Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:53, курсовая работа
Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Большое значение имеет эта проблема и в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Нравственное воспитание – двухсторонний процесс.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей ……………………………………………………..
1.1Сущность, понятие и задачи нравственного воспитания…………..
1.2. Особенности формирования нравственных качеств умственно
отсталых детей………………………………………………………………….
Вывод:…………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Воспитание нравственных качеств умственно отсталых детей на уроках общественного труда………………………………………………….
2.1. Методы нравственного воспитания умственно отсталых детей……
2.2. Труд как средство нравственного воспитания детей………………..
Вывод……………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
В результате такого отношения ребенок быстро усваивает нормы своего поведения: “я ничего сам не могу”. Это может привести к полному иждивенчеству.
В других случаях отношения складываются
на основании использования
Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка.
Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд.
Особенности, связанные с отклонениями в характере.
Во вспомогательной школе
Связь школы с жизнью, организация
разнообразных видов
При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой – преобразуется, корригируется новыми жизненно важными действиями.
У ребенка с умственной отсталостью образование и изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные с преодолением стереотипного поведения умственно отсталого ребенка, которое часто неадекватно обстановке. Он не способен без помощи преодолеть отрицательное влияние среды, а часто вместо этого приспосабливается к нему. Поэтому формированию характера ученика вспомогательной школы надо уделить большое внимание, используя школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т.д.
В процессе нравственного воспитания учащихся важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но и включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности учащиеся вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.
При формировании таких качеств, как дисциплинированность и трудолюбие, необходимо достигнуть достаточно высокого уровня сознательного выполнения требований дисциплины и высокого уровня формирования сложных социальных мотивов отношения к труду.
Большие трудности у учащихся вызывают задачи, предусматривающие использование наглядно – образного и словесно-логического мышления, например, понимание несложных текстов, содержащих временные, причинные и другие зависимости. При выполнении анализа обнаруживается неупорядоченность, бессистемность, непоследовательность.
Сложности для
проблемного ребенка
У детей, для которых
свойственны нарушения
Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
Для умственно
отсталых школьников также характерны
нарушения поведения. Им свойственны
безынициативность, несамостоятельность,
слабость внутренних побуждений, внушаемость,
сниженная мотивация, причем не только
в учебной, но даже в игровой и
трудовой деятельности. Их ставит в
затруднительное положение
Резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности проблемных детей. И сущностью этой незрелости является недоразвитие духовных потребностей, подвластность ребенка воздействиям окружающей ситуации либо собственным импульсам.
Деятельность учащихся в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.
Самооценка и уровень притязаний учеников часто бывает неадекватной, правильные понятия о своих возможностях сформированы не полностью. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества.
Нравственные понятия, а также нормы и навыки поведения человека, то или иное его отношение к труду, его дисциплинированность, наличие тех или иных привычек в жизни - все это есть результат воспитания, результат сложного и постоянного воздействия на развивающегося ребенка со стороны семьи, школы и более широкого социального окружения. Вот почему так важно организовать планомерное целенаправленное, педагогическое воздействие на ребенка в целях формирования у него не случайных, а вполне определенных нравственных качеств.
Вывод:
Нравственное воспитание – это целенаправленное воспитание личности ребенка.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.
Нравственное воспитание – это формирование:
- сознания на основе
- нравственных чувств; осуществляется в тесной связи с эстетическим воспитанием;
- нравственных привычек и
- черт характера, многие из
которых создаются в процессе
трудового и физического
Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корректировать его недостатки.
Таким образом, нравственное воспитание является неотъемлемой частью воспитания, оно находится в органической связи со всеми его сторонами.
При нравственном воспитании умственно
отсталого ребенка встречаются
трудности, объяснимые качественным своеобразием
его личности. В какой-то мере эти
трудности могут быть преодолены.
Одновременно с устранением того
или иного отклонения необходимо
формировать положительные
Принципами нравственного воспитания являются:
Все эти принципы положены в основу воспитательной работы и с умственно отсталыми школьниками.
Особенностями:
ГЛАВА 2 Воспитание нравственных качеств умственно отсталых учащихся на уроках общественного труда
2.1. Методы нравственного воспитания
умственно отсталых детей.
Организация жизни и деятельности, умственно
отсталых для выработки у них воли и характера,
требует создания специальных условий.
Таким условием является вовлечение детей
в практическую деятельность: общественную,
трудовую, познавательную.
Умственно отсталые характеризуются слабостью воли и характера, что мешает им постоянно следовать своим убеждениям и осуществлять свои планы. Планируя процесс нравственного воспитания, необходимо учитывать:
Применяя методы нравственного воспитания для того чтобы сформировать нравственно-психологические качества личности необходимо учитывать, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Выделяется две группы методов нравственного воспитания, так как в его процессе формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе:
Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.
Приемами и методами формирования нравственного сознания выступают:
Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идёт по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека, то есть знания, твёрдые и дорогие ему. Он готов их отстаивать и защищать в любых обстоятельствах, в них слиты воедино моральные знания и собственное к ним отношение.
2) Методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений.
К методам формирования общественного
поведения относятся методы и
приемы накопления детьми нравственного
опыта, воспитания навыков и привычек
общественного поведения. Наиболее
характерная черта этих методов
состоит в том, что они находят
свое конкретное воплощение в самых
разнообразных видах
Нравственные стороны личности обнаруживаются только в деятельности; вне её не существуют ни поступки, ни поведение, в которых ребенок проявляет свою воспитанность.
Приемами в данном методе выступают: