Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

В исследованной литературе было выявлено, что у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.
Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;
-формирование необходимых учебных умений и навыков;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1.
Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1.
Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3.
Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4.
Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29

Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2.
Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1.
Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2.
Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43

Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3.
Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1.
Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58

Выводы по главе III…………………………………………………69

Заключение…………………………………………………………..70

Список литературы………………………………………………….72

Приложение………………………………………………………….79

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1) Особенности социальной  ситуации развития (например, изменение  типа образовательного или воспитательного  учреждения, круга общения ребенка,  включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).

2) Уровень сформированности  психологических новообразований  на данном этапе возрастного  развития.

3) Уровень развития  ведущей деятельности ребенка,  ее оптимизация [44, с.119].

Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз».

Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием  коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований [19, с. 90].

4. Принцип коррекции «снизу вверх».

При реализации этого  принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются  упражнение и тренировка уже имеющихся  психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения [19, с. 100].

5. Принцип системности развития психологической деятельности.

Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной  работе профилактических и развивающих  задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии [19, с. 105].

Реализация принципа системности развития в коррекционной  работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех  такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

6. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей [53, с.85].

Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Особенно широко в коррекционной  работе с детьми используется понятие  «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях [54, с. 121].

Эмоциональные состояния детей являются определяющими характеристиками их поведения. Состояние тревожности вызывает девиантное  поведение. Его предвестниками и движущими силами выступает нарастающие по силе эмоциональные состояния тревожности. Коррекция отклоняющегося поведения - это изменение не самого поведения, а тех состояний, которыми она вызвана, исправление внутреннего мира ребенка [44, с. 89].

Тревожность - это обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущее их ощущение неопределенности и страха парализует волю, мешает здраво рассуждать, толкает на необдуманные действия [29, с. 123].

Работа с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, может осуществляться в разных формах. Одним из наиболее популярных сегодня методов является психотерапевтическая работа с группой детей, поведение которых характеризуется определенной трудностью. Дальнейшая работа с ребенком по формированию у него желательного типа поведения ложится на плечи взрослых, которые изо дня в день ухаживают за ребенком, т.е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направление этой работы, определяет общую тактику, корректирует и регулирует ход воспитательного процесса [29, с. 187].

Целесообразность проведения коррекционной  работы определяется разновидностью теоретических  представлений о предмете воздействия, будь это эмоциональное состояние человека, уровень его активности. Кроме того, характер, коррекционного воздействия будет зависеть от того, какое содержание нормы психического развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог.

Если коррекционная работа строится как групповое или индивидуальное обучение, то для контроля за ее эффективностью, можно применять принципы построения формирующего эксперимента [24, с. 128].

Принятие решения о  психологической коррекции и  путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. Психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде [цит. по 16, с. 80].

При осуществлении психологической  коррекции большое внимание уделяется  именно дискретным характеристикам  внутреннего мира человека. Важен  факт несовпадения личностных показателей  развития и показателей общего психического развития, который позволяет осуществить психологу профессионально ориентированную рефлексию на содержание взаимодействия с клиентом, обосновать для него свои профессиональные возможности и ограничения. Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей:

- Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

- Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления  о себе, забота о личностном  росте человека [54, с. 143].

Психологическую информацию практический психолог может получить в предельно обобщенном виде, как  информацию о людях вообще, и использовать ее в своей работе в виде коррекционной программы. Коррекционная программа достигают своего эффекта благодаря наличию во внутреннем мире нормального человека всеобщих механизмов и закономерностей психической жизни [12, с. 146].

Уровневый подход к психокоррекции тревожности  у детей позволяет  учитывать, что любое воздействие  на аффективную среду ведет к вмешательству не только в конкретный патологический синдром, но и ведет к изменению соотношений в целостной структуре тревожной регуляции. При поведении психокоррекционной работы ориентация идет на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы [26, с. 94].

Поэтому в коррекционной  работе основное внимание уделяется  установлению аффективного контакта, эмоционального сопереживания. Через  это обеспечивается для ребенка  увеличение активности, устойчивости в контактах с миром, что способствует более адекватному аффективному образу мира. Это приводит к разрушению сложившегося аффективного стереотипа отношений с ребенка и стимулированию новых форм эмоционального контакта между родителями и ребенком. Эффективность коррекционной работы, прежде всего в ее соответствии тенденциям развития, как отдельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик [25, с. 135].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

На основании изученной  литературы данной главы можно сделать следующие выводы:

Тревожность - это повышенная склонность индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности. Согласно данным психологов, у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная школьная тревожность.

Общие причины детской тревожности: конституциональная особенность нервной системы; невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами; следствие перенесенных заболеваний; плод чрезмерного детского воображения; естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных; проявление инстинкта самосохранения; результат «запрещающего» воспитания; чувства вины за не способность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям.

Коррекция – это система  мероприятий,  направленных  на  исправление недостатков психологического  развития  или  поведения  человека  с  помощью специальных средств психологического воздействия. Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей: выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой и укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

      Работа по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, описанные выше, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающем ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.

 

 

 

 

Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников

2.1. Этапы, методы и методики исследования

Исследование уровня тревожности младших школьников проводилось по следующим этапам:

1.Подбор методов и методик исследования. Методы исследования: тестирование, психолого-педагогический эксперимент. Методики: тест школьной тревожности Филипса, методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, проективная методика «Несуществующее животное».

2. Проведение исследования уровня тревожности младших школьников по методикам: тест школьной тревожности Филипса, методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, проективная методика «Несуществующее животное».

3. Обработка результатов методами математической статистики, обобщение, систематизация, оформление результатов.

Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филипса.

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет  предложен опросник, который состоит  из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-»,   если не согласны. (Приложение 1).

При обработке результатов выделяют вопросы ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

1.Общее число не совпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2.Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется  общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. (Приложение 1)

Результаты: число не совпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%;≥50%; ≥ 75%). Для каждого респондента.

1. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

2. Число несовпадений по каждому изменению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%;≥50%; ≥ 75%.

3. Представление этих данных в виде диаграммы.

4. Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору ≥50% и  ≥ 75% (для всех факторов).

5. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

6. Полная информация о каждом учащемся (по результатом теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связано с различными формами его включения в жизни школы.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников