Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция
Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...
I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.
IV. Принципы психопрофилактики
Психокоррекцнонная ситуация.
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор.
3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Выбор исходной теоретической позиции для оказания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о содержании взаимодействия с клиентом и пользователем.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция – это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.
Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:
• что есть?
• что должно быть?
• что надо сделать, чтобы стало должное?
Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога.
Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа:
• нейропсихологический;
• общепсихологический;
• возрастно-психологический.
На первом, нейропсихологическом уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления (А. Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.
Общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.
Возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.
Конечно, практическому психологу не надо заменять работу нейропсихолога. Работа в контакте специалистов разного профиля - условие эффективности при проведении психологической коррекции.
Тем не менее, основные сведения из области нейропсихологии должны составлять основу исходных теоретических построений практического психолога. Какие это данные?
Прежде всего, это данные об основных функциональных блоках мозга - блоке регуляции тонуса и бодрствования; блоке приема, переработки и хранения информации и блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения - и их взаимодействии. Кроме того, необходимо знание об основных синдромах локальных нарушений мозга. Напомним основные сведения из этой области.
Блок регуляции тонуса и бодрствования, как и все блоки мозга, имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон следующих типов: первичные, куда поступают импульсы с периферии и откуда они направляются обратно, вторичные, где происходит переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ, и третичных, которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон мозговой коры.
Источники активации, которые регулируются ретикулярной формацией, различными ее частями, – это:
• обменные процессы организма, лежащие в основе гомеос-таза (внутреннего равновесия организма) и инстинктивных процессов;
• поступление в организм раздражения из внешнего мира, что приводит к появлению ориентировочного рефлекса.
В аппаратах ретикулярной формации имеются специальные механизмы, обеспечивающие тоническую форму активации, источником которой является, главным образом, приток возбуждения от органов чувств.
Как морфологическими, так и морфофизиологичес-кими исследованиями показано, что, наряду со специфическими сенсорными и двигательными функциями, кора головного мозга имеет и неспецифические активирующие функции. Она может оказывать как активирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования. Нисходящие от коры волокна являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, управляют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола.
Таким образом, практическому психологу в исследовании вопроса о коррекции гипоактивности и гиперактивности необходимо опираться на эти данные, которые показывают, что аппараты блока регуляции тонуса и бодрствования не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние, Этот блок работает в тесной связи с высшими отделами мозга.
Блок приема, переработки и хранения информации расположен в задних отделах новой коры мозга и включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) области. Его первичные зоны обладают высокой моральной специфичностью. Вторичные зоны способствуют превращению соматотопической проекции в функциональную организацию поступающей информации Кора, входящая в состав этих вторичных зон, подчиняется трем законам:
1) она построена иерархически, поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры приводит к недоразвитию более высоких зон коры. У взрослого ведущее место переходит к высшим зонам коры;
2) закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры. Вторичные зоны обладают уже меньшей модальной специфичностью;
3) закон прогрессивной латерализации функций, то есть связи функций с определенным полушарием мозга по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и за тем третичным зонам. На сегодняшний день эта проблеме доминантности полушарий очень актуальна и находи! свое отражение во многих педагогических теориях'.
А.Р. Лурия (1973 г.) отмечал, что абсолютная доминантность левого полушария встречается далеко не всегда, и таким образом, закон латерализации имеет лишь относительный характер.
Итак, принцип убывающей
модальной специфичности
Эти данные позволяют
практическому психологу
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности - это лобные доли человека. Анализ их роли в организации психической жизни человека выступает с очевидностью при анализе локальных поражений мозга при исследовании «лобного синдрома». При наблюдении нейропсихолога за решением обследуемых сложных задач диагностически наиболее точно проявляются особенности «лобного синдрома» - поражения лобных долей мозга (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова). Остановимся кратко на вариантах «лобного синдрома».
• Нарушение как дезорганизация поведения, регулируемого речью. Это проявляется в патологической инертности самих речевых процессов, в утрате их регулирующей роли, в невозможности развернутого спонтанного высказывания;
Повышенная расторможенность
психических процессов,
• Пониженное бодрствование, снижение критики, то есть нарушение аппарата акцептора действия, обеспечивающего контроль за протеканием сознательных процессов.
Первый вариант «лобного синдрома» связан с нарушением наружных (конвенситальных) и нижневнутренних (медиобазальных) отделов лобной коры. Второй вариант «лобного синдрома» определяется нарушениями в базальных (или орбитальных) и медиальных отделах лобных долей мозга. При поражении медиальных отделов лобных долей мозга возникает описанный выше третий вариант «лобного синдрома».
Знание этой симптоматики позволяет практическому психологу использовать в коррекционной работе данные о мозговых травмах клиента для адекватного выбора содержания взаимодействия с ним.
Локальные нарушения мозга могут быть вызваны разными причинами: опухоль, травма и др. Практическому психологу важно ориентироваться на адекватное представление об основной симптоматике «лобного синдрома», чтобы своевременно устанавливать контакты со специалистами смежных специальностей.
Знание о вариантах «височного синдрома» необходимо для адекватного анализа средств и способов психической активности человека. Как и другие отделы мозга, височная область представляет собой высокодифференцированную систему; поэтому в зависимости от локализации поражения (и его тяжести) могут возникать одинаковые по характеру и степени нарушения психических процессов.
Первый вариант «височного синдрома» - это поражение верхних отделов левой височной области, которое ведет к нарушениям фонематического слуха, вторичным результатом которого является трудность понимания смысла слов, нарушение называния предметов, дефекты экспрессивной речи, фонематическая и лексическая стороны речи нарушены, а интонационно-мелодическая сторона остается, как правило, сохраняя нарушение письма (требующее звукового анализа слова). Характерно, что нарушение речевого слуха не ведет к нарушениям музыкального слуха, сохраняется способность к пению, что может входить компонентом в коррекционную работу.
При нарушении средних отделов левой височной области возникает нарушение слухоречевой памяти («акустико-мнестическая афазия»). Это проявляется в «отчуждении смысла слов» - слова родного языка воспринимаются недифференцированно, перестают пониматься достаточно ясно. Так, слово «голос» звучит то как «голос», то как «холост» или «холст». Родная речь воспринимается как иностранная. Это сопровождаетя отчетливым нарушением удержания серии слов, состоящих иногда всего лишь из 2-3 элементов. Этот феномен не проявляется при воспроизведении письменно предъявленных слов, а также при перекодировании слухового ряда в зрительный. Приведенные данные позволяют использовать их для выбора средств в коррекционной работе.
Синдром «акустико-мнестической афазии» сопровождается заметным нарушением развернутого вербального (дискурсивного) мышления.
Третий вариант «височного синдрома» проявляется при поражении задних отделов левой височной области. Главный симптом - нарушена комескативная функция речи (называние предметов), возможность вызвать по названному слову зрительные представления. Грубый распад возможности изобразить названный предмет, при полной сохраненной возможности срисовать его («оптическая афазия»).
При поражении левой доли (контраст у правшей) височной области речевой слух сохранен, а музыкальный слух нарушается. Данных об этой левой височной области очень мало.