Психофизиологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

Её предметом является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.
Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности.

Содержание

Введение.......................................................................................................
1. Психофизиологическая проблема......................................................
2. История, предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности.........................................................................................
3. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности...........................................................................................
Заключение...........................................................................................................
Список литературы.............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Психофизиология профессиональной деятельности реферат.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.......................................................................................................

  1. Психофизиологическая проблема......................................................
  2. История, предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности.........................................................................................
  3. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности...........................................................................................

Заключение...........................................................................................................

Список литературы.............................................................................................

Введение

 

Психофизиология профессиональной деятельности - это часть психофизиологии, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.

Её предметом является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.

Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности.

Прикладная психофизиология  использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной  деятельностью.

Психофизиология, как одна из областей современной  науки о человеке, является междисциплинарной отраслью знаний и базируется на достижениях как естественных, так и гуманитарных дисциплин. Изучает роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, то есть исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологической основой.

В становление психофизиологии  как науки определяющий вклад  внесли русские ученые. В середине XIX – начале XX столетия наряду с аналитической физиологией, традиционным предметом которой было изучение рефлекторной природы тех или иных функций и рассмотрение рефлекса как чуть ли не единственного механизма (и принципа) организации поведенческих актов, активно стала развиваться и синтетическая физиология целостного организма, пытающаяся выявить психофизиологическую основу регуляции поведения как совокупность внутренних и внешних показателей.

1. Психофизиологическая  проблема

 

Психофизиологическая  проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно.

Психофизиологическая проблема появилась в XVII веке, благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход.

Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело — по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

Проблема соотношения между психическими и физиологическими процессами  (психофизиологическая проблема), являющаяся  и сегодня ключевой в теории отражения, в сжатой форме сводится к вопросу И.П. Павлова: «Каким образом материя мозга производит субъективное явление?». Основная сложность при разработке психофизиологической проблемы состоит в необходимости объяснения специфических особенностей психических процессов отражения на основе механизмов деятельности нервной системы. По мнению А.С. Батуева (2005) к этим специфическим особенностям относятся предметность восприятия и его проецируемость во внешнее пространство, целостность, активность и недоступность психических процессов прямому чувственному наблюдению.

 

2. История,  предмет и задачи психофизиологии  профессиональной деятельности

 

Во второй половине XX века на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, объектом исследования которых явился человек труда. Основная задача этих дисциплин состояла в изучении широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной трудовой деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Собственно научное  оформление первые исследования в этой области получили в начале XX века в рамках психотехники. Термин «психотехника» был предложен в 1903 году  немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разработал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека.

В начале XX века психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер,  и др. активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией нашло в США и России (Субботина Л.Ю.).

Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863-1916). Он занимался  самыми разными вопросами: исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу  в исследованиях именно этого ученого.

Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик и в научной России. Для  отечественной психологии традиционно были характерны тесные связи с немецкой наукой. Большинство известных отечественных психологов учились психологии в Германии. Возникновение нового научного направления (психотехники) было активно поддержано в России, однако исследования в области психологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопросами занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева. Развивая идеи «социальной наследственности», В.М. Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состоянии в труде, личности и мотивации.

Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособности  и утомления, развития способностей и стимуляции труда. Эти и другие вопросы разрабатывались многими крупными учеными, но все разработки были разрозненны. Собственно организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г, когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» под руководством А. Толчинского исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности. По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах.

Однако к середине XX в. психотехническое направление в мировой психологии потеряло свою популярность. Выделились более конкретные направления. Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х гг. В этот период появились новые имена: Ю.В. Котелов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышев — еще ученики психотехнической школы, а также И.Я. Бойко, К.М. Гуревич,  В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и многие другие.

В 1970-е гг. сформировались четыре направления основных исследований трудовой деятельности, среди которых выделяется и  психофизиологическое направление. Оно концентрирует изучение функциональных состоянии в процессе профессиональной деятельности, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония. В основе психофизиологии профессиональной деятельности лежит дифференциальная психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Эта дисциплина занимается изучением индивидуальных (присущих  индивидууму) и типических  (присущих группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различий между людьми.

1970—1990-е гг. ознаменовались  развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Это, прежде всего, кафедры психологии труда в Ленинградском и Московском университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и ряд других. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых,  разрабатывающие различные научные направления. Этот период характеризуется активными разработками методологических основ изучения профессиональной деятельности. В частности, А.А. Крылов разработал концепцию «включения»; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко — принцип активного оператора; Е.А. Климов — представление об индивидуальном стиле деятельности и создал классификацию профессий.

Институт психологии РАН является одним из ведущих  центров фундаментальных и прикладных исследований в области психофизиологических исследований. Проекты, начатые под руководством Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, К.К. Платонова, Ю.М.  Забродина, В.Ф. Рубахина, активно продолжаются в работах современных ученых. Проблемы психической регуляции деятельности отражены в исследованиях А.В. Брушлинского, В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева, В.Н. Дружинина, Л.Г. Дикой, Ю.Я. Голикова, Д.Н. Завалишиной, А.Н. Костина и их учеников.

 



 

 


 

Рисунок 3. -  Предмет  и задачи психофизиологии.

 

На современном этапе  в связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности, существенными направлениями гуманизации и повышения надежности труда  становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профессиональной пригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Прогрессивное развитие человечества связано с повышением роли человеческого фактора  в  системе профессиональной деятельности. Повышение информационной, психической  и социальной нагрузки на человека-труженика  предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психофизиологических и личностных факторов человека.

 








 

 

Рисунок 4. - Связь психофизиологии профессиональной деятельности с системой естественнонаучных и гуманитарных знаний.

 

Предметом психофизиологии  профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, которые  побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Цель психофизиологии  профессиональной деятельности состоит  в том, чтобы показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений. Сфера психофизиологии профессиональной деятельности очень широка, а ее границы с другими дисциплинами достаточно условны. К числу основных исследовательских задач психофизиологии профессиональной деятельности  относят:

  • исследование особенностей психических процессов (внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности;
  • изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;
  • изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
  • раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда (Карпов А.В.).

Информация о работе Психофизиологическая проблема