Психология эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

По мнению некоторых психологов, эксперимент как способ получения научных данных психологии, заимствовала у естественных наук: в начале развития этой науки психологический эксперимент значительно отличался от эксперимента в физике, биологии, химии. По мнению Забродина Ю.М., эксперимент в психологии, с самого начала оказался психологическим. Из естественных наук была привнесена идея экспериментирования как направленного контроля и измерения, переменных в исследуемом объекте и его взаимодействии с окружающей средой. Эти переменные имели различную природу: внешние, объективные и внутренние, субъектные. Вопреки распространённому методу, эксперимент не был заимствован психологией из естествознания.

Содержание

Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Экспериментальное общение 6
Глава 2. Проявления личности экспериментатора 14
Глава 3. Особенности деятельности испытуемого в эксперименте 18
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Ермолаева, КР, Методология и методы психолого-педагогических исследований.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

4. Действие «эффекта Зайонца» описывается законом оптимума активации Йеркса – Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя  (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Следовательно, оно может улучшить продуктивность или привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности. Необходимо различать мотивацию участия в исследовании от мотивации, возникающей у испытуемых по ходу эксперимента при общении с экспериментатором.

5. Во время исследования, «тревожные»  испытуемые, при  выполнении более сложных и  новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.

 Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты общения существует ряд следующих методических приёмов:

  1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт», который позволяет контролировать эффект Розенталя. Данный метод работает следующим образом: подбираются две идентичные группы: экспериментальная и контрольная. Процедура эксперимента повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая из групп подвергается манипулированию, а какая «нулевому» воздействию. Существуют модификации этого плана. Одна из них состоит в том, что эксперимент проводит не экспериментатор, а приглашённый ассистент, который не знает истинной гипотезы исследования и то, какая из групп подвергается воздействию. Этот план позволяет элиминировать эффект ожиданий испытуемого и эффект ожиданий экспериментатора. «Двойной слепой опыт» контролирует эффекты Розенталя и Хоторна.
  2. Метод обмана – основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследования, независимые от основных. Содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости от характера эксперимента: могут применяться простые гипотезы «здравого смысла» и сложные теоретические конструкции, которые называются «когнитивные плацебо». Метод обмана заключается в простом сокрытии истинных целей и гипотезы эксперимента. В этом случае, испытуемые  будут сами придумывать варианты и вместо учёта влияния ложной гипотезы, экспериментатору придётся разбираться в фантазиях испытуемого, чтобы устранить влияние этой неконтролируемой переменной. Поэтому испытуемому лучше предложить какой-то вариант гипотезы, чем не предлагать никакой. Предпочтительнее метод «когнитивного плацебо».
  3. Метод «скрытого» эксперимента применяется в полевых исследованиях, при реализации «естественного» эксперимента. В обычную естественную жизнь испытуемого так вживается этот эксперимент, что он не подозревает о своём участии в исследовании в качестве испытуемого. Метод «скрытого» эксперимента является   изменённой формой метода обмана, той разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечён в исследование и не знает об этом. Наиболее часто эта модель применяется в детской психологии, психологии развития и педагогической психологии.
  4. Метод независимого измерения зависимых параметров сводится к тому, что эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например при контроле результатов трудовой или учебной деятельности бывшего испытуемого.
  5. Контроль восприятия испытуемым ситуации. Для этого применяется схема Орне постэкспериментального интервью. Контролируется отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, учитывается понимание испытуемым инструкции, принятие целей исследования. Данные, получаемые  при постэкспериментальном опросе, позволяют отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить.

          Существует два вида психологического  эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент протекает  в специально создаваемых и  контролируемых условиях, как правило, с применением специального оборудования, аппаратуры и приборов. Объектом такого эксперимента в психологии выступили психические процессы: восприятия, ощущения, скорость реакции. Особенностью такого эксперимента является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. В использовании лабораторного эксперимента достигла совершенства когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Суть естественного эксперимента заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте могут не подозревать, что они выступают в роли испытуемых.

Человек включается в  эксперимент как в целую систему, поэтому организация эксперимента требует учёта основных психологических закономерностей, определяющих тип и поведение личности в условиях, соответствующих экспериментально.

Эксперименты бывают исследовательские, поисковые, подтверждающие. Так же используются понятия: «пилотажный  эксперимент», «критический эксперимент», «полевое исследование». Эксперименты проводятся с помощью различных методов, которые делятся на экспериментальные и не  экспериментальные. К не экспериментальным методам относятся: беседа, наблюдение, «архивный» метод.  Основными этапами проведения эксперимента являются:

- подготовка эксперимента;

- постановка цели и  задач;

- инструктирование и  мотивирование испытуемых;

- экспериментирование;

- определение результатов.

Рассматривая эксперимент, как деятельность испытуемого, Г.Е.Журавлёв выделяет несколько планов его описания:

  • Физический:

- люди, участвующие в  эксперименте;

- объекты, которыми  манипулирует испытуемый;

- средства, которыми для  этого располагает испытуемый;

- условия и обстановка, в которых происходит эксперимент.  Подобные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.

    • Функциональный:

-  способы действия, предписанные испытуемому;

- необходимый  уровень компетентности испытуемого;

- критерии оценки качества  деятельности испытуемого;

- временные характеристики  проведения эксперимента и деятельности испытуемого.

    • Знаково-символический (инструкция испытуемому):

- описание целей исследования;

- способов и правил  действий;

- общения с экспериментатором; 

- знакомство с мотивационной  установкой, оплатой и так далее. 

           Таким образом, следует помнить, что нет идеального метода, все они хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации. Ни один не даёт достоверного знания.

Глава 2. Проявления личности экспериментатора

 

А.Анастази утверждал, что в большинстве проведённых исследований, влияние личности экспериментатора оказывает влияние на результаты исследования. Большинство психологов были согласны с этим мнением и имели следующие свои убеждения: с позиции деятельностного подхода, эксперимент – это деятельность экспериментатора, который воздействует на испытуемого, изменяя условия его деятельности, для того, чтобы выявить особенности психики испытуемого. В процедуре эксперимента экспериментатор организует работу испытуемого, даёт ему задание, оценивает результаты, координирует условия эксперимента, регистрирует поведение испытуемого, результаты его деятельности и так далее. Следовательно, в эксперименте экспериментатор исполняет роль руководителя, учителя, инициатора, а испытуемый предстаёт в качестве подчинённого, исполнителя, ученика.

        Если исследователь заинтересован в подтверждении или опровержении своей гипотезы, он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый работал «под гипотезу», создавая привилегированные условия  только  для экспериментальной группы.

Подобные действия экспериментатора являются источником артефактов. Такое явление было названо «эффектом Пигмалиона» в честь персонажа греческого мифа.

Исследователь, заинтересованный  в подтверждении своей теории, действует непроизвольно так, чтобы она была подтверждена. Но подобное явление можно контролировать: для этого следует привлекать к проведению эксперимента экспериментаторов-ассистентов, которые не знают целей и гипотез. Результаты можно перепроверить с помощью других исследователей, критически относящихся к гипотезе автора эксперимента. Хотя  и в этом случае мы не застрахованы от артефактов, так как все экспериментаторы люди и не застрахованы от ошибок. Экспериментаторы все по–разному наблюдают, фиксируют и оценивают результаты эксперимента. И если поведение испытуемого  в эксперименте отклоняется от ожиданий исследователя, то он может проявить враждебность или раздражение к испытуемому.

Основные проявления эффекта Пигмалиона заключаются в том, что ожидания экспериментатора могут приводить его к неосознанным действиям,  модифицирующим поведение испытуемого. Известный психолог Розенталь установил, что значимое влияние экспериментатора на результат эксперимента выявлено в следующих экспериментах: в психофизических экспериментах,  в экспериментах с обучением, при диагностике способностей, проведении проективных тестов, в лабораторных исследованиях трудовой деятельности, при  исследовании социальной перцепции.

Испытуемый может догадываться  об ожиданиях экспериментатора по поведению, которое регулируется неосознанно, например кивки головой, улыбка, взгляд и другие. Так же важную роль играют речевые способы воздействия на испытуемого: интонация при чтении инструкции, тон, экспрессия и так далее.

Ещё до начала эксперимента, при первой беседе, чтении инструкции, экспериментатор сильно влияет на испытуемого, создавая модель «первого впечатления». Имеет значение и внимание, проявляемое экспериментатором к действиям испытуемого. Это внимание повышает продуктивность деятельности испытуемого. Тем самым исследователь создаёт первичную установку испытуемого на исследование и формирует отношение к себе.

Существуют разные точки  зрения по поводу «эффекта Пигмалиона»:

  • Розенталь считал, что фактов универсального влияния в 7 раз больше, чем, если бы они были случайными, влияние экспериментатора на результат эксперимента установлено на уровне p=0,95.
  • Т.Барбер утверждал, что влияние может быть, но каким оно будет в конкретном эксперименте, предсказать невозможно.
  • Т.Барбер и М.Сильвер считали, что влияние незначимо и все исследования осуществлялись с ошибками в планировании, плохим выбором статистических мер и при неумелом ведении экспериментирования. Они сделали вывод, что лишь 29% исследований подтверждает «эффект Пигмалиона» - влияние подсознательных тенденций экспериментатора на поведение испытуемого и его оценку.

      Существуют  исследования, которые подтверждают наличие других фактов, влияющих на результаты эксперимента:

  • Влияние типа личности экспериментатора:

- биосоциальные качества (пол, возраст, раса, этническая  принадлежность и другие);

- психосоциальные качества (тревожность, агрессия, дружелюбность, интеллект, социальный статус, потребность в социальном одобрении и другие);

- ситуационные переменные (знакомство с испытуемым, настроение  и другие).

Установлено, что маленькие  дети всегда охотнее работают с экспериментаторами – женщинами, а взрослые испытуемые с экспериментаторами – мужчинами, которые вызывают у испытуемых больше действий, направленных на осмысление своей ситуации и поиск новой информации. Женщины – экспериментаторы вызывают желание «раскрыть душу», стремление к откровенности, поэтому поведение испытуемых становится более эмоциональным и выразительным. Так же на испытуемого могут влиять другие переменные: возраст, симпатия, статус, доброжелательность и другие. В различных экспериментах данные переменные могут влиять по–разному.

  • Психологами была выявлена закономерность проявления влияния экспериментатора  в экспериментах по предмету исследования. Все исследования можно структурировать по шкале «социально-биологическое»: от социально-психологических экспериментов («верх» шкалы) до психофизиологических («низ» шкалы). Чем «выше» структурный уровень психологической реальности, тем влияние экспериментатора на результат исследования значимее.

В экспериментах по психологии личности и социальной психологии  влияние личности экспериментатора максимально и минимально  в психофизиологических и психофизических экспериментах, а так же в исследованиях сенсорики и перцепции. При исследовании индивидуальных процессов: мотивации, интеллекта и других, проявляется «среднее» влияние экспериментатора.

Существуют некоторые рекомендации, которые необходимо использовать в методах контроля влияния экспериментатора:

  1. Применение автоматизации исследования, где влияние экспериментатора сохраняется при вербовке и первичной беседе с испытуемым, между отдельными моментами и на «выходе».
  2. Участие экспериментаторов, не знающих целей исследования, которые будут строить предположения о намерениях первого исследователя. Влияние этих предположений необходимо контролировать и корректировать.
  3. Вводить в исследование участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего контролировать фактор влияния экспериментатора. Необходимо разработать  критерии отбора экспериментаторов и предельного числа контрольных групп.

Влияние экспериментатора невозможно полностью устранить, так как это противоречит сути психологического эксперимента, но может быть в той или иной мере учтено и проконтролировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности деятельности испытуемого в эксперименте

Информация о работе Психология эксперимента