Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости у подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
ГЛАВА 2. Методы работы педагога-организатора с подростками по профилактике компьютерной зависимости
2.1 Понятие педагог - организатор
2.2 Профилактика компьютерной зависимости подростков
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 57.60 Кб (Скачать файл)

Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости  у подростков

1.1 Психолого-педагогические особенности  детей и подростков, увлеченных  компьютерными играми 

1.2 Роль компьютерных  игр в деятельности детей и  подростков

1.3 Компьютерная  зависимость как результат увлеченностью  компьютерными играми

ГЛАВА 2. Методы работы педагога-организатора с подростками по профилактике компьютерной зависимости

2.1 Понятие педагог - организатор

2.2 Профилактика компьютерной зависимости  подростков

2.3 Методические рекомендации родителям  по профилактике компьютерной  зависимости у подростков

Вывод по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение

Бурное  развитие компьютерных технологий в  последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние  на воспитательное пространство современных  детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.[14]

В настоящий  момент увеличивается количество детей  и подростков умеющих работать с  компьютерными программами, в том  числе и играть в компьютерные игры. [28] Вместе с тем несомненным  положительным значением компьютеризации  следует отметить негативные последствия  этого процесса, влияющего на социально  – психологическое здоровье детей  и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление  компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. [37]

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий  последней четверти XX века.  Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).[17]

Объектом  работы выступает досуг детей  и подростков, увлеченных компьютерными  играми.

Предметом является организация досуга детей  и подростков с целью предупреждения компьютерной зависимости.

Исследуя  данную проблему, мы ставим перед собой  следующую цель: разработать программу  воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди  детей и подростков в средней  общеобразовательной школе.

Задачами  работы являются:

  1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме
  2. Составить программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков
  3. Выявить место компьютера в жизнедеятельности современных детей и подростков
  4. Разработать рекомендации для родителей учащихся 7, 8 и 11 классов по профилактике компьютерной зависимости
  5. Выявить психолого-педагогические особенности детей и подростков.

В процессе работы нами были использованы следующие  методы:

    • Теоретические (анализ психолого – педагогической литературы).

Гипотеза: Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать  этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую  деятельность детей более разнообразной.

Практическая  значимость работы состоит в разработке воспитательной программы мероприятий  по профилактике компьютерной зависимости  и составлении мероприятий в  рамках данной программы, которые могут  быть использованы в образовательном  учреждении.

Новизна работы заключается в разработке и оформлении наглядного материала  для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости.

 

ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости  у подростков

1.1 Психолого-педагогические особенности  детей и подростков, увлеченных  компьютерными играми

Уровень развития, характеризующий детей  подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни  общества. Современный подросток  всесторонне информирован. Для поведения  подростка характерно и то, что  он перестал все принимать на веру, стал тоньше подмечать недостатки в  поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность  по отношению к окружающим уживается  у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической  деятельности детей и подростков проявляются определенные противоречия:

— с одной  стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в  сложных явлениях жизни;

— подросток  хочет быть хорошим, стремиться к  идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим  бедствием школьного воспитания;

— желание  самоутвердиться и неумение это  сделать;

— есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время, словно нежелание, обратиться к старшему;

— противоречие между богатством желаний, с одной  стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления  их — с другой;

— показное отрицание авторитетов, увлечение  идеальным и сомнение в том, что  идеальное может быть в нашей  будничной жизни;

— презрение  к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;

— удивление  перед неисчерпаемостью науки, желание  много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда  и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к  учебе, к своим повседневным заданиям;

— романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте.[6, 13]

Каждый  раз подросток «с головой» уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются  определенным законам, описывающим их поведение. Он имеет возможность исследовать в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир игры, сталкиваясь порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. В основном его любимые персонажи или объекты «живут», чтобы, изменяясь в бесконечных сочетаниях и вариациях, доставлять ему радость. Среди них есть «плохие» и «хорошие», «добрые» и «злые», «умные» и «глупые». Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом. [20, 9] В игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешные.

Есть  и другой важный аспект: ребенок  в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога  волшебной палочки компьютерную мышь. У него создается иллюзия  овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся  фрагмент игры. Это особенно захватывает  детей и подростков, которые болезненно ощущают свою не успешность, которых привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может без нее жить. Она становится доминантной, поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - своеобразный вид наркомании. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. У них формируется влечение, с которым сами они уже не всегда способны справиться. Их поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддается. Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется. Если подросток зависим от компьютерных игр, то, как правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжет, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в своей жизни. Дети и подростки ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни. Они используют компьютер как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.[23, 6]

В любом  обществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним  из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого героя уважают, с его мнением считаются, он супермен. Для подростка очень приятно входить в роль такого персонажа, чувствовать себя им. Далее, чем больше он играет, тем больше начинает чувствовать контраст между «им реальным» и «им виртуальным», что еще сильнее притягивает его к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра становится средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.[30, 21]

Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения  и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. На первых порах компьютер компенсирует общение, потом окружающие становятся неважны. Итак, детский и подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.

 

1.2 Роль компьютерных игр в  деятельности детей и подростков

Процессы  компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили  очень бурно, что повлекло за собой  развитие различных форм взаимодействия с компьютером, в частности, увлечение  пользователей компьютерными играми. У некоторых индивидов это  взаимодействие приобрело формы, схожие по своему содержанию с психологической  зависимостью. [22, 12] Поскольку компьютерная индустрия развиваться, а компьютерные технологии становиться все более  доступными для широких слоев  населения, то, проблема со временем будет  приобретать все большую остроту.

Значительное  число людей, которые могут характеризоваться  той или иной степенью зависимости  от компьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей  это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией  детей, физическим и даже психическим  здоровьем. В традиционной теории игрового поведения компьютерные игры не выделяются в качестве самостоятельного явления, так как этот феномен не имеет  большой истории. Компьютерная игра является деятельностью свободной, к которой человек обращается по собственному желанию, игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, то человек  может просто прекратить игру. В  большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как и обычная, не является самостоятельной  реальностью, играющий осознает нереальность происходящего. Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько  отличается от традиционной, т.к. широкие  визуальные возможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила  игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Время игры имеет  сходное значение со временем в традиционной игре. Сыгранная компьютерная игра сохраняется в памяти как факт и может быть повторена при  наличии желания, если восстановить первоначальные условия игры. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, что заложено в ее алгоритм. [27, 16]

Информация о работе Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости