Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:09, реферат
Формирование личности влечет за собой развитие и познавание образа собственного тела и становление самооценки. Быть подростком значит искать ответы на вопросы: кто я, кем бы я хотел быть, чего я ст ю? Выполнение сложнейшей задачи – создание общественного и морального облика своей личности при относительно ограниченном жизненном опыте – неизбежно связано с калейдоскопом различных эмоций. Чаще всего можно наблюдать бесшабашную храбрость, психическую ранимость, чувство одиночества и резкую смену настроений. Неурядицы, которые сопровождают переход от зависимого состояния к равноправным отношениям в семье, в соединении со склонностью к экспериментированию приводят к интенсификации испытываемых потребностей, чувству незащищенности и запутанному клубку конфликтов и необходимых для развития поисков.
1.ПСИХОЛОГИЯ ЮНОСТИ:
1.1.Введение.
1.2. Социальные взаимоотношения.
1.3. Поведенческие проблемы у подростков.
1.4. Группы риска у подростков.
2.ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ:
2.1. Введение.
2.2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей.
2.3. Психологические и социальные проблемы в молодости.
2.4. Молодёжь как социальная группа.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Юность, период жизни человека между детством и зрелостью. Наступление юности связано с выраженными изменениями в строении тела и физиологии, мышлении и эмоциях, морали и социальной жизни, а потому данный период очень сложен и имеет особую значимость. Это время существенных перемен и для подростков, и для их родителей.
Развертывающийся процесс физиологического и полового созревания делает юность уникальным периодом жизни. С нарастанием биологической зрелости у многих подростков усиливается стремление к физической, экономической и эмоциональной независимости от родителей. Одновременно продолжается начавшийся в детстве процесс становления индивидуальности, принятия себя как члена семьи и общества, причем эмоционально и когнитивно (на познавательном уровне) подросток воспринимает себя прежде всего как человека, взаимодействующего с другими личностями. Он начинает понимать, что у каждого есть своя социальная роль, и впервые пробует себя в ролях, свойственных зрелому возрасту. Неудивительно, что формирование осознающей себя личности и обучение взрослым социальным ролям включает переосмысление основных ценностей и взаимоотношений, а также проверку своих быстро изменяющихся возможностей.
Формирование личности влечет за собой развитие и познавание образа собственного тела и становление самооценки. Быть подростком значит искать ответы на вопросы: кто я, кем бы я хотел быть, чего я ст ю? Выполнение сложнейшей задачи – создание общественного и морального облика своей личности при относительно ограниченном жизненном опыте – неизбежно связано с калейдоскопом различных эмоций. Чаще всего можно наблюдать бесшабашную храбрость, психическую ранимость, чувство одиночества и резкую смену настроений. Неурядицы, которые сопровождают переход от зависимого состояния к равноправным отношениям в семье, в соединении со склонностью к экспериментированию приводят к интенсификации испытываемых потребностей, чувству незащищенности и запутанному клубку конфликтов и необходимых для развития поисков.
В юности происходит пересмотр и переоценка наиболее важных для человека межличностных отношений. Связь с родителями существенно ослабевает. Отношения со сверстниками расширяются, а их значимость возрастает. Взаимоотношения с младшими в семье усложняются, так как подростки часто становятся не только товарищами по играм, но и воспитателями.
Взаимоотношения с родителями значительно меняются, но происходит это в разных семьях по-разному. Единственное обобщение, которое здесь можно сделать, сводится к тому, что родители и взрослеющие дети пытаются договориться о форме взаимоотношений и степени самостоятельности детей. Для большинства подростков независимость развивается внутри остающихся связей с родителями и семьей. Несмотря на увеличивающееся физическое и психологическое разделение между родителями и подростками, большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям.
Взаимоотношения со сверстниками. В юности взаимоотношения между сверстниками становятся более глубокими, интимными и психологически необходимыми. В большинстве случаев узы дружбы с лицами своего пола продолжают оставаться существенными, но все большее значение приобретает дружба со сверстниками противоположного пола. Значительно возрастает влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка.
Степень восприимчивости подростков к такому влиянию связана с особенностями родительского воспитания. Как сугубо терпимые, все дозволяющие родители, так и авторитарные, каждые по-своему, способствуют развитию сильной зависимости подростка от сверстников. Воспитание, основанное на авторитете, напротив, уменьшает вероятность того, что родительское влияние на подростка будет вытеснено влиянием сверстников. Подростки из таких семей полагаются на помощь и родителей, и своих друзей.
1.3. Поведенческие проблемы у подростков.
В силу того, что в юности человек сталкивается с быстрыми, непривычными и глубокими переменами в самом себе, примерно у 20% подростков возникают серьезные трудности, связанные с их поведением. Ключевыми поведенческими проблемами могут стать колебания настроения, самоубийства, нарушения пищевого поведения, неосторожное половое поведение и ранняя беременность, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
Колебания настроения. У подростков и молодых людей чаще, чем у взрослых, возникают крайние формы эмоционального состояния, включающие как повышение, так и понижение настроения. Значительные и быстрые колебания могут быть связаны с переменами в жизни и неопределенностью, с которыми сталкивается подросток. То новое, что появляется в его повседневной жизни, вызывает интенсивные реакции. Это вполне объяснимо, так как подростки при формировании личности еще не имеют стабильного ощущения собственного Я; именно это и приводит к перепадам настроения.
Самоубийства у подростков определяются тремя главными причинами: 1) депрессией, сопровождающейся чувством безнадежности; 2) ограниченным и негибким подходом взрослых к решению проблем, встающих перед подростками; 3) сложной внутрисемейной ситуацией, приводящей подростков к самоубийству или депрессии.
Нарушения пищевого поведения. Переедание, ведущее к ожирению, нервная анорексия (сознательное голодание), булимия (переедание с последующим очищением организма искусственно вызванной рвотой или с помощью слабительного) ставят под угрозу здоровье некоторых подростков. Анорексия и булимия обычно встречаются у девушек. Оба расстройства связаны с чрезмерной озабоченностью своим весом, возникающей как реакция на жесткое давление общепринятых норм женской красоты и привлекательности. Высказывалось предположение, что указанные нарушения обусловлены стремлением утвердиться в своей независимости от родителей, а принятие пищи – тот процесс, который подросток в значительной степени контролирует сам.
Злоупотребление алкоголем и наркотиками. Несмотря на убедительно доказанные отрицательные последствия злоупотребления алкоголем и наркотиками, привлекательность для подростков спиртных напитков, сигарет, марихуаны, кокаина и транквилизаторов остается весьма сильной. Эти отрицательные последствия включают физическое и психологическое привыкание, смерть из-за передозировки, автомобильные аварии, ухудшение здоровья, снижение уровня мотивации и продуктивной деятельности, а также (в случае внутривенного введения наркотиков) высокий риск заражения вирусом СПИДа . Существует также сильнейшая зависимость между употреблением наркотиков и алкоголя и преступностью. В сравнении со своими сверстниками, подростки, пристрастившиеся к наркотикам, совершают несоизмеримо больше преступлений и правонарушений.
1.4. Группы риска у подростков.
Подростков, попадающих в «группы риска», можно разделить на следующие категории: неуспевающие учащиеся; бросившие школу; с отклоняющимися (от правовых и нравственных норм) поведением; подростки из бедных семей или традиционно осуждаемых групп населения – сбежавшие из дома, гомосексуалы и одинокие матери-подростки.
Беглецы. Причин тому множество, но большинство бежит из дома или места проживания потому, что им не хватает внимания, ухода, ощущения безопасности и открытости во взаимоотношениях. Беглецы ищут лучшего и более безопасного места жительства; вместо этого их обычно подстерегает опасности, голод, одиночество и сексуальная эксплуатация.
Молодые гомосексуалы. Подростки-гомосексуалы, подобно гетеросексуальной молодежи, довольно рано выбирают свою сексуальную ориентацию, но им приходиться это делать в условиях ненависти и осуждения со стороны общества. По признанию многих подростков-гомосексуалов, они чувствуют себя принадлежащими к презираемой категории людей, считающейся отвратительной и непристойной. Это клеймо может привести к таким последствиям, как остракизм со стороны товарищей; изгнание из семьи; злоупотребление наркотиками и попытки самоубийства от чувства одиночества; вызывающее поведение, особенно в сексуальной сфере, включая проституцию; побег из дома; обострение чувства отчужденности, изоляции и смятения. Понятно, что ряд перечисленных ситуаций сопряжен с повышенным риском заразиться СПИДом.
Одинокие матери-подростки. Матери-одиночки подросткового возраста рискуют оказаться изолированными, подвергнуться эксплуатации и жить в бедности. Трудности, связанные с воспитанием ребенка, сами по себе немалые, неизбежно усугубляются отсутствием партнера, профессии, образования, работы, денег и родительского опыта. Такой матери-одиночке необходима помощь семьи, чтобы она могла справиться с родительской ролью, получить образование, работу и стать активным членом общества. Иначе она с большим трудом найдет себе место в жизни и возможность обеспечить себя и своего ребенка. Подобно подросткам-беглецам и гомосексуалам, матери-одиночки в значительной степени подвержены депрессии, отчаянию и отчуждению. Главная задача общества – защищать подрастающее поколение от подстерегающих опасностей в ранимый, трудный период юности и оказывать ему всестороннюю помощь.
2. ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ.
2.1. Введение.
XX век часто называют «веком
молодых». Настойчивость в отстаивании
этого тезиса обычно
С другой стороны, молодежь принято ругать за то, что она олицетворяет собой непочтительность, заносчивость, самодовольное невежество, порицающее все, и что она многого не понимает и не принимает. Этот возраст принято считать, взбалмошным, бурным, беспощадным и даже развратным.
Именно в молодости люди чаще всего вступают в брак, очень большая часть которых в скором времени распадается, после чего остаётся масса взаимных обид и претензий.
Любопытно, что самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3)как возраст разрешенного недомыслия; и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более — нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей).
Как объект научного исследования молодежь выступает довольно своеобразно. Масса психологических данных, полученных психологией о закономерностях психических процессов человека, добыта в основном на «испытуемых» из разряда молодых людей, которые легче и охотнее всего идут на эту роль. Поэтому, когда мы говорим о взрослых «стандартах» и «нормах» в психологических экспериментах, речь чаще всего идет о выборке лиц от 18—20 до 30 лет.
Молодость для большинства молодых людей и студенческая пора. Молодость это и самоопределение и начало профессиональной деятельности. Молодость это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей. Если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристика ми взрослости.
Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство семьи стремление женщин, хотя они в не меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.
Развитие молодого человека в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я:
· Я как индивидуум
· Я как член семьи
· Я как работник
В молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.
Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в интеллектуальном и физическом труде. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают своё дальнейшее развитие и творческое совершенствование.
В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать каком-то направлении.
Так же к концу периода молодости наступает кризис 30-летия (в 28 33 года). У людей изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. Отмечается, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей.
Возникает задача самоопределиться в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей. Этот кризис молодости свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень возраста зрелой личности (взрослости). Кризис 30 лет возникает вследствие нepeaлизованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказывается неверным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования.