1.
Оральная стадия. Получение удовольствия
в связи с приемом пищи. Результат
фиксации – получение удовольствия
от курения, сарказма. Также –
оральная агрессия, чувство зависимости
от других.
2.
Анальная. Контроль за мочеиспусканием,
дефекацией (сексуальное удовольствие
от овладения мускулатурой). Фиксация
– выражается в двух типах индивид. особенностей:
первый – подавление импульсов – ригидность,
сверхпунктуальность, скупость. Второй
– протест – гнев, агрессивность, бунтарство.
3.
Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия.
Эрогенная зона – гениталии. Переживание
конфликта – Эдипов (Электры) комплекс.
Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия
пениса, зависть к пенису (влечение к отцу
основывается также на этом), возложение
на мать вины за его отсутствие. Эта фаза
является наиболее значительным источником
психических нарушений.
4.
Латентная стадия (5-6-лет). Сексуальность
не проявляется. Развитие представления
о нормах жизни.
5.
Генитальная. Осознание половой
принадлежности. Поиск путей генитального
удовлетворения. Частные влечения
подчиняются либидо.
Схема психосоциального развития
личности от младенческого возраста до
стадии, на которой возникает естественное
влечение к лицу противоположного пола
рассматривается Фрейдом в «Трех очерках
по теории сексуальности.
Роль сновидений.
Особенностью воззрения
Фрейда является также предложенный
им метод дешифровки снов, с
помощью которого за видимым
обнаруживается сокрытое. В соответствии
с представлениями Фрейда, сновидение
направляется бессознательными импульсами,
в которых человек не хочет признаться
в сознательном состоянии, так как во время
сна ослабевает контроль и запретные импульсы
выходят наружу. Но так как сильными побуждениями
сон может быть нарушен, то сновидение
маскирует их, облекая в символы скрытое
содержание. Под скрытым содержанием понимаются
вытесненные желания. Явное, явленное
содержание получается в результате процессов
сгущения, смещения и вторичной обработки.
٠
Сгущение – комбинация различных
элементов, даже наложение их
друг не друга в одном элементе сновидения.
Например, в одном лице сочетаются или
проявляются последовательно черты разных
людей, люди одновременно находятся в
разных местах и т.п.
٠
Смещение – проявление в сновидении
элемента, мало связанного с главным
содержанием ситуации, в которой
проявилось неосознанное переживание.
Во сне может присутствовать например
только один предмет (элемент), который
присутствовал в травмирующей ситуации.
٠
Вторичная обработка – процесс,
в результате которого сновидение
приобретает цельность и связанность,
заполняются пробелы, исправляются
несоответствия.
Интерпретация преодолевает
и невротическое сопротивление,
и “работу сна” — вообще
то искажение, которое привносится
в видимую нами картину мира
запретами и нормами. Фрейд обнаруживает
механизмы конденсации, смещения
образов, проекции и сублимации
влечений. Наше “Я” совсем не
так “прозаично”, как полагали
философы. Это лишь одна из
инстанций психики, формирующаяся в
процессе индивидуального развития. Длительная
зависимость ребенка от родителей, медленное
в сравнении с другими животными взросление
— вот первопричина существования другой
инстанции “Сверх-я”. В ней как бы конденсируются
требования и запреты родителей, семьи,
воспитателей, социальной среды, народной
традиции, всего филогенеза. Чтобы понять
смысл нынешних психических затруднений
индивида, нужно вернуться к его раннему
детству; в социологии, эстетике, философии
культуры регрессия к ранним этапам человеческой
истории помогает установить смысл сегодняшних
событий, творений, социальных институтов,
религиозных верований и моральных запретов.
Поэтому истолкование
сновидений представляет собой
“королевскую дорогу” психоанализа,
а само сновидение может быть
парадигмой всех шифров, уловок
влечений, так как в сновидении
происходит регрессия психического
аппарата к архаичному, изначальному
— мы возвращаемся к нашим детским влечениям,
а они суть наследия первобытности. Важнейшей
предпосылкой всей культурологии фрейдизма
является “биологический закон”: онтогенез
есть повторение филогенеза. Трагедия,
разыгравшаяся однажды в первобытной
орде, неизменно повторяется на каждой
семейной сцене; история Эдипа и история
Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу
— в этом эстетическая сила античной трагедии,
воспроизводящей древний миф, в этом сила
истории Моисея — она воспроизводится
в душе ребенка, вступающего в жизнь не
только биологически, но и психически
через взаимоотношения с родителями.
Символика сновидений
универсальна, мы имеем дело с
одними и теми же символами,
замещающими влечения. Строго говоря,
это не символы, а знаки с
установленными от века значениями.
Психоаналитик может быть верующим
или неверующим в Бога, почитающим
искусство или равнодушным к
нему, но психоанализ в любом
случае есть род иконоборчества.
Метод Фрейда — сведение сложного
к простому, примитивному и архаичному.
Психоанализ представляет собой театр
масок, где главным актером является желание.
Фрейд ставит вопрос об отношениях между
влечением и смыслом, языком и той силой,
которая стремится найти выражение в языке.
Не зря он сразу заинтересовал писателей
и художников, хотя встретил немалое сопротивление
со стороны медицинских кругов. И сновидения,
и невротические симптомы являются носителями
скрытого смысла: существует тайный язык
глубинных психических процессов, доступный
переводу на язык сознания. Это лежит в
основе всей психотерапии Фрейда, который
утверждал: «Там где было Оно, должно стать
Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных
представлений на свет сознания, они теряют
ту психическую энергию, которая не находила
ранее иного пути, кроме создания невротических
симптомов.
2.3 Основные приемы
и методы психоаналитической
терапии
Учение Фрейда прославилось,
прежде всего, тем, что проникло
в тайники бессознательного, или,
как иногда говорил сам автор,
"преисподнюю" психики. Однако, если
ограничиться этой оценкой, то можно упустить
из виду другой важный аспект: открытие
Фрейдом сложных, конфликтных отношений
между сознанием и неосознаваемыми психическими
процессами, бурлящими за поверхностью
сознания, по которой скользит при самонаблюдении
взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд,
не имеет перед собой прозрачной, ясной
картины сложного устройства собственного
внутреннего мира со всеми его течениями,
бурями, взрывами. И здесь на помощь призван
прийти психоанализ с его методом "свободных
ассоциаций".
Содержание свободных
ассоциаций – прошлое и будущее,
мысли и чувства, фантазии и
сны. В ходе свободных ассоциаций
пациент учится воспроизводить
травматический опыт. Пациент укладывается
на кушетке, врач садится в
изголовье, чтобы не попадать
в поле зрения пациента, тем
самым давая тому свободу для
выражения подавленных мыслей
и чувств. С самого начала аналитической
работы важно чтобы клиент почувствовал
атмосферу безопасности. Терапевт дает
почувствовать, что хорошо понимает болезненность
процедуры и высказывает уважение к усилиям
пациента. Пациенту предлагается прийти
в состояние спокойного самонаблюдения,
не углубляясь в раздумья сообщать все,
что приходит в голову, без сознательного
отбора, не придерживаясь логики. Пациента
предостерегают от тенденции поддаться
какому-либо мотиву, желанию что-нибудь
отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными,
не важными, травмирующими, нескромными,
унизительными и т.п.). Психоаналитик не
занимает ни одобряющей ни критикующей
позиции. Во время сеанса он, как правило,
молчит (даже когда пациент задает вопросы).
Его задача – слушать пациента, следя
за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик
применяет редко, только тогда, когда пациент
готов ее принять, при этом стремится привести
клиента к осознанию источника его проблемы,
пониманию ее сути.
Свободные ассоциации
имели преимущество перед гипнотической
техникой. Фрейд отмечал, что главным
является не воспроизведение
травматических событий, а изменения
в личности, которые делают возможным
принятие болезненных воспоминаний.
Выделяют следующие
приемы аналитического метода:
1)
Инструкция относительно процедуры
психоанализа.
2)
Вопросы для получения информации
и прояснения содержания.
3)
Реконструкция – описание и
выделение некоторых явлений, прояснение
их деталей, комментирование материала,
который клиент готов признать.
4)
Конфронтация – привлечение внимания
клиента к какому-либо содержанию.
Терапевт проясняет его и заставляет
клиента признать что-либо, чего
он раньше признать не хотел,
но что следует признать. Иногда,
за существенным продвижением
наступает ухудшение. Так проявляется
сопротивление лечению со стороны
Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическая
реакция. Она связана с отношением к родителям
или другим значимым лицам в детстве. Аналитику
как бы приписывается их роль, его оценка
продвижения рассматривается как санкция.
Если терапевт заранее уяснит для себя
характер межличностных отношений пациента
на разных этапах жизненного пути, ему
легче будет анализировать развивающийся
трансфер.
5)
Подготовка к интерпретации (указание
на жесткие структуры в поведении,
стереотипы в восприятии, эмоциональном
реагировании).
6)
Интерпретация – указание на
источник переживания, в результате
которого осознается причина
переживания. Термин «интерпретация»
основывается на том, что высказывание
или сновидение представляет
некоторое скрытое содержание, смысл
и значение которого находится
в глубинных пластах бессознательного.
Терапевт раскрывает смысл переживания,
опираясь на психоаналитическую
теорию. При помощи этого приема
пациент осознает историю, источник,
форму, причины и значение переживания.
Интерпретация – предположение
психоаналитика, которое нуждается
в проверке опытом переживания
пациента. Содержание для интерпретации
тщательно готовится, иначе оно
может травмировать и создать
новую систему защит. Основное
условие – отсутствие оценки
со стороны аналитика. Интерпретация,
вызвавшая изменения наз. мутационной.
Выделяют различные виды интерпритаций
по нескольким критериям.
Интерпретация содержания
предполагает раскрытие более
глубокого значения.
Символическая интерпретация
указывает на скрытый смысл
образов сновидений, оговорок и
другой продукции, значение которой
представлено в символической
форме.
Интерпретация защиты
является способом анализа сопротивления.
Глава 3. Гипноз
Гипнозом называется
способность впадать в особое
состояние, похожее на сон, при
котором пациент сохраняет способность
действовать под влиянием лица,
погрузившего его в гипнотическое
состояние. Характерная особенность
этого состояния – необыкновенная
восприимчивость ко всяким внушениям
и приказаниям. Пробуждается загипнотизированный
только после приказания, но ничего не
помнит.
Гипноз возможен и
без внушения, например, встречающийся
иногда у некоторых лиц естественный
сомнамбулизм или лунатизм, то
есть способность говорить, ходить
и действовать во сне.
Гипнотизм был известен
с незапамятных времен. Еще римляне
пользовались этим видом воздействия
на человека. Жрецы Египта и
брамины Индии впервые открыли
гипнотизм. Они чрезвычайно широко
стали пользоваться этой силой,
производили огромное впечатление
на людей. Личности, часто гипнотизируемые,
утрачивают способность сами
гипнотизировать. Установлено, что
умеющий гипнотизировать умеет
с успехом действовать и на
самого себя, отсюда вывод: особенным
даром обладают те лица, которые
умеют властвовать над собственными
желаниями. У алкоголиков, курильщиков,
наркоманов и вообще людей
с дурными наклонностями не
бывает большого запаса гипнотической
силы. Способность гипнотизировать,
влиять на других людей и
действовать на себя присуща людям, одаренным
силой воли и энергии.
Каждый может развить
у себя силу воли, энергию и
способность к гипнотизму, если
он действительно этого желает.
По научному, гипноз
– это искусственно вызываемое
сноподобное состояние человека и высших
животных, при котором торможением охвачена
не вся кора головного мозга, а отдельные
ее участки; так называемые сторожевые
пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая
контакт загипнотизированного с раздражителями.
Заключение
Психоанализ является
одновременно и теорией личности,
и методом психотерапии. Данный
подход был разработан Зигмундом
Фрейдом на рубеже XX века.
Центральным понятием
теории Фрейда является концепция
бессознательного — наших мыслей,
убеждений, побуждений, влечений и
мотивов, не осознаваемых нами. Фрейд
считал, что неприемлемые желания
ребенка вытесняются из сознательной
части психики и становятся
частью бессознательного, откуда
они продолжают оказывать влияние
на наши мысли, чувства и действия.
Бессознательные мысли находят
различные способы выражения, включая
сновидения, оговорки и манеры
поведения. При терапевтической
работе с пациентом Фрейд использовал
метод свободных ассоциаций, прося
пациента говорить все, что приходит
ему на ум, с целью возвращения
бессознательных желаний в область
осознаваемого. Тем же целям служил
и анализ сновидений.
В классическом варианте
теории Фрейда мотивы, стоящие
за бессознательными влечениями,
практически всегда были связаны
с сексом или агрессией. Именно
в силу этого обстоятельства
теория Фрейда не получила
широкого признания, когда она
была впервые представлена публике.
Хотя большинство современных
психологов также не вполне
разделяют фрейдовскую концепцию бессознательного,
они склонны соглашаться, что индивидуумы
не до конца осознают некоторые важные
аспекты своего поведения.