Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости у подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
ГЛАВА 2. Методы работы педагога-организатора с подростками по профилактике компьютерной зависимости
2.1 Понятие педагог - организатор
2.2 Профилактика компьютерной зависимости подростков
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 57.60 Кб (Скачать файл)

Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков:

  1. Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты".
  2. Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они".
  3. Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество".

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

Каждый из видов досуговой деятельности может  быть использован для самоорганизации  или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит  на первое место в его жизнь. Поэтому  очень важно в этот период заполнить  свободное время подростка.[30]

Направления и  формы деятельности с учащимися:

- научно-познавательная деятельность:

.Научно-исследовательская конференция

.Интеллектуальный марафон

.Эрудит-марафон

.Предметные олимпиады

.Научное общество "Эврика"

.Предметные кружки

художественно - эстетическая деятельность:

.Фестиваль искусств

.Фабрика звёзд

.Конкурсы

.Ярмарки

.Кружки по интересам

.Выставки прикладного творчества

патриотическое направление:

.Военно-спортивная игра "Зарница"

.Экскурсии по родному краю

.Классные часы

.Социальные проекты

.Встречи с ветеранами

спортивно-оздоровительное направление:

.Спортивная игра "Муравейник"

.Пришкольный лагерь "Солнечный"

.Соревнования

.Секции [31]

 

2.2 Профилактика  компьютерной зависимости подростков

Как было сказано  в первой главе, компьютер выполняет  действительно широкий спектр задач. Но открывшийся перед ребенком новый  спектр возможностей, может отрицательно сказаться на психике подростка. Несмотря на то, что стремления, возникающие  при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая  другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.[26]

Компьютерную  зависимость легче предотвратить, чем лечить. Поэтому деятельность педагога-психолога, прежде всего, связана  с профилактикой компьютерной зависимости  детей и подростков. Суть профилактики, в рамках программы, состоит в  том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности  возникновения зависимости от компьютера. После профилактических занятий  подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с компьютером.

Уровни  проявления зависимости от компьютера и методы ее профилактики. 

№ 

п/п

Уровни проявления

Признаки предрасположенности  
к зависимости от компьютера

Методы профилактики 

Внешнее окружение

Знает о существовании зависимости  от компьютера 

Информирование о вреде чрезмерного  увлечения компьютером 

2

Поведение

Эмоциональная реакция на компьютер  и компьютерные игры

Техники, обучающие социальному взаимодействию 

3

Способности

Знает о причинах повышенного увлечения  компьютером других людей

Техники тренингов умений, уверенности  в себе и самопознания 

4

Ценности и убеждения

Думает о компьютере как о единственном способе решения личностных проблем

Техники, формирующие новые ценности 

5

Идентичность

Рассуждает о компьютере как о  самой главной сфере своей  жизни

Техники, формирующие мировоззрение 

6

Духовность

Рассуждение о своем зависимом  от компьютера образе жизни с позиции  мистики и предназначения 

Экзистенциальная психотерапия 


Таблица 1

При диагностике  предрасположенности к зависимости  от компьютера важно выявить уровень  понимания этой темы человеком, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждение (мнение) на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с человеком.

Можно выделить три группы риска: слабая, умеренная  и высокая (ярко выраженная).

К первой группе относятся типы рассуждений  о компьютерной зависимости, исходящие  из первого и второго уровней  проявления (таблица 1). Например, человек  знает о существовании людей, испытывающих зависимость от компьютера, и излишне эмоционально реагирует  на любые темы, связанные с этим.

Ко второй группе относятся суждения о компьютере и обо всем, что с ним связано (например, о компьютерных играх), с  позиции их функционального использования. На этом этапе человек умеет пользоваться компьютером, Интернетом, знает компьютерные сайты, разбирается в компьютерных играх, знает, где их можно достать (купить, обменять и т. д.). К сожалению, наряду с пользой таких знаний это может привести человека к  незаметному втягиванию в виртуальную реальность.

Третью группу риска составляют люди, считающие  свою явную зависимость от компьютера нормой жизни. Для них характерны рассуждения типа: «Скоро, в связи  с быстрым развитием компьютерных технологий, люди совсем откажутся  от живого общения и будут «жить» в виртуальном мире».

В целом принято  выделять первичную, вторичную и  третичную профилактику. Первичная  профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к  влиянию этих факторов. Первичная  профилактика может широко проводиться  среди подростков. Задача вторичной  профилактики – ранее выявление  и реабилитация нервно-психических  нарушений и работа с «группой риска», то есть с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика должна быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

 

2.3 Методические  рекомендации родителям по профилактике  компьютерной зависимости у подростков

Дети и  подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения  своих мыслей и энергии они  обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию  реальности безграничных возможностей, лишенных ответственности. Такая иллюзия  оказывает разрушительное действие на психику подростка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения  привязанности подростка к компьютеру нужно разнообразить круг его  интересов и занятий. Этого можно  достичь, например, при обращении  внимания подростка на спорт или  различные виды искусств (музыка, рисование  и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует  обратить внимание на то, что воспитание подростка должно сводиться по большей  части к тому, что компьютер - это  лишь часть жизни, а не самый главный  подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным  способом не дать подростку оказаться  в зависимости от компьютера - это  привлечь его в процессы, не связанные  с компьютерной деятельностью, чтобы  электронные игры и процессы не стали  заменой реальности. Показать растущему  человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые  не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое  состояние.

Родителям необходимо:

  • Постараться все-таки регламентировать время, проводимое подростком за компьютером.
  • Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  • Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, подросток начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
  • Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если подросток склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
  • Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
  • Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
  • Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  • Обсуждать игры вместе с подростком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить подростка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

В случаях, если родители самостоятельно не смогут справиться с проблемой, необходимо рекомендовать  обращение к психологам, в специализированные центры.

Из всего  сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс  профилактики компьютерной зависимости  основывается на сочетание различных  методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы нужно достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация работы по профилактике компьютерной зависимости требует тщательного отбора средств, материала.

Методические  рекомендации необходимо учитывать  в работе по профилактике компьютерной зависимости и для того, чтобы  правильно организовать процесс  воспитания и способствовать формированию гармонично развитой личности.[29]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительное развитие компьютерных технологий существенно  перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет  уже в мире, отличном от того, в  котором выросли его родители.

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила  поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов  и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр  на процесс социализации почти также  велико, как влияние родителей.

Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными  активными действиями в реальном мире.

Знакомство  с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, процесса возникновения  компьютерной зависимости детей  и подростков убеждает, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка.

Проблема  организации детского и подросткового  досуга особенно остро стоит в  настоящее время, поскольку современный  ребенок, подросток взрослеет, развивается  в напряженной социальной обстановке. Свободное от учебы время подростков подчас независимо от их желания заполняется  отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием  семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием  материального достатка в семье. Следовательно, ребенок самостоятельно организует свое свободное время  в связи со своими интересами, потребностями  и возможностями.

Досуг является благоприятной почвой для испытания  детьми и подростками фундаментальных  человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще  формировать уважительное отношение  к себе, даже личные недостатки можно  преодолеть посредством досуговой  активности.

Досуг в существенной степени ответственен в части  формирования характера ребенка, в  частности таких качеств как  инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность  и др.

Информация о работе Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости