Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа
Психофизиология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Медицинская практика показывает,
что нет таких ограниченных участков
высших отделов мозга, поражение
которых приводило бы к катастрофическим
расстройствам памяти, в то время
как диффузные поражения
Процесс забывания следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, забывание может быть по своей природе интерпретировано как "стирание" следов ранее хранимой информации. Для первичной памяти - это главным образом интерференция, получение новой информации. Для вторичной памяти, которые характеризуются наличием энграмм, такого рода забывание обусловлено их разрушением в результате тех или иных воздействий. Во-вторых, забывание может быть связано с затруднением, а иногда и полной неспособностью к воспроизведению при сохраненных энграммах. И только специальными способами (например, гипноз, некоторые фармакологические средства, электрическое раздражение при нейрохирургических операциях и т.п.) можно убедится, что полностью информация не утрачена.
6. Поведение
Одной из традиционных теоретических
проблем и даже методологических
подходов в психологии было изучение
поведенческих реакций
Поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека, а поэтому поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.
Какое содержание вкладывается
в понятие "потребность"? Потребностью
в психологии принято определять
состояние индивида, создаваемое
испытываемой им нуждой в объектах,
необходимых для его
Существуют разные подходы
к классификации потребностей. В
аспекте данного раздела
Нетрудно заметить, что человек в каждый конкретный момент может испытывать потребности различных видов, но при этом посредством поведенческого акта удовлетворятся только одна из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной потребности. Мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать; синонимы - побуждения, драйв) согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворение потребности субъекта, или осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. В этом определении несколько настораживающим звучит слово "осознаваемая", так как в психологии существует представление о неосознаваемых установках, которые находятся в непосредственной семантической близости к понятию "мотивация". Несмотря на определенную терминологическую сложность, выстраивается вполне четкая последовательность явлений: потребность > мотивация > внешняя активность > удовлетворение потребности, что в целом представляет поведенческий акт.
На основе всякого поведенческого
акта (в том числе психологического
и социального) лежат глубинные
биологические процессы. Изменение
параметров внутренней среды (осмотическое
давление, концентрация глюкозы, концентрация
водородных ионов, температура и
многие другие) является первоосновной,
пусковым механизмом, возбуждающим активность
мотивационных центров
Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осознаваемую цель деятельности, программа реализации которой формируется в ассоциативной коре, а ее конкретное претворение в жизнь начинается с моторной коры, благодаря деятельности которой приводятся в действие соответствующие двигательные акты, направленные на непосредственное удовлетворение потребности.
В случае пищевой потребности
- это поиск пищи, захват ее тем
или иным способом и последующий
акт ее употребления и переваривания.
Эта деятельность является основой
для возбуждения специфического
центра удовлетворения, который не
только обеспечивает формирование положительных
эмоций в связи с удовлетворением
потребности (или антидрайв), но и
фиксирует в памяти способ достижения
цели, что значительно облегчает
задачу в последующей жизни. Кроме
того, эта специфическая
Очевидно, что не всегда оказывается
возможным удовлетворять ту или
иную потребность по причинам чисто
физическим (отсутствие необходимого
объекта), моральным, этическим и
т.п. Такую ситуацию и развивающееся
вследствие этого состояние называют
депривацией (от англ. deprivation - лишение,
утрата). Даже в нашей повседневной
жизни мы сталкиваемся с этим достаточно
часто. Достаточно упомянуть следующие
виды депривации: сенсорная - полное или
частичное лишение внешних
7. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент
Громадный эмпирический опыт человечества не мог пройти мимо индивидуальных различий, как в соматической, так и в душевной организации. Вот поэтому с давних времен предпринимались многочисленные попытки создать классификацию людей, основанную на таких различиях, и дать объяснение причин, которые их обуславливают. В рамках данного учебника нет возможности проанализировать все это многообразие подходов, хотя все они, безусловно, интересны и содержат рациональное зерно. Однако наибольшую популярность имеет не утратившая своей значимости и до настоящего времени классификация древнегреческого врача (символически его считают основоположником медицины) Гиппократа (IV - V вв. до н.э.). Он ввел понятие темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей). Гиппократ полагал, что когда у человека из всех его соков преобладает пылкая кровь (sangvis), то его поведение дает черты сангвического темперамента - энергию, настойчивость, решительность.
Если же пылкую кровь охлаждает находящаяся в избытке слизь (phlegma), то перед нами флегматик - хладнокровный и медлительный. Едкая желчь (chole) способствует образованию раздражительного, вспыльчивого, незнающего меры холерического темперамента.
Но когда накапливается
много испорченной черной желчи
(melanchole), то такой вялый меланхолик
будет постоянно пребывать в
унынии. Хотя причины, выдвинутые Гиппократом,
в настоящее время
Большим шагом вперед в
разработке проблемы темперамента были
работы академика И.П. Павлова о
типах высшей нервной деятельности.
В основу своей классификации
он положил характеристику нервных
процессов, возбуждения и торможения
- силу, уравновешенность, подвижность.
Под силой возбуждения
Исходя из сочетания этих трех свойств Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД).
Хорошая сила, уравновешенность
и подвижность нервных
Рассмотренные типы ВНД, по данным
исследований лабораторий И.П. Павлова,
являются общими для человека и животных,
но он, кроме того, выделал чисто
человеческие типы. Наличие у человека
двух сигнальных систем действительности,
совместно осуществляющих его психическую
деятельность, усложнило типологию
людей, поскольку отражает индивидуальные
различия степени участия словесных
и конкретных сигналов в сложной
аналитико-синтетической
Мыслительный тип
Говоря о типологии
высшей нервной деятельности, конечно
же, непременно следует иметь в
виду, что у каждого конкретного
человека мы имеем дело с генетически
детерминированными свойствами нервной
системы (генотип), которые в большей
или меньшей степени
Следует иметь в виду, что,
несмотря на достаточно значимые различия
в стратегии поведения лиц
с различными типами ВНД, в биологическом
и социальном отношениях их следует
признать равноценными. Доказательством
этому служит тот факт, что все
они сформировались и сохранились
в результате естественного отбора
в процессе эволюции. Опыт практики
человеческого бытия также дает
неисчислимое количество примеров одинаковой
успешности деятельности, хотя достигаемой
различной ценой. Вместе с тем
рассмотренные индивидуальные особенности
ВНД человека обуславливают необходимость
в связи с этим индивидуального
подхода в воспитательном и педагогическом
процессе, профессиональной ориентации,
при психолого-коррекционной
Заключение
Психофизиология включает в
себя круг научных направлений и
проблем сопоставимого уровня сложности
более широкий, чем физиология и
психология в отдельности. Эта сравнительно
новая отрасль биологии призвана
создать целостные
Список литературы
Акинщикова Г.И. «Семантическая и психофизиологическая организация человека» -С-П. Изд-во университета, 1977
Данилова Н.Н. «Психофизиологическая диагностика функциональных состояний» М.:1992
Дармашов «Психология внимания»