Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является исследование положения детей в неблагополучных семьях и семейное консультирование, как психолого-педагогическая помощь семьям в воспитании и социализации подрастающего поколения; в формировании общественно позитивных воспитательных функций семьи.
Введение (стр.4-5)
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье
Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы с семьёй
Заключение (стр.24)
Список использованной литературы (стр.25)
Министерство образования и науки Украины
Луганский национальный педагогический университет
имени
Тараса Шевченко
Кафедра
социальной педагогики и социальной
работы
Курсовая
работа
На тему: «Психолого-педагогическая помощь семье »
Выполнил
Студент исторического
Факультета
специальности: «Социальная
педагогика и история»
III курса
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
Луганск
– 2004
Содержание
Введение
Раздел I Особенности развития ребёнка в (стр.6-14)
неблагополучной семье
Раздел II Семейная консультация как один (стр.15-23)
из методов психолого-педагогической
работы
с семьёй
Заключение
Список
использованной литературы
(стр.25)
Целью
работы является
исследование положения детей в неблагополучных
семьях и семейное консультирование, как
психолого-педагогическая помощь семьям
в воспитании и социализации подрастающего
поколения; в формировании общественно
позитивных воспитательных функций
семьи.
В
соответствии с целью работы, поставлены
следующие задачи:
Введение
Вопрос о роли семьи в формировании человека привлекал внимание многих учёных. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, сословное неравенство протекает, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в семье. Немереная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и другие пороки. Философы Нового времени по разному оценивали роль семьи. Например, Т. Компанелла и Ш. Фурье считали, что счастье людей нельзя достичь при сохранении моногамной (единобрачной)семьи, а воспитание детей в семье рассматривали, как абсолютное зло. Т.Мор и Г.Мабли выступали за единобрачную семью и сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей и основным считали общественное воспитание (в семье надлежит жить только младенцам). Идея приоритетной роли общественного воспитания преобладала в советской теории коммунистического воспитания. Современные учёные в большинстве стран мира считают, что гармоническое развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания.
В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются её объективным характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (про социальными, асоциальными, антисоциальными ), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семейное воспитание во многом определяется личностными ресурсами семьи (состав семьи, состояние здоровья, образование членов семьи, индивидуальные интересы, уровень притязаний и пр. ). От личностных ресурсов зависят цели и стиль семейного воспитания, они не всегда соответствуют общественно одобряемым установкам.
Статистика
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда связи семьи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Элементарной помощью общества, может являться психолого-педагогическая литература для родителей и психолого-педагогическое консультирование социальным педагогом (психологом) школы (социальной службы).
Актуальность данной
тематики касается всей мировой общественности
в целом и каждой семьи отдельно, так
как воспитание детей это перспектива
завтрашнего дня.
Раздел I
Особенности
развития ребёнка в
неблагополучной семье
Семья - первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческом взаимопонимании, здесь закладывается нравственный облик и происходит профессиональное самоопределение.
В историческом плане мы живём в период, когда все внешне заданные системы ценностей (политические, экономические, нравственные, религиозные и др.) оказались фальшивыми, нет ничего «святого». Поиск и утверждение истинных человеческих ценностей идёт медленно. От этого более всего страдают дети.
Несомненно, какое бы большое место в развитии ребёнка ни занимала школа, родители остаются первыми педагогами своих детей и несут главную ответственность за их воспитание. Ребёнок эмоционально привязан к родителям, его формирующееся "Я" теснейшим образом и ключик) в семейное "Мы." В детстве, отрочестве и юности, дети усваивают из семьи всё то, что им потребуется па этапе взрослой социализации. Анализ влияния социальных факторов на личность показал (анкетирование было проведено в проблемных группах родителей городской родительской школы, участвовало 112 человек), что на 60% в их жизни повлияла семья, на 20 - средства массовой информации, на 10 - школа, на 10% - улица.
Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Что же собой представляет процесс развития ребёнка в неблагополучной семье? По мнению Л.И. Божович, развитие личности ребёнка - это базисный модус её существования, включающий в себя все процессы становления, всю сферу возможного: и планы, и перспективы, и надежды, и мечты, и желания, и опасения, и страхи, и ощущения угрозы. В развитии любой личности существуют как позитивные, так и негативные, так называемые минусовые, фазы, когда отношения с миром обедняются, временные перспективы сужаются, возможности самореализации сокращаются. Таким периодом в жизни ребёнка может быть пребывание в неблагополучной семье.
Жизнь ребёнка в большинстве случаев копируется и отражается от бытия взрослого её окружения, так как в усвоении социального опыта для него важную роль играют имитация и идентификация, т.е. подражание поведению значимых для него других людей, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм и образов поведения. Если рядом - неблагополучная среда, где отсутствует система жизненных ценностей и ребёнок растёт сам по себе, то очень скоро он подхватывает все её болезни. Болезни, источником, которых - является отсутствие истинных человеческих ценностей по-разному: аморальность, цинизм, моральное разложение, социальная запущенность... Последняя, отражает безразличие общества к судьбам тех, кто сегодня особо нуждается в помощи и поддержке, - к несовершеннолетним детям. Не по своей воле они растут в семьях наркоманов, алкоголиков, проституток, токсикоманов, в псевдоблагополучных семьях. Их родители - это люди, больные физически или морально. По мнению В. И. Нефедова дети не рождаются плохими, но становятся такими, если перед их глазами - ежедневный дурной пример родителей. Они ничего не забывают, а если забывают слова, то всё же остаётся глубокий след в душе. И из этих следов «формируется фундамент души» ребёнка. Позиция по отношению к социально запущенному ребёнку из неблагополучной семьи обусловливается многочисленными составляющими:
Неполноценная семья однозначно не занимается воспитанием детей - здесь дети безнадзорны. Анализ обстановки четырех микрорайонов города Севастополя показал (в основу изучения положен анализ статистики социальной паспортизации семей школ и семьи по месту жительства, службы по делам несовершеннолетних и социально-демографической информации РЭПов), что каждая четвертая семья не в состоянии правильно воспитывать своих детей, каждая десятая - формирует правонарушителей.
По мнению М.И. Буянова, «разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
Неблагополучная
семья в психолого-
Неблагополучная для ребёнка семья - это не синоним асоциальной семьи. Конечно, семья пьяницы или семья наркомана для любого ребёнка будет неблагополучной, но понятие неблагополучия следует рассматривать только в соотношении с конкретным ребёнком, на ком это благополучие отражается. Для одного ребёнка семья может быть подходящей, а для другого эта семья станет причиной душевных переживаний и даже психического заболевания. Душа маленького человека очень ранима и требует постоянного внимания. Протест ребёнка выражается в бродяжничестве, самовольных уходах из дома, выборе нежелательных друзей, появлении разных видов зависимостей, противоправных действиях. Если семья не делает ребёнку необходимых жизненных «прививок», то он легко приобретает формы нарушенного поведения: озлобленность, отсутствие самостоятельности, склонность к пьянству, социальной пассивности.
В
современной психолого-