Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа
В исследованной литературе было выявлено, что у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.
Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;
-формирование необходимых учебных умений и навыков;
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1.
Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1.
Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3.
Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4.
Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2.
Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1.
Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2.
Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1.
Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
Приложение………………………………………………………….79
Оглавление
Введение ……………………………………………………… | |
Глава 1. |
Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников |
1.1. |
Проблема коррекции тревожности в
психолого-педагогической литературе…………………………………………………… |
1.2. |
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15 |
1.3. |
Особенности проявления
тревожности младших |
1.4. |
Психолого-педагогическая
коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………… |
Выводы по главе I……………………………………………………36 | |
Глава 2. |
Исследование уровня тревожности младших школьников |
2.1. |
Этапы, методы и методики
опытно-экспериментального исследования……………………………………………… |
2.2. |
Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43 |
Выводы по главе II…………………………………………………..52 | |
Глава 3. |
Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников |
3.1. |
Программа психолого-педагогической
коррекции тревожности младших
школьников………………………………………………. |
3.2. |
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58 |
Выводы по главе III…………………………………………………69 | |
Заключение…………………………………………………… | |
Список литературы………………………………… | |
Приложение…………………………………………………… |
Введение
В настоящее время
прогрессивное мировое
Ребенок при осуществлении процесса обучения в рамках общеобразовательной школы впитывает в себя все то необходимое, что может повлиять на его дальнейшую жизнь. Для создания условий развития способностей ученика применительно к его потребностям необходима питательная среда, организованная всеми членами психолого-педагогического коллектива учебного заведения.
Любое изменение у ребенка равновесия «человек - внешняя среда», ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей, или же предвидение такой ломки порождают состояние тревоги.
Актуальность исследования: тревожность в нашем обществе из скрытой превратилась в явную проблему; то, что она больше не является, так сказать, «настроением», а рассматривается как проблема, которую во что бы то не стало необходимо постараться выявить, понять причину, провести коррекцию. Тревожность стала осознаваться как «узловая проблема». Большинство исследований тревожности согласны с тем, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая - в научном, и в клиническом плане - была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.
Анализ работ таких отечественных исследователей как А.М. Прихожан, Р.С. Немов, Н.Д. Левитов показал, что различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей. По-видимому, сегодня, на современном уровне знаний, назрела необходимость в проведении системного междисциплинарного исследования, которое позволило бы проанализировать процесс возникновения и закрепление тревожности как результата сложного взаимодействия разноуровневых факторов: биологических (в том числе и биохимических), физиологических, личных, социальных и т.д. Тревожность указывает на то, что имеется конфликт, и до тех пор, пока он существует, позитивное решение потребности является в области возможного. В этом отношении тревожность является знаком борьбы, происходящей внутри личности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточности приспособленности индивида к тем или иным социальным ситуациям и требует соответствующей психодиагностики и коррекции.
Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Объект исследования: тревожность младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень тревожности младших школьников измениться при реализации программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.
3. Определить этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования.
4. Произвести характеристику выборки и анализ результатов исследования.
5. Реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников.
6. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования: системный теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, метод обработки продуктов деятельности, метод математической обработки Т-критерий Вилкоксона, эксперимент.
Методики: тест школьной тревожности Филипса, методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, проективная методика «Несуществующее животное».
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Майлыкская общеобразовательная школа Альменевского района Курганской области. Общее количество испытуемых – 38 человек, ученики четвертых классов в возрасте 10-11 лет.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, в котором рассматривается актуальность исследования, цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и задачи исследования, перечислены методы и методики исследования, главы 1, в которой анализируется психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников, главы 2, в которой проводится опытно-экспериментальное исследование уровня тревожности детей 10-11 лет, главы 3, в которой представлена программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников и анализ результатов опытно-экспериментального исследования коррекции уровня тревожности младших школьников, заключения с выводами по квалификационной работе и приложений со стимульным материалом.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе
Тревожность - это повышенная склонность индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности [13, с. 3].
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги.
Немов Р.С. трактует тревожность
как свойство человека приходить
в состояние повышенного
З.Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности [25, с.18].
Ф.Б. Березин описал стадии развития тревожности по мере нарастания ее интенсивности. Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, выражающая в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не несет еще в себе признака угрозы, а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. На второй стадии появляются гиперестезические реакции, которые либо присоединяются к ощущению внутренней напряженности, либо сменяют его. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательно эмоциональную окраску. На третьей стадии - собственно тревоги - человек начинает переживать неопределенную угрозу, чувства не ясной опасности. На четвертой стадии при нарастании тревоги появляется страх, когда человек конкретизирует бывшую ранее неопределенной опасность. На пятой стадии у человека возникает ощущение неотвратимо надвигающейся катастрофы. На шестой стадии появляется тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся в поведении и деятельности на этой стадии достигает максимума [9, с. 144].
Описывая состояние тревожности, некоторые люди упоминают переживание стыда или вины. В нашем обществе взрослые приучают детей, особенно мальчиков, не выказывать страха. Таким образом, переживания страха и боязнь обнаружить свой страх могут вызвать чувство вины и стыда. Комбинация страха со стыдом в эмоциональном паттерне тревоги особенно вредна для психологического здоровья человека, так как ни одну из этих эмоций нельзя считать хоть сколько-нибудь благоприятным фоном для социального взаимодействия [8, с. 321].
Важно понимать, что в состоянии тревоги мы переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение [8, с. 321].
Тревожность, испытываемая ребенком, по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного состояния в этой и подобной ситуациях.
Повышенный уровень
тревожности свидетельствует о
недостаточности
У многих школьников высокая тревожность, то есть выраженное эмоциональное свойство личности, предполагающее частое проявление состояния тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и такие, которые к этому не предполагают. В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали [6, с. 35].
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующем переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя не уверенно в группе [9, с. 371].
Давно было показано, что мрачные предчувствия и страхи имеют большое влияние на ребенка в школе, особенно те, которые были связанны с тем, одобряют ли родители или учителя поступки ребенка, накажут ли его. Но только недавно ученые пришли к выводу, что тревожность влияет на поведение ученика в классе, даже если ее многочисленные эмоциональные и поведенческие корреляты являются едва заметными. За то, что тревога заняла центральное положение в теории научения, и за научную разработку проблемы мы должны быть благодарны таким психологам как И. Маурер, Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, создавшим теорию научения [10, с. 138].
Предполагается, что многократное повторение ситуации, в которой актуализируются указанные виды факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования.
Важным явилось выявления собственного феномена тревожности в отличие от исходных явлений депрессии, склонности к пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей. По-видимому, сегодня, на современном уровне знаний, назрела необходимость в проведении системного междисциплинарного исследования, которое позволило бы проанализировать процесс возникновения и закрепление тревожности как результата сложного взаимодействия разноуровневых факторов: биологических (в том числе и биохимических), физиологических, личных, социальных и т.д. [13, с. 66].
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников