Развитие взаимоотношений матери и младенца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, в настоящее время в психологии является проблема материнского отношения, которое оказывает на ход раннего развития ребенка: его физическое и психическое здоровье, формирование черт личности, поведение, становление конкретных умений и т.д. Если несколько десятилетий назад готовность женщины к материнству воспринималась как «естественное» явление, то сегодня становится ясно, что это сложное, социально обусловленное, системное качество. Нарушения в материнском поведении и отношении к ребенку широко распространены на практике.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования отношений матери и младенца
1.1 Психические особенности ребенка в младенческом возрасте
1.2 Психологическая природа отношений «мать–дитя»
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей матери и их отношения к младенцу
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие взаимоотношений матери и младенца.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Наименьшие значения получены по шкалам «Кооперация» (23,3%) и «Принятие» (30%): мать высоко оценивает  интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, поощряет его инициативу и самостоятельность, стремится быть с ним на равных. Шкала «Принятие», собственно, и указывает на стремление принять ребенка таким, каков он есть, готовность уважать его индивидуальность, одобрять его интересы.

Далее мы проанализировали личностные качества матерей при  помощи опросника Р. Кэттелла (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Результаты психодиагностики по опроснику Р. Кеттелла (в %)

 

А - «замкнутость - общительность»; В - «низкий интеллект - высокий интеллект»; С - «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»; Е - «подчиненность - доминантность»; F - «сдержанность - экспрессивность»; G - «низкая - высокая нормативность поведения»; Н - «робость - смелость»; I - «жесткость - чувствительность»; L - «доверчивость - подозрительность»; М - «практичность - мечтательность»; N - «прямолинейность - дипломатичность»; О - «спокойствие - тревожность»; Q1 - «консерватизм - радикализм»; Q2 - «конформизм - нонконформизм»; Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»; Q4 - «расслабленность - напряженность».

Остановимся на характеристике факторов, имеющих наиболее высокие  значения.

Фактор О - «тревожность»  проявляется у 90% испытуемых, которым  свойственны такие личностные особенности, как чувство вины, страха, тревоги, предчувствия; самобичевание, неуверенность в себе, обеспокоенность, ранимость, впечатлительность, сильно развитое чувство долга.

Фактор L - «подозрительность» проявляется у 83,3% матерей. Они осторожны  в своих поступках, ревнивы, эгоцентричны, завистливы, имеют большое самомнение, склонны к догматичности, тиранству.

Фактор Е - «доминантность»  обнаружили 83,3% матерей, которым свойственны  стремление доминировать, властность, неуступчивость, самоуверенность, агрессивность, упрямство, конфликтность, своенравность.

Фактор Н - «смелость» проявляется у 73,3% матерей, которые  отличаются предприимчивостью, общительностью, активностью, склонностью к риску, отзывчивостью.

Фактор Q4 - «напряженность» (73,3%). Такие матери собраны, энергичны, раздражительны, активны, несмотря на утомляемость.

Фактор М - «мечтательность» (70%). Для его носительниц характерны идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность. Эти матери поглощены своими идеями, капризны, легко отступают от здравого смысла.

Мы сопоставили тип  родительского отношения матерей  с их личностными особенностями  и провели корреляционный анализ связи отношения к детям с  личностными особенностями матерей  с помощью коэффициента корреляции r Пирсена. Наиболее выражены связи материнского симбиотического отношения и активных деятельностных характеристик личности. Были выявлены прямые корреляционные связи между типом отношений «Симбиоз» и факторами F (r = 0,36), G (r = 0,38), Q1 (r = 0,32) и обратная корреляционная зависимость с факторами Е (r = -0,32), Н (r = -0,32), О (r = -0,41).

Нами установлено, что  чем заметнее у матерей проявляется  стиль родительского отношения  «Симбиоз», тем более свойственны  им личностные особенности, характеризующиеся  следующим образом (рис. 2.3):

 

 

Рис. 2.3. Корреляционная связь  отношения к младенцу и личностными  особенности матери

 

Рассмотрим эти факторы:

фактор F - «экспрессивность»  указывает на добросовестность, настойчивость, степенность, уравновешенность, ответственность, точность, совестливость;

фактор G - «высокая нормативность  поведения» характеризует мать как  экспериментатора, либерала, аналитика, личность свободомыслящую, хорошо информированную, терпимую к неудобствам, отличающуюся интеллектуальностью интересов, аналитичностью мышления;

фактор Q1 - «радикализм» определяет самодостаточность, самостоятельность, находчивость, независимость женщины, ее стремление самостоятельно принимать  решения.

С другими личностными  особенностями при рассмотренных  материнских отношениях связь не выявлена.

Таким образом, у матерей, имеющих детей младенческого  возраста наиболее выражено симбиотическое отношение к своим детям в  связи с такими доминантными личностными  особенностями.

Кроме того, при данном стиле воспитания у матерей проявляется  обратная корреляционная связь с личностными особенностями (чем выше симбиоз, тем менее выражены личностные особенности) по следующим факторам:

фактор Е - «доминантность»  показывает стремление доминировать, властность, неуступчивость, самоуверенность, напористость, упрямство до агрессивности, конфликтность, грубость, враждебность, непреклонность;

фактор Н - «смелость» включает в себя предприимчивость, социальную смелость, склонность к  риску, авантюристичность, импульсивность, расторможенность, беззаботность;

фактор О - «тревожность» свидетельствует о наличии чувства вины, страха, одиночества, предчувствий, склонности к самобичеванию, неуверенности в себе, депрессивности, подавленности, суетливости, развитого чувства долга, ранимости.

В обратной связи с  личностными особенностями матерей находятся и другие стили материнского отношения к детям, из них наиболее выражены связи между:

  • кооперацией и факторами G (r = -0,36), M (r = -0,56);
  • принятием и фактором Q3 (r = -0,41);
  • авторитарной гиперсоциализацией и факторами В (г = -0,37), N (r = -0,33), Q1 (r = -0,28);
  • «инфантилизацией» и факторами M (r = -0,40), O (r == -0,32).

Если воспользоваться  классификацией типов воспитания в  семье Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [19; с. 45], то можно считать, что симбиоз  родителя - ребенка относится к дисгармоничному типу взаимоотношений.

В этом случае тип материнского отношения характеризуется эмоциональным  непринятием ребенка, низким уровнем  удовлетворения его потребностей; непризнанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, неравноправием в принятии решений в проблемных ситуациях; манипулятивной стратегией воспитания; необоснованными возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка и др.

1. Гипотеза исследования  подтвердилась: обнаружено влияние  личностных особенностей матери на стиль отношения к ребенку. Наибольшее количество матерей устанавливают межличностную дистанцию в общении с ребенком. Они ощущают себя единым целым с ребенком, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни.

2. Среди личностных  особенностей матерей наиболее  высокие результаты по таким  шкалам как тревожность, подозрительность, доминантность.

3. Наиболее выражены  связи материнского симбиотического  отношения и активных деятельностных  характеристик личности.

3. Матерям с дисгармоничным  типами отношения к младенцу  необходимо овладеть приемами  кооперации и принятия по отношению  к своим детям.

 

 

Заключение

 

Материнство - одна из социальных женских ролей. Хотя потребность  быть матерью и заложена в женской  природе, но общественные нормы и  ценности оказывают определяющее влияние  на проявления материнского отношения.

Материнское отношение представляет собой избирательную психологическую связь матери с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях, и возникающую под влиянием культурных моделей материнского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей матери.

На отношение матери к ребенку оказывает влияние совокупность факторов: этологических; социокультурных; психофизиологических особенностей ребенка; особенностей семейного взаимодействия; личностных особенностей родителя.

Материнское отношение  и ход раннего развития ребенка нельзя отнести к биологически детерминированным, стереотипным явлениям, что существуют их многочисленные варианты, зависящие от большого числа культуральных, семейных, личностных и других факторов. Многие данные указывают на то, что образы «нормального ребенка» и «нормальной матери», складывающиеся в ментальной сфере матери, мотивируют и направляют реализуемое ею родительское поведение, приводя к определенным изменениям в развитии и качестве жизни ребенка.

Эмоциональный контакт  между матерью и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность. Дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обусловливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка.

В младенческом возрасте максимально выраженным является личностное начало материнского отношения. Личностная компетентность матери предполагает осознание человеком собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Было обнаружено влияние личностных особенностей матери на стиль отношения к ребенку. Наибольшее количество опрошенных матерей  устанавливают межличностную дистанцию в общении с ребенком. Наиболее выражены связи материнского симбиотического отношения и активных деятельностных характеристик личности. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем. Среди личностных особенностей матерей наиболее высокие результаты по таким шкалам как тревожность, подозрительность, доминантность. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает отделяться в силу складывающихся обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

Часто симбиозу сопутствует  гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка. Гиперопека, основанная на тревожности, выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителя в личной безопасности. Это может также указывать на внутреннюю, иногда тщательно скрываемую, неуверенность родителя в себе, исходящую, в свою очередь, из противоречивости его личности, неустойчивой или заниженной самооценки. Матерям с дисгармоничным типами отношения к младенцу необходимо овладеть приемами кооперации и принятия по отношению к своим детям.

 

Список литературы

 

  1. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 82-92.
  2. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование) женщины // Перинатальная психология. – 2004. - № 2. – С. 34-39.
  3. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С.38-47.
  4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. - М., 1986. – 134 с.
  5. Винникотт Д.Н. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Литур, 2004. - 400 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. - М: Педагогика, 1983.- 368 с.
  7. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. – С.23-29.
  8. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Экспериментальные исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002. – С.45-56.
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарика, 2005. – 320 с.
  10. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Речь, 2003. - 285 с.
  11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2007. – 545 с.
  12. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Ин-т психотер., 2003. - 319 с.
  13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2000. – 672 с.
  14. Реан А.А Психология человека от рождения до смерти. – СПб., 2001. – 456 с.
  15. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
  16. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелин. – М., 2001. - Т.2. - С.144-152.
  17. Трушкина С.В. Нормативные модели материнства у женщин и психическое развитие их детей в раннем возрасте // Рождение и жизнь. Материалы Международной конференции по клинической психологии детства. - СПб., 2010. - С. 150-152.
  18. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М. 2002. – 240 с.
  19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2009. - 656 с.
  20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: ИПП, 1995. - С. 37-42.

 


Информация о работе Развитие взаимоотношений матери и младенца