придерживаться принципа достаточности информации, препятствовать распространению слухов.
Организацию от других видов социальных групп отличают две основные специфические черты:
- ориентация на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
- высокая степень формализации.
Высокая формализация деятельности организации заключается в том, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически все стороны ее деятельности.
Формальной структуре организации присущ еще целый ряд характерных черт, которые можно рассматривать как ее основные признаки.
Рациональность - в основе
формирования и деятельности организации
лежит принцип
Безличность (контакт статусов и социальных ролей) - организация безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку основу взаимоотношений составляют функциональные обязанности. Функциональные отношения выше межличностных.
Служебные отношения - организация предусматривает и регулирует только служебные отношения.
Функциональность - вся жизнь
организации подчинена
Наличие персонала - обладает административным персоналом, поддерживающим устойчивость организации, координирующим свою деятельность как социального целого.
Разделение труда и высокая степень специализации - по горизонтали и вертикали. Каждый член организации специализируется на каком-либо виде трудовой деятельности.
Иерархическая структура
власти - пирамида власти, в которой
каждое должностное лицо ответственно
перед вышестоящим и
Любая организация - это живой
постоянно развивающийся
Под воздействием внешних и внутренних факторов в групповой динамике проявляются две основные тенденции.
Упрочение психологического единства членов организации - стабилизация и упорядочение межличностных отношений и взаимодействия ведет к сплочению организации, ее членов, является предпосылкой сохранения относительной устойчивости организации.
Специализация и иерархизация
делового и эмоционального взаимодействия
сотрудников организации и
Наличие этих тенденций обуславливает
неравномерность и
Свое выражение групповая динамика находит в целом ряде социально - психологических процессов и явлений.
Несмотря на то, что развитие
организации носит
- Стадия возникновения.
Внешней организацией задаются
целевые установки,
- Стадия формирования. Образование
неформальных групп. Внешние
Стадии стабилизации.
Определенный уровень зрелости
организации. Равновесие
За стадией стабилизации неизбежно следует либо стадия совершенствования, либо распад организации.
Помимо статусно-
- учет и правильное
использование возможностей
- системный подход к
анализу и оценке многих
- постоянное развитие
и совершенствование
- руководители и персонал не препятствуют надвигающимся в организации переменам;
- в организации преобладает радикальный стиль управления и лидерства;
- отработанная система обновления кадров;
- положительная корреляция
между мотивацией и
- двоякий подход к
трудовым ресурсам, экономия и
одновременное активное
- эффективное руководство людьми и поиск новых подходов к равлению;
- инициатива и творчество руководителей и персонала;
- работники всех уровней
проявляют личностный и
- одобрение работы со
стороны руководства,
- наличие управленческого
консультирования - принятие руководителем
ответственности за
- способность сотрудников
играть соответствующие
Наряду с признаками эффективной (конкурентоспособной ) организации следует выделить ряд признаков, присущих неэффективной организации. К ним относят:
- отсутствие или недостаточный
уровень сформированности у
- рассогласование
- недостаточная степень
наличия управленческих
- недостаток знаний, умений
и навыков в области
- низкий уровень креативности персонала организации;
- неумение управлять собой и группой;
- недоброжелательное отношение руководства к персоналу;
- отсутствие у персонала
стремления к личностному
- неумение мотивировать персонал;
- трудности в организации
коммуникативного
- применение неэффективных
стилей руководства и
- ориентация управленцев на себя и свою карьеру;
- отсутствие у персонала
ориентации на решение
- недостаточно творческий
подход персонала к выполнению
своих Лун кциональных
- консервативность
- преобладание конфликтных способов взаимодействия;
- преобладание невротических
тенденций поведения персонала.
Традиционно выделяют четыре типа коммуникативного поведения сотрудников организации:
- Стремящиеся к лидерству - решают задачу, лишь подчиняя себе других членов группы.
- Индивидуалисты - решающие задачи в одиночку.
- Приспособленцы - приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов.
- Коллективисты - стараются
решить задачу совместными
Если сотрудники подбираются в организацию не только по принципу уровня квалификации, но и по способности играть ту или иную социальную организационную роль, то эффективность ее деятельности значительно возрастает. Впервые эта проблема была исследована английским исследователем М.Белбиным и нашла свое широкое освещение в его трудах по социальной психологии.
В результате длительных и
тщательно разработанных
В различных отечественных
источниках они называются по-
«Лидер» - занимает ведущее
положение в группе, признан группой.
Обладает, как правило, соответствующими
качествами и спостями. Ведет за
собой личным обаянием и авторитетом.
Обладает здравым умом, интеллектом
выше среднего, но не завышенным. Ориентирован
либо на задачу, цели (инструментальный),
либо на взаимоотно (эмоциональный). По
отношению к нововведениям: либо
консерпиги» вен, либо радикален. По
отношению кобстановке: ситуативный,
харизматический. По стилю: авторитарный,
демократический, либералбный. Лидер
распределяет цели, задачи, обязанности
и секторы ответственности
«Генератор идей» - источник оригинальных идей, мыслей, предложений; он человек оригинальной идеи. Обладает самым высоким интеллектом в группе и развитым нестандартным, креативным воображением. Но бывает нереалистичен, оторван от жизни, практики, не обращает внимание на детали, возможности воплощения идеи на практике.
Доверчив, непредвзят и доступен. Болезненно переносит критику своих собственных идей, обидчив, самолюбив, невосприимчив к чужим идеям. Но именно он генерирует творческий процесс в группе (организации).
«Объективный критик». Чтобы
«генератор идей» не уводил организацию
из области практического решения
проблем в теоретическую
Он взвешен и беспристрастен
в анализе ситуации и идей, выдвигаемых
как «генератором идей», так и
другими сотрудниками. Он видит ошибки
аргументации, реалистичность планов.
Медлителен в принятии решений, не любит,
чтобы его торопили. Прагматичен,
достаточно объективен. Обладает высоким
коэффициентом
«Организатор» - преобразует
идеи и принятые решения в конкретно
реальные планы, придавая им реальную
выполнимую форму. Он организует сам
процесс реализации стоящих перед
организацией задач, составляя различные
графики, структуры, схемы. Работает эффективно,
методично, систематически, иногда ему
не хватает гибкости. Болезненно воспринимает
внезапное изменение
«Снабженец» - привносит
в коллектив свежие идеи и информацию
из внешнего окружения организации.
Обладает внешней и внутренней привлекательностью,
высокоразвитыми
«Душа группы» — гармонизирует отношения членов коллектива, он самый чуткий и чувствительный, лучше всех осведомлен о нуждах и проблемах сотрудников организации, активнее всех осуществляет внутри-групповые коммуникации. Избегает конфликтов. Он скромен, примерен, ненавязчив, несамоуверен, тактичен, умеет и любит слушать, легко и свободно общается со всеми членами группы. Он способствует предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. Может не быть высококвалифицированным специалистом, но без него организации теряет в эффективности.