Психофизиология стресса. Возникновение, этапы развития, последствия стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Стресс нередко рассматривают как:
особое функциональное состояние
психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОПРОС 42.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС  №42  

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ  СТРЕССА 

     Стресс нередко рассматривают как:

  • особое функциональное состояние
  • психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.
 

     Термин  «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 году.

    • «Стресс» - совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических;
    • «Стресс» - неспецифическая реакция организма на любое требование извне.
 

     В настоящее время  «термин» стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

  • воздействие (сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм);
  • физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора (сильная неблагоприятная для организма);
  • реакции разного рода (сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма);
  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности;
  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.
 

     Таким образом, в целом стресс - неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

Виды  стресса.

     В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса:

    1. физический (физиологический, первосигнальный);
    2. психоэмоциональный (второсигнальный).

      
          Стрессор - стимул, вызывающий стрессовую реакцию.

     Раздражитель  может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс).

     Физический  стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так, некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека.

     В случае кратковременного стресса, как  правило, актуализируются уже сложившиеся  программы реагирования и мобилизации  ресурсов. 

Условия возникновение стресса

При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта:

  • В первом — происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. (нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека: например, сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п.)
  • Во втором случае перестройки функциональных систем как таковых не происходит. При этом реакции на внешние воздействия имеют преимущественно локальный характер. Например, физические раздражители (сильная жара или холод, сильный шум, духота и т.п.), действуют на низшие сенсорные механизмы, а такие раздражители как кофе, никотин, различные нейролептики и т.д. — действуют на организм через пищеварительный тракт и процессы метаболизма.

      
          Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека.

     Психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида.  
 
 

Значение  стресса.

     Биологической функцией стресса является адаптация.

     В связи с этим, стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических.

     Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме — защитный механизм биологической системы. 
          Это относится к физиологическому стрессу.
 

     Однако стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессе можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбы или бегства).

      
          Многократно возникающая и  не получающая разрядки стрессовая реакция  нередко приводит к дисфункциональным  и патологическим нарушениям, характеризующимся структурными изменениями в ткани и функциональной системе органа-мишени.

     Когда эти изменения возникают вследствие стресса, такая болезнь получает название психосоматического или психофизиологического, заболевания.

     Принято различать: конструктивный и деструктивный аспекты стресса.

     То  есть, не всякий стресс вреден.

     Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом.

     По  происхождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово «дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения.

      
          На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.
 

Этапы развития стресса.

     Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы.

     Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу.

     В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

     В конечном счете все потоки нервной  импульсации по восходящим путям  поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация.

     Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярко выраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

 

Условия возникновения реакции на стресс: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе).

     В случае, если субъективная оценка говорит  об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную  окраску (страх, гнев), она приобретает  роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих  физиологических реакций.

     В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.

      
          Основным путем распространения  стрессогенной реакции в организме  является
вегетативная нервная система и, в первую очередь, ее симпатический отдел.

      
          Организм  человека справляется  со стрессом тремя  путями:

  1. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.
  2. Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству.
  3. Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам, в результате возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

     
              Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом  активации «эндокринных осей» - эндокринные пути, по которым осуществляется реакция на стресс.

         Существуют три основные "эндокринные оси", которые вовлекаются в стрессовую реакцию человека:

      1. адрено-кортикальная;
      2. соматотропная;
      3. тироидная.

     Они связаны с активацией коры и мозгового  вещества надпочечников и щитовидной железы. Показано, что эти оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но, как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.   

      Итак, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также и эмоционального возбуждения. 

Общий адаптационный синдром

     В 1956 г. Селье разработал концепцию «общего адаптационного синдрома» (ОАС).

     ОАС - усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции.

     ОАС разделяется на три  стадии:

    1. Первая стадия - стадия тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма. Во время этой стадии эндокринная система отвечает нарастающей активацией всех трех осей. При этом главную роль играет адрено-кортикальная система.
    2. Вторая стадия - стадия сопротивления или резистентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов. Она выражает усилия организма поддержать состояние гомеостаза (равновесия внутренней среды) в изменившихся условиях.
    3. Третья стадиястадию истощения. Если воздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге "энергия адаптации", т.е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию — стадию истощения. В некоторых случаях под большой угрозой действительно может оказаться выживание организма. 
                Сущность ОАС по Селье: "Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта вторая стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптационная энергия не беспредельна, то, если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия — истощение".

Информация о работе Психофизиология стресса. Возникновение, этапы развития, последствия стресса