Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:02, курсовая работа
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги
Введение
ГЛАВА 1.Проблема компьютерной зависимости у подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
ГЛАВА 2. Методы работы педагога-организатора с подростками по профилактике компьютерной зависимости
2.1 Понятие педагог - организатор
2.2 Профилактика компьютерной зависимости подростков
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков:
Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Каждый из
видов досуговой деятельности может
быть использован для
Направления и формы деятельности с учащимися:
- научно-познавательная
.Научно-исследовательская
.Интеллектуальный марафон
.Эрудит-марафон
.Предметные олимпиады
.Научное общество "Эврика"
.Предметные кружки
художественно - эстетическая деятельность:
.Фестиваль искусств
.Фабрика звёзд
.Конкурсы
.Ярмарки
.Кружки по интересам
.Выставки прикладного
патриотическое направление:
.Военно-спортивная игра "Зарница"
.Экскурсии по родному краю
.Классные часы
.Социальные проекты
.Встречи с ветеранами
спортивно-оздоровительное
.Спортивная игра "Муравейник"
.Пришкольный лагерь "Солнечный"
.Соревнования
.Секции [31]
2.2 Профилактика
компьютерной зависимости
Как было сказано в первой главе, компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. Но открывшийся перед ребенком новый спектр возможностей, может отрицательно сказаться на психике подростка. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.[26]
Компьютерную
зависимость легче
Уровни проявления зависимости от компьютера и методы ее профилактики.
№ п/п |
Уровни проявления |
Признаки предрасположенности |
Методы профилактики |
1 |
Внешнее окружение |
Знает о существовании зависимости от компьютера |
Информирование о вреде |
2 |
Поведение |
Эмоциональная реакция на компьютер и компьютерные игры |
Техники, обучающие социальному |
3 |
Способности |
Знает о причинах повышенного увлечения компьютером других людей |
Техники тренингов умений, уверенности в себе и самопознания |
4 |
Ценности и убеждения |
Думает о компьютере как о единственном способе решения личностных проблем |
Техники, формирующие новые ценности |
5 |
Идентичность |
Рассуждает о компьютере как о самой главной сфере своей жизни |
Техники, формирующие мировоззрение |
6 |
Духовность |
Рассуждение о своем зависимом от компьютера образе жизни с позиции мистики и предназначения |
Экзистенциальная психотерапия |
Таблица 1
При диагностике
предрасположенности к
Можно выделить три группы риска: слабая, умеренная и высокая (ярко выраженная).
К первой группе относятся типы рассуждений о компьютерной зависимости, исходящие из первого и второго уровней проявления (таблица 1). Например, человек знает о существовании людей, испытывающих зависимость от компьютера, и излишне эмоционально реагирует на любые темы, связанные с этим.
Ко второй
группе относятся суждения о компьютере
и обо всем, что с ним связано
(например, о компьютерных играх), с
позиции их функционального использования.
На этом этапе человек умеет
Третью группу
риска составляют люди, считающие
свою явную зависимость от компьютера
нормой жизни. Для них характерны
рассуждения типа: «Скоро, в связи
с быстрым развитием
В целом принято выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – ранее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», то есть с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика должна быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
2.3 Методические
рекомендации родителям по
Дети и
подростки нуждаются в
Родителям необходимо:
В случаях, если родители самостоятельно не смогут справиться с проблемой, необходимо рекомендовать обращение к психологам, в специализированные центры.
Из всего
сказанного следует вывод о том,
сложный и длительный процесс
профилактики компьютерной зависимости
основывается на сочетание различных
методов и средствах
Методические рекомендации необходимо учитывать в работе по профилактике компьютерной зависимости и для того, чтобы правильно организовать процесс воспитания и способствовать формированию гармонично развитой личности.[29]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире, отличном от того, в котором выросли его родители.
В нашем обществе
дети и подростки в значительной
мере усваивают роли и правила
поведения из сюжетов компьютерных
игр, телевизионных передач, фильмов
и других средств массовой коммуникации.
Символическое содержание, представленное
в этих медиа, оказывает глубокое
воздействие на процесс социализации,
способствуя формированию определенных
ценностей и образцов поведения.
Некоторые исследователи
Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, процесса возникновения компьютерной зависимости детей и подростков убеждает, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка.
Проблема
организации детского и подросткового
досуга особенно остро стоит в
настоящее время, поскольку современный
ребенок, подросток взрослеет, развивается
в напряженной социальной обстановке.
Свободное от учебы время подростков
подчас независимо от их желания заполняется
отрицательными моментами, такими как,
например, игра на домашнем компьютере,
а также сложностями в
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Информация о работе Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости