Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:48, контрольная работа
Психологическое состояние - представляет собой временные изменения в психике человека, происходящих под влиянием внешних и внутренних причин.
Работоспособность - проявляется в поддержании заданного уровня деятельность в течении определенного времени.
1. Психофизиологические процессы и состояния человека, их проявление в трудовой деятельности 3
2. Общая характеристика психических свойств личности, их влияние на эффективность труда в конкретных условиях работы, на эффективность определенных трудовых процессов. Значение учета психических свойств личности для успешной мотивации работника 8
3. Роль психических особенностей личности в процессе труда и их учет при расстановке кадров в ООО «СК РегионСтрой» 11
Список литературы 35
Содержание
Трудовая деятельность рассматривается как процесс активного изменения предметов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека.
К психофизиологическим основам трудовой деятельности относятся:
1.Профессионально значимые
свойства внимания —
Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов.
Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса.
Действительно, можно
говорить Однако в зависимости от
условий труда эти
2. Для успешности трудовой
деятельности, имеют значение различные
мнемические свойства: объем памяти,
скорость запоминания,
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора).
3. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов — с другой.
Включено в трудовую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.
Психологическое состояние - представляет собой временные изменения в психике человека, происходящих под влиянием внешних и внутренних причин.
Работоспособность - проявляется в поддержании заданого уровня деятельность в течении определенного времени.
Основные характеристики работоспособности:
продолжительность,точность, надежность, эфективность.
Фазы состояния организма в процессе деятельности:
1.Предрабочее состояние
2.Врабатываемость
3.Устойчивый период работы
4.Утомление
5.Восстановление
Предрабочее состояние (фаза
мобилизации) субъективно выражается
в обдумывании предстоящей
Врабатываемость, или стадия нарастающей работоспособности, или фаза гиперкомпенсации. Преодолевается инерция, налаживается координация между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. Например, утором после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем днем. Естественно, что и производительность труда в эти часы ниже. Здесь сказываются также и тренированность, тип нервной деятельности, возраст, опыт, интенсивность работы.
Период устойчивой работы (фаза компенсации). В этот период устанавливается оптимальный режим работы систем организма. Длительность его относительно всего времени работы — примерно 2/3. Предел устойчивой работоспособности является важнейшим показателем выносливости человека при заданном уровне интенсивности работы.
Выносливость, в свою очередь, определяется следующими факторами:
1) интенсивностью работы;
2) спецификой работы (при
динамической работе, например, утомление
наступает гораздо позже, чем
при статической, при
3) возрастом;
4) полом; при нагрузке,
равной половине максимальных
возможностей, выносливость мужчин
и женщин одинакова, при
5) концентрацией внимания
и волевым напряжением (при
работе, связанной с волевым, умственны
6) эмоциональным состоянием
(положительные эмоции
7) умением, навыками, тренированностью;
8) типом высшей нервной
деятельности, определяющимся силой
и подвижностью нервных
Снижается продуктивность, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление — это временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.
Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.
Период прогрессивного
снижения работоспособности и
Период восстановления. Может длиться от 5 мин (легкая физическая работа) до нескольких дней.
На основании кривых
работоспособности
Утомление сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений.
Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:
1. Чувство слабосилия.
Утомление сказывается в том,
что человек чувствует
2. Расстройство внимания.
3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые при¬нимали участие в работе.
5. Дефекты памяти и мышления.
6. Ослабление воли. При утомлении
ослабляются решительность,
7. Сонливость.
Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомления, в которой можно вычленить разные стадии. Н. Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно.
На второй стадии утомления понижение
производительности становится заметным
и все более и более
Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая рабо¬ты или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым.
В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомле¬ния возникает состояние монотонности, отрицательно действую¬щее на работоспособность человека.
Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие — только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:
1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;
2) периодическую смену операций,
выполняемых каждым рабочим, т.
3) периодические изменения ритма работы;
4) введение дополнительного
5) введение посторонних
Психические состояния - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира
Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.
В структуру психических
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 14.1). Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл. 14.2.
Становление личности специалиста имеет два аспекта:
1 профессионально-ролевую социализацию личности;
2 профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.
Становление личности профессионала осуществляется через его:
профессиональную социализацию,
профессионализацию.
Одним из механизмов такого становления личности является её профессиональная адаптация.
Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Стадии процесса трудовой адаптации:
1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
2. Стадия приспособления – на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.