Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Большое значение имеет эта проблема и в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Нравственное воспитание – двухсторонний процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей ……………………………………………………..
1.1Сущность, понятие и задачи нравственного воспитания…………..
1.2. Особенности формирования нравственных качеств умственно
отсталых детей………………………………………………………………….
Вывод:…………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Воспитание нравственных качеств умственно отсталых детей на уроках общественного труда………………………………………………….
2.1. Методы нравственного воспитания умственно отсталых детей……
2.2. Труд как средство нравственного воспитания детей………………..
Вывод……………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ - копия.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

В результате такого отношения ребенок  быстро усваивает нормы своего поведения: “я ничего сам не могу”. Это может  привести к полному иждивенчеству.

В других случаях отношения складываются на основании использования умственно  отсталого в семье как рабочей  силы. Это развивает у ребенка отрицательное отношение к труду, неверие в свои силы и возможности, а часто и негативизм.

Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения  ребенка.

Большое значение для преодоления  трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой  сферы, имеет вовлечение детей в  коллективный общественно-полезный и  производительный труд.

Особенности, связанные  с отклонениями в характере.

Во вспомогательной школе формирование характера ученика требует создания максимально благоприятных для  этого условий.

Связь школы с жизнью, организация  разнообразных видов деятельности очень важны для формирования характера умственно отсталого  ребенка. В этих условиях ребенок  получает богатые впечатления об общественной деятельности, активно  участвует в решении задач, стоящих  перед коллективом, и у него формируется  характер человека, живущего интересами общества.

При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной  стороны, постоянно усложняется, а  с другой – преобразуется, корригируется  новыми жизненно важными действиями.

У ребенка с умственной отсталостью  образование и изменение  динамического  стереотипа затруднено, так как временные  нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные  с преодолением стереотипного поведения  умственно отсталого ребенка, которое  часто неадекватно обстановке. Он не способен без помощи преодолеть отрицательное влияние среды, а  часто вместо этого приспосабливается  к нему. Поэтому формированию характера  ученика вспомогательной школы  надо уделить большое внимание, используя  школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т.д.

В процессе нравственного воспитания учащихся важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но и включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности учащиеся вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

    При формировании таких качеств, как дисциплинированность и трудолюбие, необходимо достигнуть достаточно высокого уровня сознательного выполнения требований дисциплины и высокого уровня формирования сложных социальных мотивов отношения к труду.

Большие трудности  у учащихся вызывают задачи, предусматривающие использование наглядно – образного и словесно-логического мышления, например, понимание несложных текстов, содержащих временные, причинные и другие зависимости. При выполнении анализа обнаруживается неупорядоченность, бессистемность, непоследовательность.

Сложности для  проблемного ребенка представляют процессы сравнения, обобщения. Они  не могут высказать суждение о  предмете, явлении, ситуации, не могут  оценить создавшуюся ситуацию и  это часто является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных  форм поведения.

     У детей, для которых  свойственны нарушения мыслительной  деятельности, существенно страдают  и эмоционально-волевые процессы. Особенно это характерно для  учащихся младших классов. Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям.

Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним  воздействиям. Учащиеся весьма слабо  контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Для умственно  отсталых школьников также характерны нарушения поведения. Им свойственны  безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и  трудовой деятельности. Их ставит в  затруднительное положение любое  препятствие или неудача, они  не могут противостоять возникающим  желаниям. В моменты проявления  волевых усилий, в тех случаях когда знают, как надо действовать, дети испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных.

 Резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности проблемных детей. И сущностью этой незрелости является недоразвитие духовных потребностей, подвластность ребенка воздействиям окружающей ситуации либо собственным импульсам.

Деятельность  учащихся в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.

Самооценка  и уровень притязаний учеников часто  бывает неадекватной, правильные понятия о своих возможностях сформированы не полностью. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества.

Нравственные  понятия, а также нормы и навыки поведения человека, то или иное его отношение к труду, его  дисциплинированность, наличие тех  или иных привычек в жизни - все  это есть результат воспитания, результат  сложного и постоянного воздействия  на развивающегося ребенка со стороны  семьи, школы и более широкого социального окружения. Вот почему так важно организовать планомерное целенаправленное, педагогическое воздействие на ребенка в целях формирования у него не случайных, а вполне определенных нравственных качеств.

 
         Вывод: 

Нравственное  воспитание – это целенаправленное воспитание личности ребенка.

Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.

  Нравственное воспитание – это формирование:

-   сознания на основе общеобразовательных  знаний и умственного развития  ребенка;

- нравственных чувств; осуществляется  в тесной связи с эстетическим  воспитанием;

- нравственных привычек и навыков  поведения, которые легче всего  вырабатываются в процессе трудового  воспитания;

-  черт характера, многие из  которых создаются в процессе  трудового и физического воспитания.

Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корректировать его недостатки.

Таким образом, нравственное воспитание является неотъемлемой частью воспитания, оно находится в органической связи со всеми его сторонами.

При нравственном воспитании умственно  отсталого ребенка встречаются  трудности, объяснимые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти  трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка.

 Принципами нравственного воспитания являются:

    • целеустремленность;
    • связь воспитания с жизнью;
  • воспитание в коллективе, высокая активность и самодеятельность учащихся;
  • уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему;
    • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
    • единство и целостность воспитательного процесса.

Все эти принципы положены в основу воспитательной работы и с умственно отсталыми школьниками.

Особенностями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2   Воспитание нравственных качеств умственно отсталых учащихся на уроках общественного труда

 
2.1. Методы нравственного воспитания умственно отсталых детей.

  
        Организация жизни и деятельности, умственно отсталых для выработки у них воли и характера, требует создания специальных условий. Таким условием является вовлечение детей в практическую деятельность: общественную, трудовую, познавательную.

Умственно отсталые характеризуются слабостью воли и характера, что мешает им постоянно  следовать своим убеждениям и  осуществлять свои планы. Планируя процесс нравственного воспитания, необходимо учитывать:

  • исходный уровень нравственного воспитания;
  • обобщенность формируемых представлений о  моральных нормах;
  • единство нравственного просвещения и практической деятельности;
  •     использование наглядных и словесных опор в процессе формирования нравственной оценки у учащихся;
  •    использование конкретного и близкого материала для понимания умственно отсталыми детьми.

  Применяя методы нравственного  воспитания для того чтобы сформировать  нравственно-психологические качества личности  необходимо учитывать, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Выделяется две группы методов нравственного воспитания, так как в его процессе формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе:

    1. Методы формирования нравственного сознания;

Методы  формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.

Приемами и методами формирования нравственного сознания выступают:

  • Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
  • Практически – действенные методы – воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (помощь средствами верховой езды). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами. 
  • Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

 Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идёт по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека, то есть знания, твёрдые и дорогие ему. Он готов их отстаивать и защищать в любых обстоятельствах, в них слиты воедино моральные знания и собственное к ним отношение.

2) Методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений.

К методам формирования общественного  поведения относятся методы и  приемы накопления детьми нравственного  опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения. Наиболее характерная черта этих методов  состоит в том, что они находят  свое конкретное воплощение в самых  разнообразных видах деятельности младших школьников: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д.

Нравственные стороны личности обнаруживаются только в деятельности; вне её не существуют ни поступки, ни поведение, в которых ребенок  проявляет свою воспитанность.

Приемами в данном методе выступают:

  1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

Информация о работе Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей