Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

В исследованной литературе было выявлено, что у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.
Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;
-формирование необходимых учебных умений и навыков;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1.
Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1.
Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3.
Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4.
Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29

Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2.
Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1.
Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2.
Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43

Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1.
Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58

Выводы по главе III…………………………………………………69

Заключение…………………………………………………………..70

Список литературы………………………………………………….72

Приложение………………………………………………………….79

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

 

 

Квалификационная  работа

на тему: Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших  школьников 

 

 

        

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 

 

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1.

Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников

1.1.

Проблема коррекции тревожности  в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6

1.2.

Возрастные особенности  детей младшего школьного возраста…..15

1.3.

Особенности проявления тревожности младших школьников…...20

1.4.

Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29

 

Выводы по главе I……………………………………………………36

Глава 2.

Исследование уровня тревожности младших школьников

2.1.

Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37

2.2.

Характеристика выборки  и анализ результатов исследования…...43

 

Выводы по главе II…………………………………………………..52

Глава 3.

Опытно-экспериментальное  исследование коррекции уровня тревожности младших школьников

3.1.

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших  школьников……………………………………………….53

3.2.

Анализ результатов  опытно-экспериментального исследования..58

 

Выводы по главе III…………………………………………………69

 

Заключение…………………………………………………………..70

 

Список литературы………………………………………………….72

 

Приложение………………………………………………………….79


 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  прогрессивное мировое сообщество говорит о роли человеческого  фактора в осуществлении процесса жизнедеятельности всего человечества. Каждый человек является элементом системы, которое носит название «сообщество людей». При этом роль каждого в общем процессе незаменима и важна.

Ребенок при осуществлении  процесса обучения в рамках общеобразовательной школы впитывает в себя все то необходимое, что может повлиять на его дальнейшую жизнь. Для создания условий развития способностей ученика применительно к его потребностям необходима питательная среда, организованная всеми членами психолого-педагогического коллектива учебного заведения.

Любое изменение у ребенка равновесия «человек - внешняя среда», ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей, или же предвидение такой ломки порождают состояние тревоги.

Актуальность исследования: тревожность в нашем обществе из скрытой превратилась в явную проблему; то, что она больше не является, так сказать, «настроением», а рассматривается как проблема, которую во что бы то не стало необходимо постараться выявить, понять причину, провести коррекцию. Тревожность стала осознаваться как «узловая проблема». Большинство исследований тревожности согласны с тем, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая -  в научном, и в клиническом плане - была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.

Анализ работ таких  отечественных исследователей как  А.М. Прихожан, Р.С. Немов, Н.Д. Левитов показал, что различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей. По-видимому, сегодня,  на современном уровне знаний, назрела необходимость в проведении системного междисциплинарного исследования, которое позволило бы проанализировать процесс возникновения и закрепление тревожности как результата сложного взаимодействия разноуровневых факторов: биологических (в том числе и биохимических), физиологических, личных, социальных и т.д. Тревожность указывает на то, что имеется конфликт, и до тех пор, пока он существует, позитивное решение потребности является в области возможного. В этом отношении тревожность является знаком борьбы, происходящей внутри личности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточности приспособленности индивида к тем или иным социальным ситуациям и требует соответствующей психодиагностики и коррекции.

 Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.

Объект исследования: тревожность младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.

Гипотеза исследования: уровень тревожности младших школьников измениться при реализации программы психолого-педагогической коррекции.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности  в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

3. Определить этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования.

4. Произвести характеристику выборки и анализ результатов исследования.

5. Реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников.

6. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

Методы исследования: системный теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, метод обработки продуктов деятельности, метод математической обработки Т-критерий Вилкоксона, эксперимент. 

Методики: тест школьной тревожности Филипса, методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, проективная методика «Несуществующее животное».

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Майлыкская общеобразовательная школа Альменевского района Курганской области. Общее количество испытуемых – 38 человек, ученики четвертых классов в возрасте 10-11 лет.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, в котором рассматривается актуальность исследования, цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и задачи исследования, перечислены методы и методики исследования, главы 1, в которой анализируется психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников, главы 2, в которой проводится опытно-экспериментальное исследование уровня тревожности детей 10-11 лет, главы 3, в которой представлена программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников и анализ результатов опытно-экспериментального исследования коррекции уровня тревожности младших школьников, заключения с выводами по квалификационной работе и приложений со стимульным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников

1.1. Проблема коррекции тревожности  в психолого-педагогической литературе

Тревожность - это повышенная склонность индивида испытывать тревогу  по поводу реальной или воображаемой опасности [13, с. 3].

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги.

Немов Р.С. трактует тревожность  как свойство человека приходить  в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях [49, с.103].

З.Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом  опасности [25, с.18].

Ф.Б. Березин описал стадии развития тревожности по мере нарастания ее интенсивности.  Наименьшую интенсивность  тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, выражающая  в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не несет еще в себе признака угрозы,  а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. На второй стадии появляются гиперестезические реакции, которые либо присоединяются к ощущению внутренней напряженности, либо сменяют его. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость,  а при усилении - отрицательно эмоциональную окраску. На третьей стадии - собственно тревоги - человек начинает переживать неопределенную угрозу, чувства не ясной опасности. На четвертой стадии при нарастании тревоги появляется страх, когда человек конкретизирует бывшую ранее неопределенной опасность. На пятой стадии у человека возникает ощущение неотвратимо надвигающейся катастрофы. На шестой стадии появляется тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся в поведении и деятельности на этой стадии достигает максимума [9, с. 144].

Описывая состояние  тревожности, некоторые люди упоминают  переживание стыда или вины. В  нашем обществе взрослые приучают детей, особенно мальчиков, не выказывать страха. Таким образом, переживания страха и боязнь обнаружить свой страх могут вызвать чувство вины и стыда. Комбинация страха со стыдом в эмоциональном паттерне тревоги особенно вредна для психологического здоровья человека, так как ни одну из этих эмоций нельзя считать хоть сколько-нибудь благоприятным фоном для социального взаимодействия  [8, с. 321].

Важно понимать, что в  состоянии тревоги мы переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение [8, с. 321].

Тревожность, испытываемая ребенком, по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного состояния в этой и подобной ситуациях.

Повышенный уровень  тревожности свидетельствует о  недостаточности приспособленности  ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение  степени тревожности раскрывает внутреннее состояние ребенка к  определенной ситуации через свое состояние, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, школе [2, с. 99].

У многих школьников высокая  тревожность, то есть выраженное эмоциональное  свойство личности, предполагающее  частое проявление состояния тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и такие, которые к этому не предполагают. В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали [6, с. 35].

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так  называемая полезная тревожность. Высокая  тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующем переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя не уверенно в группе [9, с. 371].

Давно было показано, что  мрачные предчувствия и страхи имеют большое влияние на ребенка в школе, особенно те, которые были связанны с тем, одобряют ли родители или учителя поступки ребенка, накажут ли его. Но только недавно ученые пришли к выводу, что тревожность влияет на поведение ученика в классе, даже если ее многочисленные эмоциональные и поведенческие корреляты являются едва заметными. За то, что тревога заняла центральное положение в теории научения, и за научную разработку проблемы мы должны быть благодарны таким психологам как И. Маурер, Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, создавшим теорию научения [10, с.  138].

Предполагается, что многократное повторение ситуации, в которой актуализируются  указанные виды факторов, ведет к  закреплению тревожности как  устойчивого образования.

Важным явилось выявления собственного феномена тревожности в отличие от исходных явлений депрессии, склонности к пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей. По-видимому, сегодня,  на современном уровне знаний, назрела необходимость в проведении системного междисциплинарного исследования, которое позволило бы проанализировать процесс возникновения и закрепление тревожности как результата сложного взаимодействия разноуровневых факторов: биологических (в том числе и биохимических), физиологических, личных, социальных и т.д. [13, с. 66].

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников