Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

В исследованной литературе было выявлено, что у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.
Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;
-формирование необходимых учебных умений и навыков;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1.
Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1.
Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3.
Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4.
Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29

Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2.
Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1.
Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2.
Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43

Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1.
Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58

Выводы по главе III…………………………………………………69

Заключение…………………………………………………………..70

Список литературы………………………………………………….72

Приложение………………………………………………………….79

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

5.Страх ситуации проверки  знаний:

№2,7,12,16,21,26, Σ=6;

6.Страх несоответственность  ожиданиям окружающих: №3,8,13,17,22,Σ=5;

7.Низкая физиологическая   сопротивляемость стрессу: №  9, 14,  18, 23, 28,Σ=5;

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями: №  2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47,Σ=8.

Ключ к вопросам

‘‘+’’ - Да

‘‘-’’ - Нет

1 -

9 -

17 -

25 +

33 -

41 +

49 -

57 -

2 -

10 -

18 -

26 -

34 -

42 -

50 -

58 -

3 -

11 -

19 -

27 -

35 +

43 +

51-

 

4 -

12 -

20 +

28 -

36 +

44 +

52 -

 

5 -

13 -

21 -

29 -

37 -

45 -

53 -

 

6 -

14 -

22 +

30+

38 +

46 -

54 -

 

7 -

15 -

23 -

31 -

39 +

47 -

55 -

 

8 -

16 -

24 +

32 -

40 -

48 -

56 -

 

 

 

 

 

 

 

Методика диагностики  тревожности Ч.Д. Спилбергера

Бланк для ответов

Шкала тревожности

(Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханин)

Фамилия___________________ Дата___________________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справка и зависимость от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1 - Нет, это не так.

2 - Пожалуй, так.

3 - Верно.

4 - Совершенно верно.

1. Я спокоен................................................1 2 3 4

2. Мне нечто не угрожает..........................1 2 3 4

3. Я нахожусь в напряжении.....................1 2 3 4

4. Я испытываю сожаление.......................1 2 3 4

5. Я чувствую себе  свободно.......................1 2 3 4

6. Я расстроен.............................................1 2 3 4

7. Меня волнуют возможные  неудачи.....1 2 3 4

8. Я чувствую себя отдохнувшим............1 2 3 4

9. Я встревожен..........................................1 2 3 4

10. Я испытываю чувства внутреннего

 удовлетворения.........................................1 2 3 4

11.Я уверен в себе......................................1 2 3 4

12.Я нервничаю..........................................1 2 3 4

13.Я не нахожу себе места........................1 2 3 4

14.Я взвинчен...............................................1 2 3 4

15.Я не чувствую скованности,

напряжения...................................................1 2 3 4

16.Я доволен.................................................1 2 3 4

17.Я озабочен...............................................1 2 3 4

18.Я слишком возбужден и мне

не по себе......................................................1 2 3 4

19.Мне радостно..........................................1 2 3 4

20.Мне приятно........................................... 1 2 3 4

 

 

 

 

 

 

Методика диагностики  тревожности Ч.Д. Спилберга

Бланк для ответов Шкала тревожности

(Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханин)

Фамилия___________________ Дата___________________

Инструкция: «Прочитайте  внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справка и зависимость от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1 – Почти никогда.

2 - Иногда.

3 - Часто.

4 – Почти всегда.

21.Я испытываю удовольствие...........................1 2 3 4

22.Я очень быстро устою....................................1 2 3 4

23.Я легко могу заплакать...................................1 2 3 4

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и

другие....................................................................1 2 3 4

25. Нередко я проигрываю из-за того, что

 недостаточно быстро принимаю решения........1 2 3 4

26.Обычно я чувствую себя бодрым..................1 2 3 4

27.Я спокоен, хладнокровен и собран................1 2 3 4

28. Ожидаемые трудности обычно очень

 тревожат меня.....................................................1 2 3  4

29.Я слишком переживаю из-за пустяков.........1 2 3 4

30. Я вполне счастлив.........................................1 2 3 4

31.Я принимаю все слишком

близко к сердцу.................................................1 2 3 4

32.Мне не хватает уверенности в себе...........1 2 3 4

33.Обычно я чувствую себя в

 безопасности....................................................1 2 3 4

34.Я стараюсь избегать

критических ситуаций.....................................1 2 3 4

35.У меня бывает  хандра................................ 1 2 3 4

36.Я доволен.....................................................1 2 3 4

37.Всякие пустяки отвлекают

 и волнуют меня...............................................1 2 3 4

38. Я так сильно переживаю свои разочарования,

что потом долго не могу о них забыть..........1 2 3 4

39.Я уравновешенный человек...................... 1 2 3 4

40.Меня охватывает сильное беспокойство,

когда я думаю о  своих делах и заботах.........1 2 3 4

 

Методика теста «Несуществующее животное»

Показатели и интерпретации:

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально  поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешимость, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться. Испытуемый активно переходит  к реализации своих тенденций. Голова повернута вправо - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценке окружающих соответствующую эмоциональную реакцию (радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего поведения).

Приоткрытый рот в  сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда то или другое вместе.     Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасения и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение имеют  глаза. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают резко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большое значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также бывают, расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности: грива, шерсть подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть  фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность  этой части по отношению ко всей фигуре или по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решений (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

Части, поднимающиеся  над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца,  детали панциря, перья, бантики вроде  завитушек - кудрей; цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих,  завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью,  смелость предприятий (соответственно значению детали - символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие  в султане из павлиньих перьев).  (Смотреть приложение 1 тест «Несуществующее животное»)

Чем больше составных  частей и элементов (помимо самых  необходимых), тем выше энергия. В  обратном случае экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким же образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется также, как и при анализе пиктограммы. Тоже - фрагментарность линий и форм, законченность, оборванность рисунка.

     Степень  агрессивности выражена количеством  расположением и характером углов  в рисунке, независимо от их  связи с той или иной деталью  изображения. Особенно весомы  в этом отношении прямые символы  агрессии - когти, зубы, клювы. 

Фигура круга (особенно ни чем заполненного). Символизирует и выражает тенденцию к скрытости, замкнутости, закрытость своего внутреннего мира, не желание давать сведение о себе окружающим, на конец не желание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы в тело и конечности животного рукояток, клавиши антенн это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Хвосты. Выражают отношения  к собственным действиям, решениям, выборам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска это отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, раскаяние и т. п.). Обратим внимание на хвосты, состоящие из нескольких,  иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируется  по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), зарисовки  и затемнения линии контура. Это  защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению; верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; тоже самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», мухожер», и т. д.). другой вариант словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («раттолетиус»). Первое - рациональное, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.  

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников