Разбор конфликта и конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», — утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Конфликт……………………………………………………………………4
2. Признаки конфликтных ситуаций………………………………………7
2.1 Причины и стимулы…………………………………………………..7
2.2 Факторы………………………………………………………………..7
2.3 Иллюзии………………………………………………………………..9
2.4 Баланс сил…………………………………………………………......13
3. Процесс развития конфликта…………………………………………….15
4. Межличностные и групповые конфликты……………………………..20
4.1 Особенности межличностных конфликтов…………………………20
4.2 Причины межличностных конфликтов………………………….......21
4.3 Классификация межличностных конфликтов………………………22
4.4 Управление межличностными и групповыми конфликтами………23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1. Конфликт……………………………………………………………………4

2. Признаки конфликтных ситуаций………………………………………7

2.1 Причины и стимулы…………………………………………………..7

2.2 Факторы………………………………………………………………..7

2.3 Иллюзии………………………………………………………………..9

2.4 Баланс сил…………………………………………………………......13

3. Процесс развития конфликта…………………………………………….15

4. Межличностные и групповые конфликты……………………………..20

4.1 Особенности межличностных  конфликтов…………………………20

4.2 Причины межличностных  конфликтов………………………….......21

4.3 Классификация межличностных  конфликтов………………………22

4.4 Управление межличностными  и групповыми конфликтами………23

Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………...27

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое конфликт, знают  все. И у большинства это слово  вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?

Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о  конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т. д. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования — конфликтологии.

Задачи конфликтологии —  не только познавательно-теоретические, но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами. Ныне во всем мире в различных учебных  заведениях читаются курсы конфликтологии. Есть и специальные учебные заведения, готовящие профессионалов - конфликтологов. В нашей стране также конфликтология введена как особая дисциплина в учебные программы ряда вузов, развертывается и обучение специалистов в этой области.

Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной  ситуации, может и без специальных  конфликтологических знаний сориентироваться в том, что делать. Но когда ситуация достаточно сложна, то оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам - конфликтологам. Положение конфликтологии здесь аналогично тому, в каком находится логика или грамматика: мыслить и писать, вообще говоря, можно и не зная их, но когда возникают трудности и ошибки в ходе рассуждений или в правописании, то лучше всего искать выход на основе логических или грамматических знаний.

За последнее время  вышло в свет на русском языке  множество популярных брошюр и книг, содержащих полезные сведения и советы относительно того, как успешно справляться с конфликтами. Однако работ, дающих целостное и систематическое освещение проблем конфликтологии, дока весьма немного.

Целью данной книги является систематизированный очерк основных проблем конфликтологии. Ее особенностью является соединение теоретического содержания конфликтологии с вопросами практической работы по урегулированию конфликтов. Книга состоит из трех частей. Первая часть посвящена изложению общей теории конфликта, основных принципов его изучения и анализа. Во второй рассматриваются современные представления об особенностях различных типов конфликтных ситуаций. Речь идет о внутриличностных, межличностных, групповых, служебных, политических, межнациональных и др. конфликтах. Третья часть имеет, в основном, прикладной характер. В ней содержится обзор наиболее эффективных технологий разрешения конфликтов, рассказывается о принципах и методах практической работы конфликтологов - медиаторов (посредников), освещается опыт деятельности первого в нашей стране Центра разрешения конфликтов в Санкт-Петербурге.

 

  1. КОНФЛИКТ

Слово конфликт пришло в  русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных  слов, которые радуют переводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX веке оно имеет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия»... В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Можно жить, обходясь без  слова «конфликт», но нельзя жить без  конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в  любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему.

Конфликты — это норма жизни


Противоположность конфликта  — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим  возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», — утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения1. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди вобщем - то не любят конфликтов и побаиваются их.

Конфликтологи - практики знают, что участники конфликта обычно не хотят называть конфликтом то, что между ними происходит. Даже тогда, когда конфликт в полном разгаре, они нередко говорят конфликтологу, призванному на помощь: «Не думайте, что мы конфликтуем. Никакого конфликта между нами нет, мы просто расходимся во мнениях...» Люди считают, что конфликтовать плохо, и, значит, утверждение, что они конфликтуют, бросает на них тень, портит их репутацию в глазах окружающих. Стоит отметить, что конфликтология рассматривает конфликт как понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодействию людей.

Это необходимо иметь в  виду, ибо никому не запрещено употреблять  слово «конфликт», как и любые  другие слова, в переносном смысле, придавать ему более широкое  или более узкое значение. Иногда говорят о конфликтах, не имеющих  отношения к человеку: «конфликт  технических устройств», «конфликт  между компьютерными программами  », «конфликт между видами живых организмов» (травоядными и хищниками, например). Вряд ли целесообразно видеть здесь какое-то «неправомерное» словоупотребление. Если понятно, что подразумевается под словом «конфликт» в подобных случаях, то все в порядке. Это, однако, не те конфликты, которые изучает конфликтология. Можно встретиться и с выражениями вроде «конфликт между теориями», «конфликт идей», «религиозный конфликт». Если при этом речь идет о соотношении между теориями, идеями, религиями самими по себе, как некими безличными объектами, то конфликтология тут оказывается не удел. Проблемы, которые ставятся в такой плоскости, решаются с помощью специальных методов научного исследования, логики, богословия, анализа текстов. Но за «конфликтом» между соперничающими теориями, идеями, религиозными взглядами всегда стоит борьба между людьми, которые их выдвигают и отстаивают. Вот эта борьба и есть конфликт, который входит в сферу интересов конфликтологии. Она рассматривает не отношения между человеческими представлениями и суждениями, а поведение и взаимодействие людей при столкновении их представлений и суждений.

Рис 1

 

 

2. ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТНЫХ  СИТУАЦИЙ

2.1 ПРИЧИНЫ И СТИМУЛЫ

Всякий конфликт может  существовать лишь постольку, поскольку  люди затрачивают энергию на поддержку  его существования. Костер конфликта  горит потому, что люди подбрасывают в него «дрова» — отдают ему  время, душевные силы, здоровье, и иногда и всю жизнь. И чем больше они  это делают, тем выше энергетика конфликта, его накал.

Прекратить любой конфликт, вообще говоря, очень просто: надо лишь перестать им заниматься. Но это  невозможно, когда в зоне разногласий  оказываются жизненно важные для  человека ценности. Не отстаивать их —  значит исковеркать себя, свою личность и свою жизнь. Однако каждый из нас, наверное, наблюдал конфликты, на которые люди расходовали явно больше энергии, чем того заслуживала суть дела. Такие конфликты вспыхивают и пылают страстями, хотя их вполне можно было не начинать или погасить в любое время. Это касается и больших социальных конфликтов. Никакая война не может тянуться бесконечно, она все равно обречена закончиться. Зачем нужно было Англии и Франции вести самую долгую в истории человечества «Столетнюю войну» (она продолжалась даже больше века — 116 лет), вместо того, чтобы сразу решать разногласия не на полях сражений, а за столом переговоров, раз все равно рано или поздно дело кончится этим? В конце концов, все конфликты рано или поздно как-то завершаются. Что же заставляет людей раздувать пламя конфликта вместо того, чтобы искать средства его тушения?

2.2 ФАКТОРЫ

Следует различать объективные  и субъективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.

Объективные факторы — это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями бытия, а также с некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности или социальной группы, реально имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

К условиям бытия, порождающим  конфликты, относятся, например, социальное неравенство, классовые противоречия в обществе, конкурентные отношения на рынке. Конфликты внутри организаций и между организациями часто вызываются такими условиями, как ограниченность ресурсов, недостаточно четкое распределение ответственности, обязанностей и полномочий, плохие коммуникации (что ведет к дефициту, утрате и искажению информации, несогласованности действий). Объективными факторами, связанными с особенностями личности или социальной группы, являются, например, образование, уровень квалификации, интеллектуальное развитие, диапазон способностей и возможностей личности, ее глубинные, стержневые потребности и установки. Различия в этих качествах нередко ведут к взаимному непониманию и распаду контактов, а несоответствие этих качеств требованиям дела — одна из наиболее типичных причин служебных (да не только служебных) конфликтов.

Действие объективных  факторов, связанных с личностными  особенностями психики индивидов, с их потребностями и установками, прекрасно показано в басне Крылова: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится  назад, а Щука тянет в воду». Если здесь «в товарищах согласья нет», то повинна в этом их природа, которую не переделаешь. «На лад их дело не пойдет, и, выйдет из него не дело, только мука» не потому, что они не хотят, а потому что они в принципе, по своей природе, не могут вступить в согласие и тянуть воз в одном направлении.

Если обстоятельства объективно таковы, что стороны просто не могут  существовать, не вступая в противодействие  друг с другом, то мирное взаимодействие невозможно. Борьба становится тут  средством выявления сильнейшего. Она может завершиться либо полным разрывом отношений между сторонами (уходом одной из них), либо коренным изменением их в ходе борьбы, либо уничтожением одной из сторон. Задача конфликтолога тут подобна задаче врача, который продолжает бороться за жизнь больного, пока есть хоть капля надежды.

Субъективные  факторы представляют собою стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и в их воображении реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер или рисуются такие обстоятельства, которых в данной ситуации на самом деле вообще нет. Но, согласно «теореме Томаса», последствия этого вполне реальны. Иллюзорные представления об обстоятельствах возбуждают страсти и стимулируют конфликтные действия в наименьшей мере, чем реальные обстоятельства. Иллюзии становятся причинами, генерирующими конфликт, и стимулами, поддерживающими и усиливающими его.

2.3 ИЛЛЮЗИИ

Взглянув на зону разногласий  повнимательней, можно обнаружить, что в ней есть объективные, действительные пункты разногласий и окутывающее  их облако субъективных искажений действительного  состояния дел.

Но и объективные, и  субъективные факторы выступают  как причины и стимулы, побуждающие  людей вступать в конфликты. Если электрическая лампочка зажигается и горит только тогда, когда получает энергию от реального источника тока, то энергетика конфликта рождается и подпитывается как из реальных, так и из воображаемых источников.

Иллюзии есть у всех. Когда  два субъекта имеют разные представления  об одном и том же, то каждый из них думает, что представление  другого иллюзорно. И часто совершенно неясно, чья точка зрения более  правильна. Поэтому любое представление  может быть названо иллюзией, если кто-то считает его иллюзорным. Стало быть, иметь иллюзии — это нормально. Так уж мы устроены, что не можем жить без иллюзий.

Информация о работе Разбор конфликта и конфликтных ситуаций