Психология учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Актуальность. В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 4
2. Особенности студента как субъекта учебной деятельности 12
3. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 16
3.1. Общая характеристика обучаемости 16
3.2. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость 17
3.3. Показатели обучаемости 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

3.2. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность  мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам  назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости  и ее суммарного показателя — экономичности  мышления. Обобщение и анализ, лежащие  в основе умственных способностей, по С.Л. Рубинштейну, определяют возможности  быстрого, качественного переноса и  развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями и как ее компоненты. В то же время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

3.3. Показатели обучаемости

Основные показатели обучаемости  — темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем  конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:

— активность ориентировки в новых условиях;

— инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение  к более трудным заданиям. Эти  показатели могут быть соотнесены с  понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской);

— настойчивость в достижений поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана  методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения:

— диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

— методы диагностики должны базироваться на учебном материале  в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного  эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании  качественного и количественного  анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.;

— обучаемость диагностируется  в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

 

Заключение

В заключении подведём основные выводы нашей работы.

Обучающийся (школьник, студент), представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной  деятельности на каждой ступени образовательной  системы характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

Учебная деятельность студента в высшем учебном заведении –  это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного  формирования человека. Учебная деятельность студента понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления  личности студента. В процессе учебной  деятельности студент выступает  в качестве её субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и  познания.

Формирование студента как  субъекта учебной деятельности предполагает овладение им основными формами  этой деятельности, умением планировать  и организовывать эту деятельность, определять учебные действия необходимые  для учёбы и программу их выполнения. Особо важно для студента, как  субъекта учебной деятельности, овладеть её основными формами: слушание, осознание, усвоение учебной информации, конспектирование, выполнение упражнений, решение задач, проведение опытов, проведение учебных  исследований и др.

Современные исследователи  выделяют несколько стадий формирования студента, как субъекта учебной деятельности. Это стадия адаптации к условиям вуза, стадия идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности, стадия самореализации студента в образовательном процессе и стадия самопроектирования профессионального становления. Становление студента как субъекта учебной деятельности может рассматриваться как детерминированный, управляемый и саморазвивающийся процесс.  

Список использованной литературы

    1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
    2. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
    3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. Гл. 6.
    4. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
    5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
    6.   Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1998. – Кн. 2. Психология Образования. – 608 с.
    7. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
    8. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
    9. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 303 с.
    10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 1999.
    11. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: ПРИОР, 2000. – 96 с.
    12. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 542 с.

 

 


Информация о работе Психология учебной деятельности