Развитие взаимоотношений матери и младенца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, в настоящее время в психологии является проблема материнского отношения, которое оказывает на ход раннего развития ребенка: его физическое и психическое здоровье, формирование черт личности, поведение, становление конкретных умений и т.д. Если несколько десятилетий назад готовность женщины к материнству воспринималась как «естественное» явление, то сегодня становится ясно, что это сложное, социально обусловленное, системное качество. Нарушения в материнском поведении и отношении к ребенку широко распространены на практике.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования отношений матери и младенца
1.1 Психические особенности ребенка в младенческом возрасте
1.2 Психологическая природа отношений «мать–дитя»
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей матери и их отношения к младенцу
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие взаимоотношений матери и младенца.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

В зарубежной психологии существует по крайней мере три группы подходов к содержанию отношений  между матерью и младенцем [15; с. 43]:

- психоаналитический, где четко  прослеживается мысль об их  значимости для развития обоих и где определяющим является эмоциональное принятие и удовлетворение потребностей ребенка со стороны матери и привязанность со стороны ребенка;

- бихевиористский и необихевиористский, в которых мать рассматривается,  с одной стороны, как элемент среды, с другой — как агент социализации и «конструктор» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах «стимулы, последствия, подкрепления», проявлять любовь к ребенку обусловлено;

- гуманистический, в котором  отношения раскрываются через  осмысление роли матери во  взаимодействии с ребенком, через  то, какой должна быть мать. Ключевыми  компонентами в этих отношениях  являются любовь, безусловное принятие  своих близких и чувств другого, уважение.

Работы отечественных психологов, посвященные отношениям матери и  ребенка, выполнены на основе: 1) культурно-исторической концепции Л. С. Выготского (Авдеева  Н. Н., Барановская Т. И., Лисина М. И., Мещерякова С. Ю., Исенина Е. И., Попцова Е. В., Смирнова Е. О.), в которой отношения ребенка и значимого взрослого (мать) выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника). Отношение матери к ребенку включает в себя личностное и предметное начала, соотношение которых определяется не только индивидуальными особенностями матери, но и возрастом ребенка.

С позиций культурно-исторического  подхода ребенок младенческого  и раннего возраста с самого рождения признается открытым для человеческих отношений. Л.С.Выготский [6] и Д.Б.Эльконин [20] рассматривали взаимодействие ребенка с близким взрослым как средство активного присвоения им средств для организации своей внутренней психической жизни – речи, образцов поведения, правил и способов действий. М.И.Лисина считала, что благодаря особому отношению матери ребенок открывает для себя свою субъектность и субъектность другого, после чего у него возникает потребность в общении, которое надолго становится одной из главных форм его активности. Н.Н.Авдеева придает особое значение роли матери в построении ребенком образа себя [1; с. 82].

Было установлено, что сходные  явления могут возникать не только в ситуации отделения ребенка  от матери, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно заботы и внимания. Отечественными и зарубежными исследованиями было установлено, что дефицит общения с матерью и другими близкими взрослыми у маленького ребенка приводит к задержкам в развитии, апатичности, пассивному отношению к окружающему предметному миру, отсутствию внимания и интереса к людям.

Содержательно отношение выступает  как определенные связи личности, как форма отражения действительности, как свойство индивидуального сознания, как его компонент, как ситемообразующая психического состояния, как интегральное свойство личности, как направленность личности, как действие, адресованное другому как продукт и условие деятельности общения, как характеристика сознания, как внутренняя основа общения и взаимодействия людей, как основное условие становления субъектности человека [3; с. 38].

Специфику детско-родительских отношений  изначально определяет отношение родителя к ребенку, а на ранних этапах развития ребенка необходимо учитывать доминирующую роль матери [19; с. 133]. Отношение «мать - дитя» включает два противоположных начала: личностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной, уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств.

В контексте нашего исследования материнское  отношение рассматривается как  избирательная психологическая связь матери с ребенком, выражающаяся в действиях, реакциях и переживаниях, и возникающая под влиянием культурных моделей материнского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей матери [2; с. 35].

Содержание материнского отношения определяется, во-первых, ролью матери в развитии ребенка, а, во-вторых, его местом в личностной сфере матери. В структуре родительского отношения выделяется ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный, эмоциональный, поведенческий и оценочный компоненты. Первые два компонента образуют основу, фундамент материнского отношения, вторые - обеспечивают его реализацию в деятельности по воспитанию и развитию ребенка, собственно связь матери с ребенком. В материнском отношении системообразующим является эмоциональный компонент [5; с. 113].

Материнское отношение амбивалентно, двойственно по своей природе. Оно  опосредуется тем, что мать выступает  в двоякой позиции: как субъект  личностного общения (преобладает  на ранних стадиях развития ребенка) и как субъект обучения ребенка различным деятельностям [9; с. 123].

Материнское отношение может быть самым разным. Большинство исследователей изучают неправильное материнское  отношение и его последствия (Варга  А. Я. [4], Захаров А. И., Карабанова О.А. [8], Эйдемиллер Э. Г. [20] и др.).

Г.Г.Филиппова, проведя обзор отечественных  и зарубежных работ в этой области, приходит к следующему заключению: хотя физиологические и этологические  факторы влияют на общую восприимчивость  женщины к ситуации материнства, каждая мать относится к ней индивидуально, в зависимости от ее личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации в целом [18; с. 33].

Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как  содержание материнских установок меняется в различные периоды истории. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка [17; с.151]. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим фактам.

Мотивы рождения ребенка главным  образом зависят от личностных установок  женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческими  условиями. Н.В. Боровикова и С.А. Федоренко выделили следующие мотивы рождения ребенка (первые два проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровне, остальные обычно не осознаются женщинами) [9; с. 43]:

  • ради самого ребенка;
  • от любимого человека;
  • как соответствие социальным ожиданиям;
  • как протест;
  • ради сохранения отношений;
  • как отказ от прошлого;
  • как уход от настоящего.

Эти мотивы не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимодополняют друг друга  на фоне доминирования одного из них. Их присутствие дополняется и  особым мотивационным фоном [1].

Г.Г. Филиппова исключительность материнского поведения представляет на высших эволюционных стадиях развития, что позволяет выделить материнство в самостоятельную потребностно-мотивационную сферу поведения. Базовой для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов -гештальта младенчества. Эта потребность не единственная, но может рассматриваться как системообразующая [18; с.53].

В целом все факторы, влияющие на отношения в системе «мать - дитя», подразделяются на внешние, обусловленные совокупностью внешних влияний (культура, общество, родительская и собственная семья), и внутренние, обусловленные особенностями личности.

1. Развитие детей в  младенческом возрасте в целом  зависит от родителей, именно  они становятся первыми учителями  младенца. Родители предоставляют  ребенку массу возможностей для познания окружающего мира в первые недели и месяцы их жизни.

2. На отношение матери  к ребенку оказывает влияние  совокупность факторов: этологических;  социокультурных; психофизиологических  особенностей ребенка; особенностей  семейного взаимодействия; личностных особенностей матери.

3. Эффективность отношений  и поведения родителя описывается  психологами-практиками через его родительскую компетентность, которая включает предметную компетентность (владение знаниями и умениями в области воспитания и развития ребенка и эффективное их использование) и личностную компетентность (компетентность в отношении себя).

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей матери и их отношения к младенцу

2.1 Организация  и методы исследования

Объект исследования: личностные особенности матери.

Предмет исследования: взаимосвязь  личностных особенностей матери и их отношения к младенцу.

Гипотеза исследование: личностные особенности матери влияют на отношение к младенцу.

Методы исследования: тестирование, математическая статистика.

Методика 1. Тест диагностики  родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин [16]. Данный тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал.

«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

«Кооперация» - социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта шкала  раскрывается так: родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы  выяснить, стремится ли взрослый к  единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

«Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка. При  высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

«Маленький неудачник» (инфантилизация) – отражает особенности  восприятия и понимания ребенка  родителем. При высоких значениях  по этой шкале в родительском отношении  имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Методика 2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла состоит  из 187 вопросов [13]. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные  полярные свойства личности.

Для каждого вопроса  предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать  один. В отличие от многих других данный личностный опросник предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности. С помощью данной методики можно подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.

Выборку исследования составили  женщины, имеющие детей младенческого возраста (от 2 до 12 мес.). Всего в исследовании принимало участие 30 женщин. Возраст женщин - от 20 до 32 лет.

2.2 Результаты  исследования

На первом этапе проводилось  исследование по методике родительских отношений. Результаты представлены в  Приложении 3.

Данные, полученные по опроснику  А.Я. Варги, В.В. Столиной, представлены в виде диаграммы на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Результаты изучения стиля  отношения к ребенку по методике Варга-Столина (в %)

 

Наибольшие процентильные  ранги были получены по шкале «Симбиоз»: 63,3% матерей устанавливают межличностную дистанцию в общении с ребенком. Они ощущают себя единым целым с ребенком, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Матери постоянно ощущают тревогу за ребенка, он кажется им маленьким и беззащитным. Тревога возрастает, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле матери никогда не предоставляют ребенку самостоятельности.

Материнское отношение  по типу «Инфантилизация» характеризуется стремлением инфантилизировать ребенка, приписывать ему неумелость, стараются оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия (36,6%).

У части матерей (22%) проявилось амбивалентное отношение: с одной стороны, высокие значения получены по шкале «Симбиоз», а с другой -«Кооперация» или «Принятие» и «Инфантилизация», «Кооперация» и «Авторитарная гиперсоциализация». В связи с этим мы принимали за доминантные две шкалы.

Многие матери ориентированы  на стиль родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» (40%). Они требуют безоговорочного послушания и дисциплины, стараются во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия малыша сурово наказывают. Матери пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Информация о работе Развитие взаимоотношений матери и младенца