Психопрофилактика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

Содержание

1. Определение психопрофилактики, основные задачи.
2. Содержание психопрофилактической работы

Вложенные файлы: 1 файл

доклад психопрофилактика.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

 

 В процессе беседы  обсуждаются: значение и необходимость  данной профессии, условия труда  и заработной платы, перспективы  профессионального роста, требования, предъявляемые профессией к личности, соответствие личностных особенностей  данного школьника этим требованиям  и т. д. Желательно при этом  избегать категорических утверждений. Диалог продолжается до тех  пор, пока не наберется достаточное  количество аргументов. Затягивать  обсуждение надолго не рекомендуется.

 

 Через несколько дней  происходит повторная встреча  психолога с консультируемым. Школьнику предлагается повторить беседу, предметом обсуждения которой является вторая из предпочитаемых им профессий. Он опять выбирает роль. Следует учесть, что от беседы к беседе роли психолога и ученика должны меняться. Далее процедура повторяется, как и в первый раз.

 

 Количество бесед с  каждым учащимся может быть  разным и зависит от числа  выбранных данным школьником  профессий. Перерыв между беседами  — три-пять дней.

 

 В результате проведения  подобной серии профконсультационных бесед у школьника актуализируются его знания и представления о каждой из предпочитаемых им профессий. Иногда целесообразно после окончания беседы дать возможность школьнику ознакомиться с фиксируемым результатом бесед и сравнить их. В процессе беседы психолог пытается провести соответствие между личностными особенностями школьника и требованиями, которые предъявляет к личности данная профессия, поэтому до беседы желательно ознакомиться с профессиограммой данной профессии (и даже иметь ее при себе для ознакомления школьника).

 

 Данные, которые накапливаются  у психолога в результате изучения  школьника до беседы и в  процессе ее, дают возможность  определить, к какой из профессий  более расположен сам школьник  и какой из них он наиболее  соответствует по своим личностным особенностям. В случае расхождения между желанием и возможностью посвятить себя той или иной профессии процесс разрешения данного альтернативного вопроса должен быть предоставлен самому школьнику.

 

 Главным достоинством  методики «дискуссионный диалог»  является то, что школьнику оказывается  действенная помощь в его профессиональном  самоопределении, при этом исключается  или, во всяком случае, достаточно  сильно ограничивается какое-либо  внешнее давление на выбор  со стороны.

 

 Определенную модификацию  данной методики с успехом  можно применять и с группой  учащихся при условии достаточного  развития классного коллектива. Необходимо также отметить, что  объектом проф-консультационпой работы является не только сам ученик, но также и его родители, а иногда учителя, влияние которых на профессиональное самоопределение подростка часто достаточно велико.

 

 Многоаспектная работа  психолога в конечном счете может подвести школьника к возможности осознанного и адекватного выбора области будущей профессиональной деятельности с учетом как своих способностей и интересов, так и потребностей общества.

 

 Выбор — это всегда  определенный показатель зрелости  личности. Профессиональным выбором  можно считать только такое  решение, которое принято осознанно  и самостоятельно, на основе зрелой  самооценки способностей, интересов, склонностей, на основе поиска  смысла своей жизни. Иначе мы  будем сталкиваться с такими  явлениями при выборе юношами  и девушками профессии, как «уговорили», «определили», «рекомендовали», «зачислили», «сагитировали» и т, п., т. е. имеющими  отношение только к внешним  воздействиям, не подкрепленным  внутренними побуждениями и, следовательно, не могущими считаться личностным  достоянием подростка или юноши.

 

 Психолог заботится  о создании психологического  климата в детском

 

 образовательном учреждении. Комфортный психологический климат — результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.

 

 Полноценное общение  менее всего ориентируется на  любого вида оценки или оценочные  ситуации. Высшая ценность в общении  — это другой человек со  всеми его качествами, свойствами, настроениями вне зависимости  от возраста и различных социальных  характеристик.

 

 Психолог стремится  создать благоприятные, доброжелательные  отношения между родителями и  педагогами.

 

 Для этого необходимо  помочь взрослым вступить во  взаимоотношения, результатом которых  может стать следующая благоприятная  реальность: родители должны относиться  с уважением и благодарностью  к педагогам, которые занимаются  с их детьми, помогают им стать  умнее, талантливее, взрослее, а педагоги  уважают родителей своих воспитанников  и благодарны им за доверие. В такой обстановке наши дети  могли бы стать более добрыми, спокойными, открытыми миру и  людям.

 

Литература

 

 

 Абрамова Г.С. Практическая  психология. – Екатеринбург, 2007.

 

 Берн Э. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры. – М. 2008.

 

 Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., 2006.

 

 Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог».(3-издание). – Воронеж, МОДЭК, 2007.

 

 Исурина Г.Л. Методы и техники групповой психотерапии// Групповая психотерапия. М., 2005.

 

 Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция.– М., Академия, 2006.

 

 Практическая психология  образования./Под ред. И.В.Дубровиной. 4-е издание – М.,Сфера, 2007.

 

 Психотерапевтическая  энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. –

 

 СПб., 2008.

 

* Интернет - ресурс: http://open-institute.com/lectures/psiho-pedagogy_correction.html


Информация о работе Психопрофилактика и ее основные принципы